Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Урановый геолог

Белгородец Михаил Филиппович Кузьминов сорок лет ковал ядерный щит отечества.
Он и сейчас отслеживает все события, происходящие в мире и касающиеся сферы его профессиональных интересов. Он один из немногих, кто стоял практически у истоков создания ядерного щита страны и помнит, как это всё начиналось. Не остался без внимания инженера-геолога и недавно подписанный договор между Россией и США об обоюдном сокращении арсеналов ядерного оружия, которое, по мнению президентов, упрочит безопасность всего мирового сообщества.

Настоящая специальность

Поступать в Старооскольский геолого-разведывательный техникум М.Ф.Кузьминов решил сразу после окончания семилетки, очень уж хотелось получить настоящую специальность. Да и в душу запали слова вождя, призывавшего развивать тяжёлую индустрию, чтобы дать отпор любому врагу. Конкурс был пять человек на место, но это не испугало парня. Он уверенно шёл к своей романтической мечте. Жизнь в палатке, экспедиции, открытия, тайга, горы… Именно так представлял себе будущую профессию Михаил Филиппович.
Реальность оказалась иной: много тяжёлой работы и никакой романтики. Будучи студентом, он побывал в двух экспедициях. В первой искали глину под Минском, для чего пришлось вручную пробурить десятки скважин. А на вторую практику парня отправили в Северную Осетию на свинцово-цинковые месторождения.
- Процесс был очень трудоёмким, - вспоминает Михаил Филиппович. - Да и какая тогда была техника?! Всё приходилось делать вручную. Бурили, закладывали взрывчатку и на неделю уходили из штольни, потому что в те годы ещё не использовали принудительное проветривание после взрыва, а потом работа возобновлялась.
В ту практику М.Ф.Кузьминову впервые поручили вести документацию.
- Геолог должен все трещины описать, - объясняет Михаил Филиппович, - показать азимут, направление. Разглядеть породы, зарисовать кровлю, стенку штольни, отобрать образцы, сделать пробы… Наука!..
Практика не разочаровала молодого человека в будущей профессии, а даже наоборот - усилила интерес к геологии. А в конце четвёртого курса в техникуме появились люди в погонах. Представились: из Министерства среднего машиностроения.
- Его в народе назвали вотчиной Берии, - поясняет Михаил Филиппович. - Там занимались созданием ядерного щита страны. Им нужны были геологи-уранщики.
Кузьминову как одному из лучших студентов предложили заниматься поиском урановых месторождений. На тот момент это казалось чем-то фантастическим. И Михаил Филиппович охотно согласился. После окончания техникума стал ждать вызова из Москвы.

Советский человек

3 августа 1953 года получил телеграмму: «Прибыть в Москву…». В отделе кадров он появился в залатанных штанах - денег на новые не было.
- Вы же советский человек, - ахнули там, - за границу едете! Немедленно экипируйтесь!
И в счёт будущей заработной платы начинающему геологу выдали целых три тысячи рублей.
- Я тогда шляпу себе купил, костюм, рубашку, туфли и кое-что в дорогу, - вспоминает Михаил Филиппович. - Оставшуюся тысячу разделил напополам и отправил матери и жене.
Уже в сентябре вместе с двадцатью другими геологами он оказался в Чехословакии, в городе Марианске-Лазе.
- Там были урановые месторождения, но не хватало специалистов, - рассказывает М.Ф.Кузьминов. - К русским относились с большим уважением. Я всё поначалу никак не мог привыкнуть, что меня называют «пан инженер». Сначала мы добывали уран, а потом была поставлена ещё одна задача - исследовать находящийся неподалёку заброшенный рудник.
Вместе с главным геологом разведуправления Михаил Филлипович стал изучать чешские архивы. Оказалось, что в старом руднике добывали серебро. Так, по крайней мере, значилось в картах выработок XVI-XVII веков. Но всё же геологи решили обследовать рудник на наличие в нём урана. Михаил Филиппович взял в помощники чешского коллегу, и они спустились в штольни.
- Там было настолько узко, что приходилось протискиваться боком, - вспоминает М.Ф.Кузьминов. - Мы взяли с собой радиометр, который и показал присутствие следов урана.
Дома Михаил Филиппович зарисовал всё по памяти. Знания и чутьё не подвели геолога - в заброшенном руднике при бурении нашли уран. В 1955 году Кузьминов вернулся на родину, а через пару месяцев его срочно вызвали в Белгородский облисполком. Оказывается, на имя М.Ф.Кузьминова пришло письмо из Чехословакии. Волнение и недоумение охватило молодого геолога: что могло случиться?! Новость была приятной: за прирост запасов урана чехословацкие власти наградили Кузьминова медалью и выдали премию - пять тысяч рублей.

Новые маршруты

Следующим пунктом в трудовой биографии Кузьминова стала Киргизия. Здесь вместе с молодыми активистами, девчонками и мальчишками, у которых за спиной были десятилетка и курсы геофизиков, они искали урановые месторождения.
- Жуткий ветер, высота… Нам за сложность тогда доплачивали 40 процентов высокогорных и 60 - безводных, - вспоминает Михаил Филиппович. - Жили в палатках. Мне дали лошадь, ружьё и 25 патронов.
За год работы они нашли более ста радиоактивных аномалий, десять из которых рекомендовали для бурения. Такой результат в геологии считался большой удачей.
В 1967 году Михаила Филипповича перебрасывают в Казахстан, где он работал главным геологом шахты № 7 в городе Степногорске. Эта шахта всё никак не могла выполнить план, её специалисты ссылались на сложные геологические условия месторождения. Но при новом главном геологе дела пошли на лад. Шахта вошла в число передовых, а самого М.Ф.Кузьминова наградили медалью «За трудовую доблесть».
Очередным пунктом в кочевой жизни геолога стала Германия, где Михаилу Филипповичу пришлось, помимо поисков урана, читать коллегам лекции и делиться опытом.
- Одной из самых любимых у немцев, - рассказывает Михаил Филиппович, - была лекция о БАМе.
В Германии М.Ф.Кузьминов проработал шесть лет, а затем вернулся на Белгородчину, где также продолжал заниматься поиском аномалий стратегического сырья. Тысячи скважин, годы неустанного труда...
В 1987 году М.Ф.Кузьминов ушёл на заслуженный отдых, но и по сей день продолжает внимательно следить за всеми новшествами, которые происходят в жизни и геологии.

 

Нина РУХЛЕНКО

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина