По опыту знаю, сколь бережно обращаются с историей родного края в Волоконовском районе. Так что было особенно интересно узнать о судьбе храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца, находящегося в селе Афоньевке Староивановского сельского округа. Вокруг него, как и вокруг любой другой церкви, сплелись судьбы многих людей и эпох.
Бибиковские деньги
- Восстановить историю храма со стопроцентной достоверностью практически невозможно, - с сожалением констатирует настоятель храма отец Александр. - В основном информация передаётся местными жителями из уст в уста. В то же время о наличии некоторых фактов можно говорить с большой долей вероятности.
В начале прошлого века земляк афоньевцев М.М.Бибиков занимал пост губернатора Воронежской губернии. В 1905 году жители села решили обратиться к нему с просьбой о строительстве каменного храма. Собрали делегацию стариков, которые и пришли к губернатору на приём. Говорили, что встретил он их холодно. Но, выслушав, ответил: пока доедете домой, деньги на храм уже пришлю. И действительно, вернувшись, старики встретили в селе приказчика Бибикова с деньгами на строительство каменной церкви.
Афоньевка, кстати, была тогда крупным населённым пунктом. По данным переписи 1931 года в селе жили 2620 человек. А сегодня - всего 530.
- Над проектом храма, говорят, работал петербургский архитектор, - рассказывает глава Староивановского сельского поселения А.И.Брагин. - Наверное, здесь сказались связи Бибикова. Архитектор лично приезжал в Афоньевку, излазил все окрестные холмы в поисках подходящего места. Он же подобрал и глину, из которой затем обжигали кирпич. Говорят, что на Васильевском острове Петербурга есть очень похожий храм, спроектированный тем же мастером.
Кирпичи с яичным белком
Тогда в Афоньевке работало небольшое кирпичное производство. Занимались им местные жители, отец и сын. Их и подрядили на изготовление строительных материалов. Для того чтобы придать кирпичу, из которого строили храм, особый оттенок, в него добавляли яичный белок. Множество куриных яиц использовались местными жителями в не совсем традиционных - строительных - целях.
- Архитектурно храм традиционен для нашей местности, - комментирует отец Александр. - Постройка имеет крестообразную конфигурацию. Стилистически это близко византийскому канону.
В качестве склада
В 1943 году на Белгородчине был хороший урожай зерновых. Селяне приняли решение ссыпать зерно в храм. Так поступили и в соседнем Коровино. В афоньевской церкви перекрытие алтаря не выдержало нагрузки и обрушилось. Зерна было действительно много: голодный 1947 год местные жители пережили во многом благодаря сделанным во время войны запасам.
- В военное время с храма сорвали колокол, - говорит А.И.Брагин. - Падая, он повредил часть кровли. Несколько лет лежал рядом с церковью. А потом исчез. По местной легенде в одну из ночей старики на подводах вывезли его и закопали на пустоши неподалёку от меловой горы. Колокол, говорят, был большой. Когда в него звонили, звук был слышен в Верхних Лубянках - почти за десять километров от Афоньевки.
Сейчас место исполина заняло целое семейство из девяти колоколов поменьше.
- Во время войны на место колокола цепляли обод от колеса, - вспоминает жительница Афоньевки Е.А.Волокитина. - В него и звонили. Но и это недолго продлилось, года два примерно. Потом сняли. А церковь закрыли.
- В советское время храм сначала закрывался как приход, - комментирует отец Александр. - После этого в нём уже не проводились богослужения.
По рассказам старожилов, последний священник, служивший в храме при советской власти, трагически погиб. Однажды он решил отремонтировать текущую кровлю на четверике здания церкви. Не удержавшись на крыше, сорвался вниз. Было это в пятидесятые годы прошлого века. В связи с аварийным состоянием храма власти приняли решение его закрыть.
Не вы ставили, не вам и ломать…
- В 1962 году приехали люди с намерением снять с храма кресты, - вспоминает Е.А.Волокитина. - Сначала правда побывали в Коровино. Там народ оказался дружный. Собрались все жители села и сказали: не вы кресты ставили, не вам и ломать. Сама видела. И храм нетронутым остался. Потом приехали к нам, в Афоньевку. У нас тогда старик один, Кузьма Михайлович, ктитором был. У него и ключ от церкви хранился. Ключ отобрали, зашли внутрь, привязали к крестам верёвки. Пригнали трактор. Одна старушка легла под гусеницы, но тракторист её объехал. Одной-то что тут сделаешь. Заехал он с другой стороны, потянул за верёвку, крест и отломился. Когда падал, повредил часть постройки. Долго храм так и стоял, с отбитыми кирпичами. Кресты куда-то увезли, нам, конечно, никто не сказал куда. Церковь с тех пор открытая осталась. Растянули всё оттуда. Ну, а потом там сделали колхозную кладовую. Зерна туда насыпали много, почти по окна...
Никакой храм не может быть разрушен просто так, считает настоятель афоньевской церкви. В том, что происходило с храмами в 50-60-е годы прошлого века, есть и духовная подоплёка. Точно так же - глубинный духовный смысл присутствует в тяге к восстановлению храмов сегодня.
Обновление
В неприглядном виде храм простоял до 2005 года. Многие жители Афоньевки почти потеряли на то надежду, что он будет восстановлен. И напрасно.
- Инициатива возникла примерно году в 1996-м, - говорит отец Александр. - Но тогда дальше разговоров дело не пошло. Восстановить храм своими силами, конечно, было невозможно. Требовались капитальные вложения, участие специализированных строительных организаций.
Селяне обратились с просьбой о помощи к губернатору Е.С.Савченко. Он пообещал содействие и слово своё сдержал.
Оригинальная дата
Формально престольный праздник афоньевцев - день памяти святого великомученика Георгия Победоносца - 6 мая. Но на специально организованном приходском собрании жителей села они высказали свою волю: праздновать 16 ноября - в день обновления храма великомученика Георгия Победоносца на его родине - в палестинском городе Лиде. Так было заведено в селе с давних пор. На том и порешили.
«Афоньевское чудо»
Многим уже известно об «афоньевском чуде». В отношении него трудно однозначно сказать, явление это более оптического либо религиозного порядка. При определённом положении солнца по отношению к храму в одном из окон некоторые наблюдатели видят словно «воздушные» черты образа. Эти впечатления индивидуальны. Говорят, два стоящих рядом человека могут видеть совершенно по-разному. Или не видеть вовсе.
- Явление образа стали замечать регулярно, начиная примерно с 2005 года, - подтверждает отец Александр. - С тех пор его видят всё отчётливей. Фиксируется он даже на фотоснимках. Чаще всего наблюдатель замечает в храмовом окне образ Пресвятой Богородицы. Как-то объяснить причины его возникновения, скорее всего, не получится. Ведь если чудо можно объяснить, оно уже не будет чудом...
Перемены к лучшему
По словам Е.А.Волокитиной, она всегда близко к сердцу принимала всё, происходившее с храмом. Ходила туда с малых лет, сначала с мамой, а потом и сама. Когда в советское время храм пришёл в запустение, впечатление было тягостное, вспоминает собеседница.
- Бывало, идёшь мимо, посмотришь - аж сердце разрывается, - говорит Евдокия Алексеевна. - Долго так было.
Она, между прочим, живёт неподалёку. Теперь из окон её домика видна нарядная, ухоженная церковь. А в урочное время окрестности оглашает чистый колокольный звон.
- 2774 просмотра
Отправить комментарий