...Плотно затянутое тучами небо долго не позволяет рассмотреть снижающийся самолёт. Только через несколько минут на горизонте появилась маленькая, еле заметная точка, которая постепенно приобрела знакомые очертания воздушного трудяги ЯК-40. Пробежавшись по влажной ВПП (взлётно-посадочной полосе), он медленно подрулил к стоянке. На перрон дружно высыпали улыбающиеся пассажиры рейса Москва-Старый Оскол. Для них полёт завершился. Прибывший самолёт сразу же окружил обслуживающий персонал, который должен подготовить его к следующему полёту.
Со стороны может создаться впечатление, что аэропорт работает в обычном режиме, чётко выполняя свою функцию. Однако то, что лежит на поверхности не всегда отражает реальную действительность.
Откровенный разговор состоялся у меня с генеральным директором ОАО "Аэропорт Старый Оскол" И.М.Боевым. Игорь Михайлович подробно рассказал о своём предприятии, поделился планами, пытался даже заглянуть в будущее.
Небольшой аэродром с грунтовой ВПП был в Старом Осколе ещё в тридцатые годы прошлого века и входил в состав Московского военного округа. Здесь базировались не только военные, но и гражданские самолёты, которые прилетали в город из Белгорода, Воронежа, Курска. Он служил хорошей тренировочной базой для местной молодёжи, которая в те годы активно занималась парашютным и планерным спортом. Особое значение аэродром приобрёл в годы Великой Отечественной войны. По рассказам местных жителей, в ходе Курской битвы здесь базировалась истребительная авиационная часть. Говорят, что в близлежащем лесу до сих пор сохранились фундаменты укрытий для самолётов, землянки, склады, где хранились боеприпасы, топливо.
После войны Старооскольский аэродром продолжал обслуживать движение небольших самолётов АН-2, ЯК-40, Л-410 и т.д. Большую работу здесь вёл местный ДОСААФ по подготовке призывной молодёжи. Новую жизнь местному авиапредприятию вдохнуло начатое в семидесятые годы строительство таких гигантов металлургической индустрии, как Лебединский и Стойленский ГОКи, ОЭМК, других объектов КМА.
- Именно тогда было принято решение реконструировать, укрупнить Старооскольский аэропорт, - говорит И.М.Боев. - За несколько лет здесь построили бетонную ВПП длиной 1800 метров, которая может принимать средние грузовые и пассажирские самолёты, навигационный комплекс, новое здание аэровокзала, различные объекты для спецтранспорта, хранения ГСМ. Пассажиры из Старого Оскола теперь могли улететь в Москву, Киев, Сочи, Харьков, Мариуполь, другие города страны. В то время аэропорт отправлял до трёх тысяч пассажиров в год.
Первые годы рыночной перестройки были благоприятными для местного авиапредприятия. Аэропорт принимал и отправлял тогда много грузовых самолётов. Только зимой 1993 года через Старооскольский аэропорт прошло 1200 тонн гуманитарной помощи из Европы. Отсюда её переправляли в Армению, Азербайджан, Грузию, другие районы страны.
- Работать коллективу приходилось круглые сутки, - вспоминает Игорь Михайлович. - Но срывов и задержек не было, груз уходил к месту назначения строго по графику.
В 1995 году предприятие приобрело самостоятельность, отделившись от Белгородского авиаотряда. Трудностей на первых порах было много, но аэропорту всё же удалось сохранить своё главное функциональное назначение - приём и выпуск воздушных судов. Серьёзной проблемой для предприятия оказалось сокращение выполняемых рейсов, что привело к определённым финансовым трудностям, сказалось на сроках выплаты зарплаты, налоговых отчислений.
Обеспечение авиаперевозок лёгким бизнесом не назовёшь, вложенные деньги быстро не окупятся, а больших прибылей ждать и вовсе не приходится. Самостоятельно, без серьёзной помощи промышленных предприятий и администрации муниципального района, аэропорту просто не выжить. Неимоверно высокие цены на авиационное топливо влекут за собой повышение стоимости билетов, ограничивают развитие перевозок. Билет из Старого Оскола в Москву, например, сегодня обходится пассажирам в 3800 рублей. При этом загрузка рейсов на данной линии, да и других тоже, менее 50 процентов, а полёты в столицу осуществляются всего два раза в неделю. Уменьшилось за последнее время и количество чартерных рейсов.
В среднем за прошлый год аэропорт принимал меньше одного самолёта в сутки, тогда как для безубыточной работы необходимо принимать два-три борта в день. В 80-е годы их количество доходило до девяти. Реальную заинтересованность в жизнедеятельности аэропорта, по словам Игоря Михайловича, проявляют только несколько промышленных предприятий Осколья: ОЭМК, Лебединский и Стойленский ГОКи, с ними у авиаторов заключены договора. Но этого недостаточно, чтобы решить все накопившиеся у предприятия проблемы.
- Сегодня все наши усилия подчинены одной цели - обеспечению безопасности полётов, - говорит генеральный директор. - Службы аэропорта сертифицированы, в этом плане к старооскольским авиаперевозчикам претензий нет. А что касается престижа предприятия, то в этом должна быть заинтересованность всего города. Мне думается, необходимо принять муниципальную программу развития городского аэропорта.
Если говорить о программе развития этого объекта, то здесь многое предстоит сделать. Во-первых, необходима реконструкция аэропорта, что включает в себя удлинение ВПП для приёма всех типов самолётов, аэровокзала с пассажирским терминалом. Во-вторых, авиапредприятию нужна новая современная техника и оборудование для полноценной работы всех служб.
Необходима программа развития авиаперевозок на ближайшие три года, которая должна включать базовое расписание полётов на Москву, не менее пяти рейсов в неделю, а также один-два на южное направление в летнее время. Кроме пассажирских перевозок предприятие могло бы выполнять другие задачи. К примеру, обеспечение работы санитарной авиации, помощь при чрезвычайных ситуациях, сотрудничество с POCTО в плане базирования его авиации.
Сейчас можно говорить о спортивной авиации и парашютном спорте. Но опять же необходима заинтересованность администрации муниципального района. Варианты решения данной проблемы всё же есть. Так, недавно руководство ОЭМК обратилось к главе муниципального района Н.П.Шевченко с предложением об организации "круглого стола" всех заинтересованных лиц для обсуждения дальнейшего развития Старооскольского аэропорта и пассажирских перевозок. Хочется надеяться, что разговор на этой встрече будет конструктивным и поможет сдвинуть данную проблему с мёртвой точки.
Анатолий ЛЮЦКО, наш собкор
- 2286 просмотров
Комментарии
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 20 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 20 недель назад