18 лет назад на границе с Украиной был открыт автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Нехотеевка».
Как летит время… Я прекрасно помню первый передвижной вагончик на краю поля, мимо которого идёт наша главная южная магистраль на Украину, в Крым. И работали в этом вагончике четыре таможенника, а рядом располагался милицейский пост.
Даже автомобили тормозились для проверки выборочно - из бесконечного потока, мчащегося в обе стороны. А сегодня МАПП «Нехотеевка» занимает первое место в России по пропускной способности транспорта и людей, пересекающих границу (уже после нас идёт Брянск). Он самый крупный по протяжённости: от шлагбаума на въезде и стелы с надписью «Россия» до выезда и стелы «Украина» - 900 метров. Общая площадь перехода - 12,6 гектара.
Школа для соседей
Впрочем, уникальность этого пункта не только в масштабах. Многие пилотные проекты Федеральной таможенной службы России опробуются здесь. МАПП «Нехотеевка» помимо своего главного назначения - международного пункта пропуска - является ещё и школой для соседей-таможенников. Поэтому учиться к нам, перенимать внедрённые здесь технологии приезжают специалисты из Воронежа, Курска, Брянска. А потом внедряют у себя наши программы.
На «совершеннолетие» таможенного городка мы приехали в самое жаркое время - туристический сезон. Представьте, если осенью-зимой через «Нехотеевку» пропускается в сутки 1000-1200 легковых машин, то в летний сезон нагрузка на таможенников (коллектив более 200 человек) увеличивается в три раза. А в наиболее горячие дни, обычно в конце недели, пост пропускает 20-22 тысячи туристов, или, как тут говорят, физических лиц. Это не считая пассажиров рейсовых и туристических автобусов, а также транспортных средств с грузом (порядка 150 в сутки).
Первое впечатление? Очередь из легковушек, автобусов и мотоциклов перед въездом на территорию МАПП, растянувшаяся метров на семьсот, и безлюдье, тишина внутри таможенного городка. По сути, наша небольшая группа, включающая фотокорреспондента, представителя пресс-службы Белгородской таможни и автора этих строк, «прогуливалась» по пункту пропуска в полном одиночестве. И если бы нас не сопровождал начальник МАПП «Нехотеевка», полковник таможенной службы Олег Владимирович Головченко, «экскурсантов» задержал бы первый же таможенник или пограничник.
Шлагбаум открывается
Тишина в разгар рабочего дня объясняется безукоризненным порядком, чётко отработанной за эти годы системой оформления и контроля транспортных средств, физических лиц, пересекающих границу. Шлагбаум открывается, и водителей ждут десять полос для пропуска легкового автотранспорта (в обе стороны), по три полосы для пассажирских автобусов и по три - для грузового транспорта. К услугам пассажиров, следующих на Украину, комфортабельные вокзалы, где они проходят транспортный контроль, досмотр вещей. В пункте пропуска имеются комнаты отдыха, отделение Сбербанка, пункт обмена валюты, пункт первой медицинской помощи, магазины. На вокзале, где осуществляется паспортный контроль, есть комната личного досмотра. Но используется она крайне редко, обычно, если на человека, пересекающего границу, приходит ориентировка правоохранительных органов.
- Наша первая и главная задача - создание комфортных условий для пересечения границы выезжающим на отдых и возвращающимся в Россию, - говорит О.В. Головченко. - Делаем всё возможное, чтобы люди как можно меньше времени тратили на таможенный контроль.
Так, уже при подъезде транспорта к полосе контроля инспекторы заранее раздают пассажирам таможенные декларации, чтобы они заполнили их до начала процедуры контроля. Досмотр транспортных средств таможенники проводят вместе с пограничниками, не тратя лишнего времени. И, надо сказать, этот досмотр сократился с семи до трёх минут. А если люди, пересекающие границу, и стоят в автомобильной пробке, то только на выезде из пункта пропуска.
Старая проблема: украинский пункт пропуска в Гоптовке значительно уступает нашему по пропускной способности.
Но вернёмся на свою сторону. Ещё прошлой осенью в рамках Концепции развития таможенных органов и приближения таможенного оформления к границе началось сооружение таможенно-логистического терминала «Белогорье» для оформления товаров и транспортных средств. В конце года объект планируется сдать в эксплуатацию.
Кстати, на МАПП «Нехотеевка» завершается подготовка к переходу на электронное декларирование. Пункт пропуска оснащён высокоскоростными каналами для передачи информации, линии уже подключены. И в августе начнётся их опытная эксплуатация.
А в сентябре этого года будет сдан ещё один строящийся объект - инспекционно-досмотровой комплекс автотранспорта. Пока же транспортные средства с грузом (и без) досматриваются на мобильном инспекционном досмотровом комплексе (МИДК), куда мы не преминули заглянуть.
Внешне МИДК напоминает передвижную флюорографическую станцию (ездили такие по предприятиям), только сбоку у него большая металлическая рамка, через которую проезжают грузовые машины. Транспортное средство просвечивается рентгеном, а два оператора (сегодня здесь дежурят старшие государственные таможенные инспектора И.А.Васильченко и Д.А.Махонин) следят за монитором. Я тоже взглянул на экран, высветивший огромную фуру, и ничего не понял: какие-то хаотически разбросанные разноцветные пятна.
- Всё довольно просто: металл, органика и неорганика отражаются «своим» цветом, - поясняет Игорь Алексеевич. - Высвечивается стандартная картина, вот как сейчас. Если же что-то не вписывается в стандарт - делаем визуальный осмотр. Могу переключить с цветного на негативное (чёрно-белое) изображение. Смотрите, как чётко теперь высвечивается каждый предмет: все личные вещи водителя, прятать что-либо бесполезно. Предварительно мы исследуем документы на данный груз и сравниваем с реальным содержанием кузова. Фура идёт с грузом стеклянных бутылок - всё соответствует задекларированным документам. Путь открыт.
А были случаи в этом году, когда пришлось «путь закрыть»? И мои собеседники - операторы МИДК - наперебой вспоминают всевозможные ЧП, связанные с задержанием контрабандного товара. В автобусе «Мерседес» в дверях были спрятаны 20 блоков сигарет и 12 мобильных телефонов. В легковушке «высветили» незадекларированный газовый пистолет, в другой - коммерческую партию лапши. В 20-тонной фуре за спальным местом водитель сделал схрон дорогой коллекции орденов и медалей. И, наконец, «премьера» года, о которой в своё время писала наша газета, - гражданин Турции в искусно сделанном тайнике пытался провезти через границу 100 килограммов героина. Наркотик «засветили», и наркоперевозчик был в итоге осуждён на 10 лет…
Так что если первая задача таможенников МАПП - предоставление максимального комфорта туристам, то вторая - предотвращение ввоза-вывоза запрещённых товаров.
К сожалению, по-прежнему не утратила актуальности проблема контрабанды сильнодействующих лекарственных средств и наркотиков. И хотя этим летом крупных партий «дури» на таможенном посту пока не задерживали, упаковки с сильнодействующими таблетками (по 300-500 штук) выявляют регулярно. Специально натренированным собакам из кинологической службы Белгородской таможни, базирующейся на территории МАПП, работа находится круглые сутки.
Музей конфиската
Своеобразным музеем конфиската является склад временного хранения с камерой вещественных доказательств. В просторном здании с искусственным освещением есть бокс углублённого досмотра - с длинной смотровой ямой и вышкой, с которой просматривается состояние брезента на кузове: не вскрывал ли кто в пути следования? Здесь же отведено место для выгрузки товаров. Специальная оперативная группа ведёт тщательный досмотр грузов и транспортного средства.
При складе временного хранения существует целый парк задержанного автотранспорта. Автобусы, грузовики, прицеп с двумя мокиками, мотоцикл с платформой и даже аэросани, на которых незадачливый контрабандист зимой по пахоте пытался пересечь границу. И огромная красная фура - та самая, в раме которой был обнаружен тайник с центнером героина.
Водители этих транспортных средств, как правило, пытались объехать главный таможенный пост на южном направлении, уповая на обилие полевых троп, тропинок, грунтовок и т.д. И угодили в объятия СОБРовцев Белгородской таможни, которым эти стёжки-дорожки тоже хорошо известны.
Груз по приговору суда конфискован, а транспорт попал в этот своеобразный музей тщетных надежд на незаконный заработок, то есть площадку склада временного хранения…
Уже прощаясь с таможенниками, я обратил внимание на расставленные повсюду высокие металлические, окрашенные в серый цвет, столбики. На каждом светится маленькая лампочка. Оказывается, это стационарная таможенная система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь». Система снабжена видеокамерой. Малейшее завышение фона - и сигнал с вашим фото поступает в пункт таможенного контроля. Система фиксирует даже онкобольных, прошедших облучение (по закону такой человек две недели не может пересекать границу). Только за первое полугодие с помощью «Янтаря» обнаружено свыше ста товарных партий с повышенным уровнем ионизирующего излучения и семь физических лиц… Нет, людей не задержали - только предупредили.
Золотое правило: если можно - не создавать человеку лишних проблем.
- 2120 просмотров
Отправить комментарий