Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Третьего не дано!

Каким вопросом чаще всего задаёмся мы, когда нас постигает несчастье? В чём ищем причину неприятностей на работе, семейных неурядиц, смерти близких людей?

Не судите

«Господи, за что?!» - восклицаем мы в отчаянии. И очень часто действительно верим, что нас, в общем-то не делающих ничего плохого, примерных тружеников и семьянинов, никого не убивших, не ограбивших, время от времени заходящих в храм и ставящих там свечки, наказывать не за что. Вон сколько вокруг действительных грешников - пьяниц, сквернословов, наркоманов, а то и явных преступников.
Стоп! Прямо здесь, сейчас, соглашаясь с этой мыслью, мы совершаем очень тяжкий грех, преступая заповедь Господа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7, 1). Кто дал нам право предвосхищать Божий суд - и не только осуждать других, но и решать, кто из них более достоин гнева Божьего? «Не судите» - не означает закрыть глаза и уши и не противиться окружающему нас злу. Слова Христа «не противься злому» (Мф.5, 39) говорят о личном непротивлении, неотмщении тому, кто причиняет зло лично мне. Но тот же Христос говорит, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15, 13). А у ветхозаветных иудеев, к которым прежде всего обращался Христос, душой называлась сама жизнь. Стало быть, Господь призывал не щадить своей жизни, защищая ближних. Но распоряжаться чужой судьбой, желать человеку зла, ставить себя выше кого бы то ни было - мы права не имеем. «Кто ты, что судишь чужого раба?» - восклицал святой Иоанн Златоуст. Все мы - рабы Господни. Один Господь знает все обстоятельства жизни, окружающей обстановки, наследственности, личных душевных и физических качеств человека, один Он видит не только прошлое и настоящее, но и будущее каждого из нас и один Он может распоряжаться нашей жизнью.
Вот и первый ответ на вопрос «За что?». За наше нерадение о себе и вмешательство - пусть даже мысленное - в жизнь других людей. Мы в большинстве своём очень быстро привыкаем видеть соринку в чужом глазу и не замечать в своём бревна. То есть одни и те же проступки мы с лёгкостью прощаем себе, извиняясь известными нам обстоятельствами, но никак не прощаем соседям, сослуживцам, знакомым. «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7, 5), - говорит Господь. И предупреждает: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7, 1).

Учиться у святых

Если мы обратимся к писаниям и высказываниям святых отцов, то заметим, что все они называли себя грешниками, причём, чем выше был духовный подвиг святого, тем менее считал он себя достойным Божьего милосердия. Церковь говорит о необходимости подражать святым, учиться у них. А сами эти святые постились до прозрачности тела, молились по тысяче дней и ночей на камне (Серафим Саровский) или на столпе (Симеон Столпник и многие его последователи), бежали в дремучие леса, пустыни, на необитаемые острова - и всё это вовсе не для того, чтобы стать святыми. Они молили Господа простить грехи - лично их, а потом и всего человечества. И искренне считали себя самыми страшными грешниками.
Когда умирал святой Пимен Великий, обступившие его ученики наблюдали, как в последние минуты земной жизни он молит Господа о прощении грехов. «Отче, ужели и ты боишься?» - робко спросил кто-то. И услышал: «Не знаю, положил ли я во всю жизнь начало покаянию».

Холоден или горяч?

Откуда же такая строгость святых к самим себе? Дело в том, что чем глубже человек постигает Бога, чем выше поднимается по лестнице преодоления своих греховных страстей и наклонностей, тем яснее он видит бездну грехов, в которые пытается втянуть его враг рода человеческого диавол. Человек, впервые пришедший на исповедь, называет лишь те грехи, которые он совершил в молодости и вплоть до настоящего дня и о которых он действительно сожалеет. Потом наступает черёд исповедовать те проступки, которые признаёт греховными Церковь, хотя сам человек и не считает их серьёзными жизненными ошибками, оправдываясь тем, что реалии жизни далеки от теоретического вероисповедания. А ещё через 2-3 исповеди наступает ощущение раздвоенности: вроде бы и надо идти исповедоваться (Великий пост на дворе), а с другой стороны - как бы и не в чем, ничего серьёзного не совершил, в душе и на листочке, приготовленном для исповеди, всё тот же набор общих фраз и «мелочей», о которых вспоминаешь как о грехах только вот в этот момент. А между тем, это самое страшное - это и есть та теплохладность, о которой говорит Господь в Апокалипсисе: «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр.3, 15-16).
Когда человек говорит - хотя бы и мысленно, самому себе: «У меня нет грехов», - он отторгает себя от Бога. Видеть свои грехи и противостоять им молитвою и горячим покаянием - главное в жизни христианина. Недаром в ежедневно читаемой Великим постом молитве святого Ефрема Сирина есть слова: «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Но для того, чтобы видеть грехи, нужно постоянно трудиться над своей душой. А труд духовный - это и посещение церковных богослужений, и домашняя молитва, и чтение Евангелия и свято-отеческой литературы; это полная вера в неложность всего, что сказано Христом и апостолами и, конечно же, стремление не только знать, но и жить по Евангелию, без всяких скидок на «наше время».
Ни добропорядочная жизнь, ни добрые дела сами по себе не спасают человека. Потому и назван Иисус Христос Спасителем, что только Он Своим человеколюбием может привести нас в Небесное Царство. Но лишь тех, кто сам этого хочет и стремится идти за Ним. А мы часто не понимаем этого и, как слепые котята, тычемся по углам, не находя выхода. И тогда Господь помогает найти исход из нашей теплохладности. Каждого Он зовёт по-разному. Кому-то достаточно слова, прочитанного в книге или услышанного на проповеди в храме. Но чаще наши закосневшие в земной обыденности сердца нуждаются в «шоковой терапии». И возникают ситуации, заставляющие нас в отчаянии восклицать: «За что?!». Хотя правильнее спросить: для чего?

Через страдания

Очень многие люди приходят к Богу именно через страдания - болезнь и даже потерю близких. Жестоко? С точки зрения нашего во многом ещё атеистического воспитания - да. Но если взглянуть на человеческую жизнь глазами вечности, то что значат временные радости и страдания земной жизни в сравнении с вечной участью души?
Есть такая церковная притча. Один монах постоянно задавался вопросами, почему Господь одним посылает богатство, а других оставляет прозябать в нищете, одни имеют много детей, а другие остаются бездетными, одни живут до глубокой старости, а другие умирают молодыми? Однажды он отправился в паломничество. По дороге к нему присоединился другой монах. И вот в первый же день, остановившись в каком-то селении на ночлег, они уходили из приютившего их дома рано утром, до свету, чтоб не беспокоить хозяев, и этот второй монах прихватил с собой серебряное блюдо - единственную ценность хозяев, а затем, проходя мимо реки, выбросил его в воду. Подобные нелепые поступки совершал он и в других местах. Но вот, наконец, в одном из домов он «на прощанье» убил маленького сына хозяев. Тут первый монах не выдержал: «Что ты за человек, - вскричал он, когда они бежали из дома, - везде творишь зло. Что плохого сделали тебе эти люди?». И тогда его спутник, прозревая будущее, рассказал, что в первом доме после смерти отца дети перессорились бы из-за наследства и убили друг друга, не сумев поделить блюдо; подобное должно было произойти и в других домах, которые посетили монахи; а ребёнок из последнего дома через годы стал бы разбойником и убил многих людей, но, поскольку сам умер во младенчестве, то сподобился ангельского чина в райских обителях. Сказав это, странный монах стал невидим, и первый путник понял, что то был ангел, посланный Богом разрешить его недоумённые вопросы.
Пути Господни неисповедимы. Нам же нужно не роптать и терпеливо переносить всё, случающееся с нами. «За всё благодарите», - говорит апостол. Легко ли? Конечно, трудно. Но ведь и путь в Царство Небесное узок и тернист, а лёгкая и широкая дорога ведёт в ад. Третьего не дано.

 

Марина Захарчук

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина