Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Уроки на завтра. ПОКА ПАЦИЕНТ ДЫШИТ, ОН БОДРЫЙ ГЛАС НАДЕЖДЫ СЛЫШИТ.

Думается, что нет ни одного писателя, который хотя бы однажды не высказал своё мнение о медицине. При желании у любого автора можно найти какое-нибудь суждение на эту тему. Все они, как правило, глубокомысленны и справедливы. Когда-то писатель М.Пришвин, которого ещё называют словесным художником природы, написал: "Все чудеса врачей сводятся к их силе внимания к больному. Этой силой поэты одухотворяют природу, а врачи поднимают больных с постели". Особенно точно подмечено о "силе внимания к больному". А это как раз то, что в последнее время, к сожалению, в нашей медицине считается не столь важным. Но ведь, как известно, если больному после общения с врачом не стало легче, то это не врач.


 

Похоже, что на уровне нашей городской власти и вверенного ей управления здравоохранения вспомнили известные слова академика В.Бехтерева и решили кардинально изменить ситуацию, сложившуюся в городских муниципальных учреждениях здравоохранения. Недавно в стенах мэрии Белгорода состоялось совещание городского медицинского совета, на котором обсуждалась программа по улучшению медицинской помощи населению Белгорода на ближайшие три года в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье". Данную структуру (совет) следует рассматривать не только как новый общественный орган, работой которого непосредственно будет руководить мэр города В.Н.Потрясаев, но и как принципиально иное отношение власти к проблемам, существующим в системе здравоохранения. В совет входят как главные врачи лечебных учреждений, так и руководители некоторых общественных организаций.


В процессе обсуждения программы прозвучала ключевая фраза, произнесённая мэром города: "Хватит уже относиться к пациентам, как к "быдлу". Больные имеют право на получение качественных медицинских услуг при соответственном отношении к ним со стороны врача. Отношения между этими сторонами должны быть партнёрскими, ибо врач приходит в поликлинику или больницу, чтобы работать, а пациент, чтобы получать КАЧЕСТВЕННЫЕ медицинские услуги, гарантированные ему законом и Конституцией. И он вправе рассчитывать на корректное и профессиональное отношение к нему со стороны медиков".


Слова, к тому же подкреплённые рублём, как известно, ценятся ещё дороже. Василий Николаевич отметил, что на следующий год в муниципальный бюджет на развитие системы здравоохранения будет заложено 260 млн рублей, а фактически с учётом поступающих в течение года дополнительных доходов около 300 млн рублей. Деньги немалые, особенно, если сравнить с тем, что ещё два - три года назад на эти цели выделялись суммы, значительно скромнее. В 2004 году - 20 млн рублей, в 2005 - 150 млн.


Подробно с новой программой, нацеленной на качественное медицинское обслуживание населения, присутствовавших в зале членов медицинского совета, а также приглашённых на встречу главных врачей лечебных учреждений и журналистов региональных СМИ, ознакомила начальник городского управления здравоохранения Л.Е.Горяинова. Она привела такие данные: сейчас 80 процентов пациентов недовольны условиями содержания в стационаре, а почти три процента горожан недовольны качеством медицинского обслуживания. Оценивая перспективы возможных перемен к лучшему в системе здравоохранения, можно сказать, что программа нацелена как раз на то, чтобы защитить пациентов, предоставить им больше прав, а главное - возможностей получить качественное лечение. Удивительно уже то, что пациентам, по сути дела, предоставляется право контролировать ход лечения, назначенного врачом. Наверняка такая перспектива должна была бы не понравиться многим докторам и заведующим отделениями. К слову сказать, Лариса Евгеньевна подтвердила эту мысль, отметив, что опасения на этот счёт были. В ходе реализации программы действительно были выявлены существенные нарушения и, по словам Л.Е.Горяиновой, несколько заведующих отделениями и старшая медсестра освобождены от занимаемых должностей.


В основу программы, состоящей из двухэтапного плана её реализации по созданию системы качественного медицинского обслуживания, лёг анализ существующих в этой сфере проблем. Итак, что же конкретно сулят врачам и пациентам перемены? Во-первых, введён новый порядок направления больных на плановое стационарное лечение, строго регламентирующее обследование больного в поликлинике в течение не более пяти дней, и сроки ожидания госпитализации - не более десяти дней. Не секрет, что раньше многие дожидались своей очереди по месяцу, а то и больше. Теперь на базе каждого отделения будет создана служба планирования заполнения коечного фонда, исключающая субъективный фактор. Новшеством являются и специальные формы бланков направления на госпитализацию. Впервые в них прописаны основные гарантии пациентов, их права, указаны телефоны приёмных главных врачей и общественных приёмных, куда пациенты могут обратиться с жалобами. Уже на стадии амбулаторного лечения больные могут выбрать врача, которому они доверяют лечение в стационаре. Соответственно, это приведёт к тому, что услуги наиболее востребованных врачей будут оплачиваться лучше. Возникает вопрос, как быть молодым специалистам? Ведь понятно, что к более опытным врачам пациенты пойдут с большей охотой. Выход есть. Молодых врачей должны курировать сами заведующие отделениями и объяснять пациентам, что назначенное им лечение согласовано с более опытными врачами. Ну а тем докторам, к которым больные не хотят попадать в руки либо по причине их непрофессионализма, либо в силу некорректного поведения, придётся подумать о смене работы.


Совершенно невероятным, чего раньше не было и в помине, является информирование пациентов о видах и объёмах назначенного лечения. С первого дня пребывания в стационаре больному должен выдаваться на руки лист назначения, дубликат из истории болезни, в котором врач не только информирует его о том, что назначил, но и фактически предоставляет возможность контролировать ход лечения. В день выписки выдаётся счёт с указанием количества наименований препаратов и их цены, что даёт возможность проводить анализ расхода медикаментов и в тоже время предоставляет пациентам право обращаться в страховую кампанию, если у них есть какие-то претензии к медикам или даже в суд. Правда, у нас ещё не было ни одного случая, чтобы люди судились с врачами. Вероятно потому, что до сих пор у пациентов просто не было соответствующих доказательств. В связи с новшествами, защищающими права пациентов, теперь гораздо меньше стало случаев, когда больные вынуждены покупать лекарства за собственные деньги. Раньше такая практика была если не повсеместной, то уж точно очень распространённой.


Что касается работы общественных приёмных, которые открыты во всех больницах, то сегодня уже заметен результат их деятельности. Многие конфликтные ситуации удаётся уладить сразу. К тому же поступающие жалобы, по которым проводятся проверки, выявляют причины и проблемные вопросы. Так называемое "слабое место" - это зона первичного контакта пациента и врача: поликлиники, травматологические пункты. Большинство жалоб указывают на некорректное поведение медицинского персонала в этом звене. Однако при этом важно не перегнуть палку. Защищая права пациентов, необходимо думать и о врачах: cоздавать и для них комфортные условия работы, обеспечивать соответствующий уровень заработной платы. Следует учитывать ещё и менталитет людей, - разве мало попадается всем и вся недовольных пациентов? Тем более теперь, когда появилась возможность сравнивать, кого на какую сумму пролечили. Далеко не все понимают, что дело не в цене препаратов, а в эффективности лечения. К примеру, мне не важно, сколько стоит сделанный укол, лишь бы был конечный положительный результат. Но не все рассуждают подобным образом.


Второй этап программы - планирование перспективных мероприятий до 2011 года. Один из его разделов предусматривает создание для пациентов комфортных условий пребывания в стационаре, здесь предусмотрено и оснащение палат новой мебелью, и обеспечение качественным питанием, даже с возможностью выбора блюд. Но основная цель всей разработанной системы - перейти к медицине диагностики заболеваний на ранней стадии. В ходе намеченных задач планируется решить проблемы низкой эффективности поликлиник и их неготовности взять на себя дополнительные функции. Поможет этому и открытие дополнительных офисов врачей общей практики, их оснащение современным оборудованием.


Планы реорганизации системы здравоохранения действительно впечатляют. Радует то, что к пациентам решили повернуться лицом. Как это будет выглядеть в действительности - покажет время. Важно то, что решили бороться с системой, породившей не только факты мздоимства, но и пренебрежительное отношение к пациенту.


Ирина МАЛИКОВА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина