Опубликовано: 24.11.2007
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие путём тренировки движений пальцев рук.
Тренировку пальцев рук можно начинать уже в возрасте шести-семи месяцев. Это, прежде всего, массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение двух-трёх минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы.
Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.
В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов. Очень полезно простое упражнение - загибать в кулачок и разгибать пальчики на обеих руках.
Можно использовать следующие стишки:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Если малышам трудно самим делать упражнения, помогите им удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, поочерёдно на обеих руках.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, но лучше если взрослые сами покажут, как это делается.
"Пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
"Человечек" - указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу.
"Слонёнок" - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. "Слонёнок" "идёт" по столу.
"Корни деревьев" - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Виктория Бородавкина, воспитатель детского сада № 71, г.Белгород
»
- 1520 просмотров
Комментарии
4 года 9 недель назад
4 года 10 недель назад
4 года 10 недель назад
4 года 9 недель назад
4 года 10 недель назад
4 года 9 недель назад
4 года 9 недель назад
4 года 9 недель назад
4 года 9 недель назад
4 года 11 недель назад