Ирина МАЛИКОВА.
Война и мир Прохоровского поля«Первое чувство, которое возникает на священной земле Прохоровского поля, это чувство благодарности и преклонения перед подвигом наших воинов. У меня лично это чувство персонифицировано. Я преклоняю голову перед каждым конкретным человеком - нашими бабушками и дедушками, отцами и матерями, перед каждым ветераном. Победа была общая».
В.В.ПУТИН
(Из выступления на Прохоровском поле 3 мая 2000 г.)
Три великих ратных поля есть в России: Куликово - на Дону, Бородинское - под Москвой и Прохоровское - в Белгородской области. Духовно соединённые в одно великое пространство, они являются неразрывно целой святыней России и подлинными чудесами той местности, где находятся.
Для Белгородчины Прохоровское поле, ставшее памятником Победы, не просто визитная карточка области, а высшая духовная ступень, с которой начинается любовь как к малой родине, так и своему Отечеству. Чтобы испытать это чувство и понять, какими импульсами наполняется сердце, достаточно просто постоять на поле, прикоснуться рукой к земле и послушать ветер…
Здесь настолько сильная аура, что в какой-то момент возникает ощущение, что попадаешь в место, в котором пересекаются пространство и время - прошлое и настоящее, война и мир, жизнь и смерть… Время навсегда вобрало в себя энергетику событий, пережитых в июле 1943 года.
Много лет прошло после войны, но люди, живущие в этих местах, до сих пор рассказывают удивительные истории. Старожилы села уверяли, что во время сражения видели в небе образ Божией Матери. Много лет спустя, видение, о котором рассказывали старики, появлялось вновь. В разное время видели жители этой местности и лестницу, которая спускалась с неба, и по ней поднимались души погибших солдат. Видение это повторялось несколько раз и в разных местах сражения. Память о тысячах павших героев хранит в себе Третье ратное поле России.
Звонница
Указом Президента РФ от 26 апреля 1995 г. на месте этого крупнейшего сражения Великой Отечественной войны было создано Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле».
Памятник Победы на Прохоровском поле (Звонница) является главным памятником музея-заповедника. Он расположен в двух километрах от западной окраины посёлка Прохоровка. Там, где проходил передний край обороны наших войск летом 1943 года. В канун 50-летия Победы состоялось торжественное открытие памятника, его создатели - народный художник России, лауреат Государственной премии В.М.Клыков, скульпторы Г.К.Силохин и Р.И.Семерждиев.
Монумент освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В монументе В.М.Клыкова соединились две главные темы его творчества: героико-патриотическая и православно- историческая. Памятник является символом возрождения нашей культуры во всей её православной и исторической полноте, знаком спасения нации. На 59-метровую высоту белокаменной четырёхгранной свечой взметнулась Звонница над полем Славы. Её венчает золочёная сфера - символ солнца, исторический символ Российской державы. Над сферой - величественная золочёная фигура Божией Матери (высота скульптуры 7 м), простирающей над Россией свой омофор. Богородица освящает своим покрывалом Третье ратное поле России, укрывая всех нас от бед и напастей.
В верхней части круглого беломраморного барабана, поддерживающего сферу, золотом сияют укреплённые на медной пластине в старославянском стиле слова из Священного писания: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». (Нет больше той любви, как положить жизнь, душу свою за друзей своих).
Отражённый от позолоты и белых плит Звонницы солнечный свет трансформируется в тихое и скорбное сияние. В унисон ему над Третьим ратным полем России как поминальная молитва о героях-воинах, как призыв к сплочению во имя Родины плывёт печальный звон колокола над бескрайними белгородскими полями. Через каждые 20 минут бьёт колокол, три раза в час, что символизирует три поля ратной отечественной славы. Колокол массой 3,5 тонны расположен под куполом Звонницы, образованным устремлёнными ввысь вертикальными стелами и барабаном, и приводится в действие электронным устройством.
Монумент отражает начало сражения, перелом, победу. Как белые свитки текут пилоны монумента, разделённые по граням сквозными, поднимающимися на всю высоту проёмами. В нижней части каждого пилона располагаются дополнительные проёмы в виде округлых «триумфальных» арок, поднятых на одну пятую его высоты, сориентированных по сторонам горизонта. Благодаря такому композиционному решению памятник приобретает воздушность, изящество, его створки-проёмы - словно открытые на все стороны света двери.
Четыре пилона Звонницы, олицетворяющие четыре года войны, включают 24 горельефа (по шесть на каждом пилоне) с многофигурными композициями, насчитывающими до 130 образов.
Четыре верхних горельефа каждого пилона венчают арочные полукружия. Их тематика отражает православное миропонимание русского народа.
Западный пилон посвящён началу войны. На нём изображён Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших.
На северной стороне - изображение святыни, чтимой всей Русской Православной Церковью, - Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». На восточном пилоне - Святая Троица (по иконе Андрея Рублёва). На пилоне, обращённом к югу, - святой Георгий Победоносец.
Через все пилоны проходит скульптурный горельеф «Святые великомученики». Здесь изображения наших подвижников - от Феодосия Печерского до Иоасафа Белгородского, от Сергия Радонежского до Серафима Саровского.
Ещё ниже ряд «Святые воины» - архангел Михаил, архангел Гавриил, Дмитрий Солунский, Дмитрий Донской, Ослябя, Пересвет, Александр Невский и другие.
Пятый опоясывающий ряд горельефов всех четырёх пилонов объединяет общая тема «Герои фронта и тыла». Двенадцать профессий изобразил автор в скульптурах.
Четвёртый сверху и последний шестой ряды являют собой тематические клейма, по одному в ряду на каждом пилоне.
22 июня 1941 года - в день церковного праздника «Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших» - враг без объявления войны вторгся на территорию нашей Родины. Гитлер, поправ общечеловеческие и христианские законы, начал войну в православный праздник, и все святые встали на защиту земли Русской. На пилоне «Начало войны» в торжественных одеяниях пророки, святители, священномученики: Пётр и Павел, Борис и Глеб, Владимир Креститель и другие. Над ними - распятый Спаситель.
В ряду «Святые великомученики» скульптуры: преподобный Иов Почаевский, блаженная Ксения Петербургская, святой Тихон Задонский, преподобный Кирилл Белозерский.
В ряду «Святые воины» изображены: святой мученик Феодор Стратилат, святой благоверный князь Довмонт Псковский, святой мученик Пантелеймон, святой мученик Иоанн.
На горельефе «Поединок» на переднем плане изображён рукопашный бой, где солдат- пехотинец повергает вражеского захватчика, как это было 12 июля 1943 г. на Прохоровском поле. На заднем плане сошлись в смертельном поединке объятые пламенем танки. Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами: «Связист», «Пехотинец», «Сапёр».
Горельеф «Нашествие» отражает тему нашествия врага. Первая жертва - убитый русский солдат и крестьянка, оплакивающая его и свой горящий дом, олицетворяющий охваченную огнём Родину. В клубах дыма и огня просматриваются лица мирных жителей, солдат, уходящих на фронт.
С правой стороны горельефа показана армия захватчиков, ряды автоматчиков, колонны мотоциклистов, пехотинцев, танков. Высоко в небе плотно летят вражеские самолёты.
В левой части горельефа изображена семья, оставшаяся без ушедшего на войну кормильца. Фигуры на этих рельефах несут черты портретного сходства. На руках у опечаленной мамы сам автор памятника в пору довоенного детства в курской деревне Мармыжи. За её юбку держится старший братишка. На русских лицах застыл ужас и ненависть к захватчикам, смело шагающим по нашей земле, несущим с собой разрушения и тлен.
На северном «Курском» пилоне, обращённом в сторону Курской области, скульптор воплотил Курскую Коренную чудотворную икону Божией Матери «Знамение», которая является заступницей Руси ещё со времен монголо-татарского нашествия.
На переднем плане горельефа «Атака» изображён политрук, поднимающий солдат в атаку. Воодушевлённые его порывом, слились в одно целое за его спиной, сметая на пути врага, воины-пехотинцы, танки, артиллерия, авиация. Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами «Санитарка», «Рабочий», «Железнодорожник». У девушки-санитарки на левом боку фляжка с водой, на правом - санитарная сумка. Рабочий-подросток стоит около металлообрабатывающего станка на ящике. В правой руке держит артиллерийский снаряд. Левой рукой опирается на станок. Рядом с ним находится стеллаж с гранатами.
На переднем плане горельефа «Объявление войны в городе» - жители разных возрастов. Рядом с рабочими - сталеваром, кузнецом, металлургом, сварщиком - стоят служащие. В строгом молчании они слушают обращение В.М.Молотова к советскому народу, передаваемое по радио. Лица людей сосредоточенны: мирный труд нарушен и настала пора защищать свою землю от врага.
Восточный пилон венчает горельеф «Святая Троица» по иконе Андрея Рублёва. Художник стремился передать единство Троицы. В ряду «Святые великомученики» изображены преподобный Корнелий Псковско-Печерский, преподобный Амвросий Оптинский, преподобный Мефодий и святой Кирилл, создатели славянской письменности.
