Казалось бы, понятия "детство" и "сказка" неразделимы. Вспоминаю, как мои ребятишки, отходя ко сну, прямо-таки требовали очередную порцию сказок и как они радовались каждой новой книге сказок. Несмотря на накопившуюся за день усталость, мы с женой никогда не отказывали детям в их просьбе. Даже когда они пошли в школу и уже умели читать самостоятельно, всё равно просили почитать на ночь сказки. Были в нашей семье и любимые сказки, которые читались и в десятый, и в сотый раз. Вопросы "почему?" сыпались как град. Мы обсуждали поведение сказочных героев, причины их успехов или неудач. Читали мы сказки и в качестве средства убеждения сына или дочери. Мне могут возразить: в семье педагогов по-другому и быть не могло. Да нет, сказки в недавнем прошлом были одними из самых покупаемых всеми слоями населения книг. А что теперь? Совсем недавно был свидетелем, как молодой интеллигентный мужчина покупал своей трёхлетней дочери диск с компьютерными играми. Купив, довольный ушёл: вот будет радоваться ребёнок, три года - а она уже на компьютере такое выделывает! А рядом, в соседней торговой палатке, сиротливо лежали умные детские книжки. А какое оформление! Вот бы такое двадцать лет назад! Но даже прекрасное оформление не привлекает и не трогает. Продавец поделилась, что сказки спрашивают всё реже и реже. Больно защемило в груди. Подумалось: как же так? Принесёт папаша компьютерный диск, ребёнок засядет на несколько часов за компьютер, освободив горе-родителя от необходимости общаться с ребёнком, отвечать на вопросы. Так же проще! Да, сегодня, может быть, и проще. А завтра?
На собственном житейском и педагогическом опыте твёрдо убеждён, что сказки - это великолепный воспитательный и познавательный материал. Они содействуют развитию эмоций, побуждают к размышлениям. Сказкам присущи простота и непосредственность, которые в свою очередь соответствуют таким же свойствам детской психологии. Велико значение сказок в плане познания обычаев и традиций, быта, истории народа. В сказках отражены лучшие черты народа. Помните: "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок"? Действительно, что ни сказка, то урок. Урок доброты, щедрости, отваги, трудолюбия, остроумия, любви к Родине, юмора. Большинство сказок внушает уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Страдания положительного героя преходящи, временны, за ними обычно приходит радость.
Очень часто можно услышать: "На самом деле так не бывает". Разговор о том, как бывает на самом деле, лежит в плоскости познавательной. К примеру, сказка "Война грибов" знакомит детей с существующими в природе различными видами грибов: здесь и боровик, и рыжики, и волнушки, опёнки, грузди и др. Главное в сказке "Каша из топора", конечно, моральный вывод: не будь жадным. В этом основная идея. Но и познавательный смысл велик. Сказка рассказывает о том, как нужно варить кашу, без крупы и масла этого не сделаешь ("Всем бы кашица взяла, только б малую толику крупы подсыпать!", "Совсем бы готово, только б маслом сдобрить!").
Самый распространённый вид сказок - сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих. Где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребёнок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбу хвостом и т. д. Самые элементарные и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребёнка нормы поведения.
Какую важную для воспитания мысль несёт в себе, например, народная сказка "Курочка-ряба"? Много шума из ничего! Сказка смеётся над пустячной причиной стольких нелепых последствий.
Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия: эпизод цепляется за эпизод, нередко тот или иной эпизод повторяется с добавлением какой-либо новой подробности. В сказках о животных много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребёнку.
Детей привлекают и волшебные сказки. Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Он, этот мир, будит и развивает воображение ребёнка. Волшебная сказка учит ребёнка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребёнка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой приём помогает ребёнку понять, что для достижения цели необходимы упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.
До нас дошли и многие бытовые сказки. В отличие от волшебной, бытовая сказка максимально связана с действительностью, с реальными человеческими проблемами. Тематика бытовых сказок разнообразна, но их герои активно выступают против различных человеческих пороков, прежде всего таких как лень, глупость, жадность. Осуждая пороки, бытовая сказка вместе с тем воспевает человеческие достоинства - ум, находчивость, трудолюбие и
т. д. В большинстве своём бытовые сказки невелики по объёму. Смешные, весёлые, они заставляют людей задуматься над очень серьёзными вещами, а значит, воспитывают, причём не только на положительных, но и на отрицательных примерах. Утверждение нравственного закона жизни - это и есть правда сказки. Сила примера в воспитании подчёркнута в народной сказке максимальным образом.
Очень красив язык сказок, певуч, поэтичен, с множеством сравнений, пословиц и поговорок. Всё это в сочетании с народной мудростью делает сказку благодатным источником воспитания и развития мышления, памяти, речи.
Думаю, что педагогические сокровища сказки далеко ещё не исчерпали себя. Дружите со сказкой, дорогие папы и мамы, преодолейте свою инертность. Пусть сказки займут достойное место в вашей семье, пусть купленный томик со сказками будет для вашего ребёнка таким же желанным и счастливым мгновением, как и диск с компьютерными играми. Пусть в вашей семье разумно сочетаются и то, и другое. Результаты не заставят себя ждать, ваш ребёнок будет чище, добрее, отзывчивее. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определяет человека как личность в будущем!
Николай Рухленко, директор Белгородского лицея-интерната, заслуженный учитель РФ
- 1560 просмотров
Комментарии
4 года 9 недель назад
4 года 10 недель назад
4 года 10 недель назад
4 года 9 недель назад
4 года 10 недель назад
4 года 9 недель назад
4 года 9 недель назад
4 года 9 недель назад
4 года 9 недель назад
4 года 11 недель назад