Как всё-таки быстро бежит время! Мелькают дни, недели, месяцы. Зачитаешься книгой И.Шмелёва или В.Никифорова-Волгина и ловишь себя на мысли: сколько же успевали переделать за день люди в начале XX века! Пешком да на лошадях. А мы вскакиваем с утра в маршрутку, на бегу дожёвывая бутерброд, летим, спешим - и всё равно не успеваем. Мы или проводим жизнь всё более суетно и грешно? Или близится кончина мира и Господь, по обетованию Своему, "сокращает те дни"?
А время бежит. Вот уже и конец Великого поста завиднелся. Ещё немного - и запоют в храмах: "Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни нам возсия!" Успели ли мы подготовиться к встрече великого праздника? Нет, не ремонтом и украшением наших жилищ, а очищением и обновлением душ. Готовы ли наши сердца к встрече Воскресшего Господа?
Ещё идёт пост, и двери духовной лечебницы для нас открыты. Небесный Отец в лице Своих земных служителей ждёт нашего покаяния. Многие уже поисповедовались и причастились в посту, а кое-кто и дважды, и трижды. Только помогло ли нам духовное лекарство - исповедь - исцелиться от наших духовных недугов? Беда в том, что по-настоящему каяться в грехах, по-настоящему подготовиться к исповеди умеют очень немногие. Это заметно даже по тому, как быстро движется очередь к исповедальному аналою. Редко кто задерживается возле священника на несколько минут. Сказал несколько дежурных слов или вовсе записочку с перечнем грехов протянул: разбирай, отче! Пробежал священник глазами, порвал бумажку, молитву прочитал - всё, можно идти причащаться. Только примет ли Господь такое формальное покаяние, без сердечного сокрушения, без мук совести (а совесть - это, по выражению Иоанна Кронштадтского, "глас ходящего в сердцах человеческих Бога вездесущего"!). Конечно, тут и вина священника есть: некоторые батюшки откровенно не желают не только помочь неопытному исповеднику, но даже выслушать до конца. Не раз и со мной бывало: ещё и половины грехов не назвала, а священник прерывает: "Бог простит!" - и начинает читать разрешительную молитву. В таком случае не нужно проявлять ложного смирения, а следует вежливо, но твёрдо сказать: "Простите, отче, я не закончил". Ведь каемся и исповедуемся мы не перед человеком, пусть и облечённым священным саном, а перед Богом, а Он обещал: "Приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин.6,37). Священник же на исповеди - "точию свидетель", которому дана благодать священства и власть именем Господним прощать или связывать человека, то есть назначать епитимьи, отлучать на время от Причастия - в зависимости от тяжести содеянного греха и искренности принесённого покаяния. Но священники - "тоже люди". И среди них, как и во всех сферах деятельности людей, есть более - и менее талантливые, да и просто добросовестные тоже. Опытных, талантливых духовников было мало всегда. И во все века народ Божий ехал за советом и разрешением особо трудных вопросов к известным всей стране старцам. Но ведь с каждой исповедью к старцу не поедешь. Да и не нужно.
Главное всё-таки не в том, кто принимает у нас исповедь: через любого, даже не слишком старательного батюшку действует благодать Божия и таинство совершается. Главное - в нашем собственном отношении к нашим грехам и к таинству исповеди.Оказывается, исповедоваться тоже надо учиться! Быстрее всего навык покаяния наступает, если у человека есть духовный отец - священник, у которого одного он исповедуется из раза в раз, к которому прибегает за духовным советом помимо исповеди и который знает и обстоятельства жизни своего духовного чада, и особенности его характера. Но в наше время найти хорошего - в смысле духовной рассудительности и прозорливости - духовника достаточно сложно. Чаще всего мы исповедуемся или у своего приходского священника, или вообще в разных храмах. Значит, нужно обратиться к книгам, к тому огромному духовному опыту, который накоплен Церковью за две тысячи лет, и попытаться самим понять, что такое грех, как он подчиняет себе человека и каким образом с ним бороться. Да и стоит священник перед аналоем с лежащим на нём не для того, чтобы с любопытством слушать о наших проступках, а чтобы помочь нам найти дорогу в Небесное Царство.
А что "другие хуже" - так что нам до других? Заповеди Господни - одни для всех. Чужие грехи, как и чужие добродетели, не прибавят нам праведности. Каждый ответит за свою жизнь. Это ведь не соревнование по прыжкам в высоту - кто прыгнул выше, тот и победил. У нас одна высота - Господь. И этой высоты своими силами человек достичь не может. Лишь Божие милосердие да наше покаяние даёт нам надежду на спасение.
Марина Захарчук
- 1651 просмотр
Комментарии
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 19 недель назад