Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

День в Красном Хуторе

День в Красном ХутореДень в Красном ХутореДень в Красном ХутореДень в Красном ХутореДень в Красном ХутореДень в Красном ХутореМы с коллегой-фотографом решили провести эксперимент: поехать наобум, без подготовки, в любой из населённых пунктов Белгородской области, пообщаться с местными жителями и нарисовать непредвзятую картину их жизни. Методом тыка по карте остановились на селе Красный Хутор Белгородского района. Всё, что было нам известно о селе - что это приграничная с Украиной зона. Мы совершенно не представляли, чего ожидать от путешествия туда. Однако вооружились фотоаппаратом, блокнотом и сели на утреннюю электричку. И вот что из нашей поездки получилось...

Местный сталкер

Так вышло, что, несмотря на всего лишь 40 минут пути на электричке до пункта назначения, попасть в Красный Хутор мы смогли не с первого раза. В тот день мой фотограф взял с собой фотоаппарат, но совершенно забыл про паспорт, без которого в приграничную зону лучше не соваться. Железнодорожная станция Красный Хутор - следующая после Наумовки, где проводится пограничный и таможенный контроль поездов. Естественно, в Наумовке с поезда нас «ссадили».
Мне пришлось долго ждать на станции, пока в помещении КПП устанавливали личность фотографа. Через некоторое время ко мне подошёл человек в гражданском:
- Ссадили?
- Ссадили, - говорю.
- Там УАЗик мой стоит за КПП. Если вам в Красный Хутор, то за 500 рублей докину. Если без паспортов - за тысячу. Если нелегалы и через саму границу перевезти надо - 2000 рублей. А пешком пять километров по грунтовке вам идти до самого хутора, так что думайте.
Я пообещала подумать.
- А что, у вас там родственники - в Красном Хуторе? - снова поинтересовался водитель УАЗика.
- Нет, - отвечаю, - мы журналисты, материал для газеты собираем.
После этих слов перевозчик поджал губы и отошёл в сторону. Своих услуг больше не предлагал, и всё остальное время, пока я стояла на перроне, общался с другими высаженными на станции пассажирами - а было их немало.

«Наша Russia» на границе

Станция жила своей жизнью: с утра уже усталый таможенник раздражался на высаженных с баулами торговок, а они, в свою очередь, путали его в «показаниях», заполняя декларации с ошибками - то ли намеренно, то ли и правда по неграмотности. Их общение напомнило диалоги персонажей «Нашей Раши» Джумшута и Равшана с «нащяльником»:
- Что вы тут написали: «шесть штук»?
- Сыр...
- Что значит «сыр» - «шесть штук»? Пиши, сколько килограммов!
- Я и написала…
- Где написала? Куда и откуда везёшь, пиши! Зачем написала, что из России в Россию везёшь? Ты же на Украину везёшь!
- Я написала, что на Украину везу...
- Это ты в графе «гражданство» написала «Украина»! А тут написала, что везёшь в Россию! Пиши как надо! Думаете, мне тут с вами время терять приятно?!

Обмотанная товаром

Где-то через час спустя отпустили моего коллегу-«нелегала», и мы решили вернуться в Белгород обратной электричкой, а в Красный Хутор попасть следующим днём, по-человечески, со всеми документами.
В Белгород из Наумовки ехали на харьковском 11-часовом электропоезде. Он показался менее опрятным и уютным, чем белгородский, но вполне возможно, что сыграло свою роль испорченное неудачной поездкой настроение. К этому времени в вагонах и тамбурах образовалась толкучка из дачников и торговцев, везущих товар. На коротких остановках ловкие парни успевали закидывать в поезд десятки тяжёлых коробок. Машинист не закрывал двери электрички, пока они не завершали погрузку, хотя поезд и стоял при этом дольше положенного.
- Валю высадили, помнишь её? Обмоталась товаром под курткой, а в электричке не выдержала, неудобно, душно, выкладывать всё стала, вытаскивать из-под одежды. Её и поймали. Удивительно, куда она всё это позасунула? - обсуждали последние события женщины в вагоне.

Контрабандистка и макароны

Следующее наше утро прошло по такой же схеме: вокзал, восьмичасовая электричка на Харьков, пограничный контроль в Наумовке. Только вошедшие в вагон пограничники уже совсем не смущали: на этот раз с документами всё было в порядке.
Станция Красный Хутор встретила разборками женщины-контрабандистки на «Жигулях» с пограничниками, задержавшими её.
- Жрать я это буду, домой везу, что непонятно! - яростно кричала гражданка, вываливая коробки с продукцией из машины под ноги пограничникам. Её задержали прямо на дороге у самой станции. Макароны высыпались в грязь. Так она пыталась доказать пограничникам, что ничего незаконного не делала.
Прошлись через посадку, что позади станции, и вот мы в Красном Хуторе. Внешний вид села достаточно презентабелен. В большинстве своём - ухоженные добротные дома, автомобили, а где и грузовички у ворот.

Обыкновенная погоня

В селе царила деревенская идиллия: старушка возилась с ведром у колодца, со дворов раздавался собачий лай. Внезапно сельскую тишину нарушил звук сирены: из-за поворота на полном ходу выскочила белая «Волга», на хвосте у которой «висела» патрульная милицейская машина. В кабине «Волги» удалось заметить двух молодых людей и наклейку с надписью «бродяга» на стекле заднего вида. Погоня провизжала по всей деревне и скрылась. Но, судя по реакции на погоню местных жителей, она не произвела на них никакого впечатления. Стоявшие возле магазина мужички, кажется, даже не прервали свою беседу. Да и старушка ведра с водой не опрокинула, так и продолжила спокойно нести.
- Да у нас по десять раз на дню такое, тут ничего особенного, - с улыбкой заговорила с нами продавщица придорожного сельского магазина, в который мы зашли первым делом: если театр начинается с вешалки, то деревня - с сельского магазина. - Постоянно кто-то мотает то в одну сторону, то в другую, постоянно за ними гоняются. Мы уже и внимания на такие дела не обращаем.

Соседи нам рады

Зоя Ивановна живёт в Красном Хуторе уже много лет. В селе она человек уважаемый, нужный. Местные жители зовут её тётей Зоей, обязательно с каждым покупателем парой слов перекинется, всё обо всех знает. На витринах сельского магазина - и наши продукты, российского производства, и с этикетками на украинском языке.
- Контрабанда? Вы что, нет её у нас, - продолжает улыбаться тётя Зоя. - Часто местные жители покупают у соседей из Казачьей Лопани продукты и вещи, у них это немного дешевле. Украинские торговцы всегда рады россиянам, мы все друг друга в лицо знаем. Между нами и соседями никогда не было никаких противостояний, только сотрудничество. Да они бы столько не продали продуктов, если бы мы не ездили к ним закупаться.
Как рассказал глава Краснооктябрьского сельского поселения Иван Григорьевич Кравченко, в Красном Хуторе постоянно проживают 585 человек, село состоит из 211 дворов. Многие жители ездят работать в Белгород, так как сельскохозяйственное предприятие «Колос», которое десятилетиями кормило сельчан, было развалено несколько лет назад.
Местные жители посоветовали посетить заброшенную ферму:
- Сходите туда, может, интересно будет.