Горельеф «Объявление войны в деревне». Жаркое июньское лето. Пора сенокоса. Занятые мирным делом люди не ждут беды. Их работу прерывает появление всадника. Мальчик на взмыленном коне принёс страшную весть: «Война!». В центре горельефа - сельский военкомат. Крестьяне прощаются с родными, получают оружие и уходят на фронт. Многие из них уходят в вечность.
...Женщины, дети, старики возвращаются в освобождённую от врага деревню. Разрушен православный храм, родные дома превращены в пепелища. На развалинах начинается обустройство. Об этом свидетельствует горельеф «Возвращение». На переднем плане крестьянка и её сын-подросток ведут домой корову. Благодаря «кормилице» в годы войны выжили многие семьи. Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами: «Крестьянка», «Партизан», «Сталевар».
Южный «Победный» пилон венчает горельеф, изображающий святого великомученика Георгия Победоносца. Святой Георгий изображён юношей-воином на коне, поражающим дракона. Издревле этот святой считался покровителем русского воинства.
В ряду «Святых великомучеников» скульптуры преподобного Алипия, иконописца Печерского, святого Иоасафа Белгородского, святого Петра Московского, святого благоверного князя Даниила Московского.
В ряду «Святые воины» изображены: архистратиг Михаил, архистратиг Гавриил, апостол Павел, святой великомученик Дмитрий Солунский.
Горельеф «Благословение». Солдаты уходят на фронт. Их провожают родные и близкие. Остаются в родной деревне старики да женщины с детьми. На ратный подвиг воинов благословляет священник. На фронт идут пехотные и танковые колонны. На башне одного из танков надпись: «Дмитрий Донской». Уходит войско за горизонт, оставляя опустевшие, притихшие сёла.
Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами: «Лётчик», «Артиллерист», «Танкист».
На горельефе «Победа» маршал Г.К.Жуков в парадном одеянии на коне во время Парада Победы. Под копыта коня брошены штандарты поверженного врага. В руке у маршала цветущая ветвь яблони - символ мира. На заднем плане горельефа ликующая Москва. Огни праздничного салюта рассыпаются над городом - героем.
Собор Петра и Павла
Наряду с Памятником Победы возведён храм, а затем и православный ансамбль в память о погибших на Курской дуге. Решающее событие битвы произошло 12 июля, в день святых апостолов Петра и Павла, потому основной храм был назван их именами.
История возведения Петропавловского храма началась 14 июня 1992 года, в праздник Святой Троицы и День поминовения воинов, павших в Прохоровском сражении. Возведение храма по древней русской традиции велось на народные средства, за счёт пожертвований населения, предприятий, организаций. Пять тысяч дарителей внесли посильный вклад в создание храма.
Кроме денежной помощи многие предприятия и организации безвозмездно поставляли стройке материалы и технику, выполняли отдельные заказы и оплатили конкретные программы. Среди них Российский Детский фонд А.Лиханова, югославская фирма «Братья Карич» - её вклад составил 100 млн рублей для закупки кирпича, концерн «Норильский никель», поставивший медь для храма и Звонницы, АО «Уренгойгазпром» доставил строительную и дорожную технику, АО «Калужский турбинный завод» (пять крестов для большого и малого храмов), Петрозаводский комбинат «Амиты», поставивший гранит, АО «Саянмрамор».
Строительство храма началось в марте 1994 года и завершилось в рекордно короткие сроки - в течение 14 месяцев. С первых дней начала действовать рабочая группа Попечительского совета под председательством Н.И.Рыжкова в тесном сотрудничестве с администрацией Белгородской области и губернатором Е.С.Савченко, взявшим возведение храма под личный контроль.
После освящения Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 3 мая 1995 года храм святых апостолов Петра и Павла принимал первых прихожан.
Авторами проекта храма, согласованного со святейшим Патриархом Алексием II, стали сотрудники архитектурного отдела Московской Патриархии: главный архитектор Д.С.Соколов, главный инженер Е.Н.Попов, главный конструктор С.А.Белов.
Наш храм одноглавый. Такая композиция напоминает зажжённую свечу. Цвет купола также важен в символике храма. Золото - символ небесной славы.
Во внутреннем убранстве храма значительное место занимают мраморные доски с именами воинов, погибших во время сражения на Прохоровском поле. Задача росписи - создать целостный ансамбль, объединяющий все элементы храмовой декорации, не нарушая при этом иконописные каноны. Мемориальное значение храма Петра и Павла - посвящение его Победе в Великой Отечественной войне и заступничеству первоверховных апостолов Петра и Павла.
По материалам,
предоставленным дирекцией
музея-заповедника
«Прохоровское поле»,
подготовила Ирина МАЛИКОВА.
Снимки из альбомов «Священная земля» и «Прохоровская земля подвига и славы»
Отправить комментарий