Развалили…

Нам было интересно, и мы решили прогуляться к бывшей ферме. Как выяснилось, предприятие оказалось разваленным в самом прямом смысле: первое, что бросилось в глаза, - кладбище сельхозтехники. Комбайны, трактора и даже школьный автобус ржавеют на пустыре. Но территория фермы оказалась не безлюдной: нас сразу встретил сторож.
- Вы не шпионы? - спросил он, увидев фотоаппарат.
- Нет, мы корреспонденты из Белгорода. А что охраняете? Разве колхоз ещё работает?
- Лом и охраняю. А так давно бы уже ничего здесь не осталось, разворуют в пять минут.
Как оказалось, Евгений Сергеевич - тоже коренной житель Красного Хутора. В колхозе, «останки» которого теперь сторожит, работал со дня его основания - с 1965 года. Здесь разводили крупный рогатый скот, и за годы своего существования он несколько раз менял название: сначала был «Искрой», потом именовался колхозом имени Жданова, а в более поздние годы носил название «Колос». Предприятие обеспечивало работой всё трудоспособное население Красного Хутора. До тех пор, пока пару лет назад его не прибрали к рукам москвичи.
- Всех коров, а их было более трёхсот, вместе с телятами сразу на мясо пустили, - сокрушается сторож. - А только что отстроенную «родилку» - родильное помещение для коров - по кирпичику разобрали.
Действительно, место, где раньше располагались коровники и другие сооружения, теперь напоминает руины после бомбёжки.
- Вроде бы сейчас наметилось дело, Борисовская зерновая компания пообещала взяться за колхоз, восстановить его, - поделился надеждой Евгений Сергеевич. - Некоторые хуторяне устроились туда работать.
- А что это за школьный автобус стоит посреди кладбища сельхозтехники?
- Наш школьный автобус. Уже четыре года тут стоит.
- Сломан?
- Да нет, вроде… Купили его для школы, так ни разу, кажется, и не пользовались. До ума не довели, так и застрял. Стоит, ржавеет.

Заложники границы

Многие жители Красного Хутора ездят на работу в Белгород, для них это вынужденная мера. Но, по словам местных жителей, с общественными видами транспорта в селе дело обстоит не просто.
Как пожаловалась директор сельского дома культуры Галина Сопина, первая электричка в город идёт в 5.20 утра, следующая - только в 9.50 утра.
- Ни туда, ни сюда, - сокрушается Галина Александровна. - При этом электричка стоит полтора часа на границе. В прежние времена электрички в город ходили каждые полчаса. Последняя через наше село в 11 вечера шла на Белгород, в 10 - на Харьков. На танцы и концерты в клуб не только белгородцы, но и украинские соседи приезжали. Даже контролёры в электричке знали, какая у нас в клубе программа. Говорят, что электрички отменили в целях борьбы с контрабандой. Я жила на Дальнем Востоке, на границе с Китаем. И никогда местное население не страдало от близости с границей, а здесь мы являемся её заложниками. Но мы ведь не виноваты, что живём у границы.
Светлана тоже живёт в Красном Хуторе, но работает санитаркой в одной из городских больниц. Добираться на работу сложно, расписание электричек не подстроишь под трудовой график, в связи с этим нередко приходится меняться с коллегами и оставаться в больнице на ночь. Есть маршрутка, но в плохую погоду автобуса можно и не дождаться. К примеру, в течение двух морозных и гололёдных недель зимой маршрутного сообщения в Красном Хуторе не было совсем: водители отказывались работать.

В два захода

Глава поселения И.Г.Кравченко подтвердил, что сейчас земли бывшего колхоза «Колос» переданы Борисовской зерновой компании. На полях идёт работа, и несколько человек из хуторян там трудятся. Остальные местные жители работают за пределами Красного Хутора.
Недавно сельсовет организовал для местных общественные работы: мусор убирать, колодцы ремонтировать. Таких рабочих мест всего два, одно из них занимает хуторянин Александр Зуботенко.
- Как платят? - спрашиваем.
- Тысячи четыре... без трёх, - отшутился он.
Мы провели день в Красном Хуторе, пообщались с его жителями. Картина, надо сказать, вышла ничем не удивительная, наоборот, довольно заурядная. Как и везде, живут люди посреди проблем, пытаются как-то из них выкрутиться. Одни думают, где работу найти, другие - как добраться до неё. И правда, добраться из Красного Хутора в Белгород действительно проблематично, не в один заход. Маршрутки, должной по расписанию отправиться в город, мы так и не дождались. На электричку тоже не попали. Пришлось ехать на попутке до соседнего села. А оттуда уже в Белгород.

 

Мария ЛИТВИНОВА.
Фото Василия КУЧМЫ

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина