Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Пресс-конференция. "Я НЕ ПРАВЛЮ - Я ПРОСТО РАБОТАЮ".

Как уже сообщали "Белгородские известия", 1 февраля в Кремле прошла традиционная встреча Президента России В.В.Путина с журналистами. В сегодняшнем номере предлагаем вам, уважаемые читатели, стенограмму этой пресс-конференции.


 

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Уже традиционно начну нашу сегодняшнюю встречу с подведения некоторых итогов прошлого года. Уже неоднократно говорил: что бы ни делало Правительство, власть вообще, всё должно быть подчинено одной главной цели - повышению жизненного уровня и качества жизни граждан страны. Поэтому начну подведение итогов 2006 года с того, что было сделано в социальной сфере.


Средний рост заработной платы составил 13,3 процента, доходы населения выросли от базы прошлого года на 10 процентов, пенсия в среднем по старости - на 5,4 процента. У нас есть проблема, пенсионеры о ней хорошо знают, коэффициент замещения не очень большой - 27 процентов. И это ниже, чем во многих европейских странах, но там и возраст выхода на пенсию уже другой. У нас женщины выходят на пенсию в 55 лет, мужчины - в 60, многие категории выходят раньше. В Европе нет различий между мужчинами и женщинами: все выходят в 60 и больше - в 65, и даже уже во многих странах говорят о повышении и этой планки. Но тем не менее проблема у нас, конечно, есть, особенно для базовых отраслей экономики. Мы приняли решение по авиации, и работодатели в авиационной сфере имеют право сейчас больше направлять денег в пенсионные фонды, относя их не на прибыль, а на себестоимость. В принципе для базовых отраслей экономики можно было бы пойти по этому пути - у Правительства, во всяком случае, есть возможность на этот счёт подумать.


Первые результаты приносит и реализация национальных проектов. Отмечу, что в образовании заработная плата выросла в среднем на 30 процентов, а в здравоохранении - на 37 процентов, хотя планировалось 15-17. Мы наблюдаем значительный приток молодых кадров, особенно в первичное звено здравоохранения, и повысился даже конкурс в медицинские вузы на соответствующие специальности. И с удовлетворением констатируем, что сокращается естественная убыль населения, на 17,3 процента. При этом сокращается смертность и немножко подросла рождаемость.


Я очень рассчитываю на то, что принятые в прошлом году меры по демографической проблематике: материнский капитал и весь пакет мер, направленных на поддержку женщин, которые приняли решение родить второго ребёнка, - что всё это закрепит обозначенную мной тенденцию.


Нам ещё очень много нужно сделать в социальной сфере, очень много, в том числе решать одну из главных задач, которые у нас в этой области есть. А это, как мы с вами знаем, сокращение разрыва между высокооплачиваемыми группами населения и людьми, гражданами нашей страны, которые живут ещё пока очень и очень скромно. Но, разумеется, мы не можем решать эту задачу так, как это делали лет 80 тому назад, - у кого-то отнять и между кем-то поделить. Мы будем её решать совсем другими средствами, а именно - путём обеспечения темпов роста экономики.


В этой связи хотел бы обратиться к тому, что произошло в этой сфере. Экономика страны продолжала развиваться быстрыми темпами. По разным подсчётам - окончательный результат мы получим только в марте этого года, - но по разным подсчётам, от 6,7 до 6,9 процента примерно будет рост ВВП в 2006 году. Говорю "примерно", потому что нужно ещё подсчитать, что произошло с энергетикой в конце года в связи с тёплой зимой, - может быть, энергетика немножко не додала там, но в любом случае это больше, чем в прошлом году (в прошлом году - 6,5). Как вы знаете, для того, чтобы нам выполнить одну из основных задач, а именно удвоить ВВП за 10 лет, нам нужен примерный темп роста ВВП где-то как раз около 7 процентов (6,9 - 6,8 процента).


В 2006 году впервые в новейшей российской истории мы достигли однозначной цифры инфляции - 9 процентов. И особенно приятно, что это соответствует прогнозным показателям. Напомню, что в 1999 году, когда ваш покорный слуга возглавил Правительство Российской Федерации, инфляция в России составляла 36,5 процента. И мы с вами видим, что за последние годы многое с точки зрения подавления инфляции сделано. На этом, конечно же, мы не можем остановиться. Мы будем добиваться снижения инфляции и в последующие годы, и в текущем, и в 2008, в 2009, 2010 годах, мы должны подойти к уровню 4-5 процентов хотя бы в ближайшие годы.


Россия досрочно, как вы знаете, погасила и расплатилась с внешними долгами бывшего СССР. Причём мы заплатили и за себя, и за все республики бывшего Советского Союза, досрочно погасили в прошлом году 22 миллиарда долларов. Напомню, что в середине


90-х годов долг России составлял около (говорю - около, потому что в разных валютах считался долг), около 165 миллиардов долларов. Мы расплатились досрочно практически по всем долгам, и при этом золотовалютные резервы Российской Федерации - а тогда они были 12 миллиардов - сегодня составляют 303,7 миллиарда долларов США. По этому показателю Россия вышла на третье место в мире. Если мы присовокупим к этому ещё и 88 миллиардов Стабилизационного фонда Правительства, то становится ясным, что это будет работать на стабильность российской экономики, увеличивать запас прочности в случае серьёзного падения цен на мировых рынках нефтепродуктов: нефти, газа, энергоносителей в целом. Хотя это вряд ли произойдёт, как мы с вами понимаем, в связи с прогнозами роста мировой экономики. Наоборот, скорее всего, хватать не будет энергоресурсов.


Продолжала расти стоимость крупнейших российских компаний, она выросла более чем на 90 процентов. Капитализация рынка также продолжала расти, расти быстрыми темпами, в прошлом году этот темп был более 80 процентов. И 2006 год, без всяких сомнений, можно назвать годом "ай-пи-оу", потому что впервые в таких крупных масштабах большие российские компании произвели первичное размещение своих акций на международных и на российских площадках: счёт идёт на десятки миллиардов долларов. Капитализация фондового рынка России приблизилась к отметке один триллион долларов, и по этому показателю Россия вошла в десятку крупнейших экономик мира. И это только начало.


Всё это важные, серьёзные показатели экономического развития, но это не главное. Что же явилось качественным отличием развития российской экономики в 2006 году? В чём же главное? А в том, что этот рост опирался не только на внешнеэкономические благоприятные для нас факторы, хотя они сыграли свою положительную роль, но в значительной степени этот рост опирался уже и на факторы внутреннего порядка, на потребительский и инвестиционный спросы. И это уже результат целенаправленной, осмысленной деятельности Правительства Российской Федерации и Центрального банка страны.


Налоговые стимулы и изменения в таможенной политике подталкивают целые отрасли экономики к ускоренному переоснащению основных фондов. Мне приятно отметить, что инвестиции в основной капитал у нас рекордные за прошлый год - 13,2 процента, на 13 процентов возрос оборот розничной торговли, а строительный сектор вообще побил все рекорды. Если в предыдущие годы он развивался все шесть лет примерно одинаковым темпом, неплохим - 7,6 процента, то в прошлом году он увеличился больше чем в два раза - 15,7 процента.


Конечно, нам приятно это отметить, но мы должны понимать, что мы по объёмам ввода жилья ещё не достигли уровня 90-го года. Это только 82 процента от уровня 90-го года, и есть ещё над чем работать. Но если такими темпами будем развиваться и дальше, то мы не только в самое ближайшее время достигнем уровня 90-го года, но, явно совершенно, перегоним его.


Теперь два слова о либерализации валютного рынка. Нам непросто давались эти решения. Откровенно скажу, было страшновато, и мне в том числе, одобрять ту политику, которую предлагал Центральный банк. Мне приятно отметить, что она оказалась оправданной. Центральный банк дал чёткие сигналы рынку, и они были услышаны. Конечно, действовал Центральный банк достаточно консервативно, сохранил за собой инструменты регулирования в этом секторе экономики. Но, как вы помните, в начале 2006 года в Послании Федеральному Собранию я отметил, что считаю целесообразным ускорить переход к полной конвертируемости рубля и ввести эти правила не с 1 января 2007 года, как и планировалось, а с лета прошлого, 2006 года. Мы сделали это - и оправдались самые наши наилучшие прогнозы. Если в прежние годы мы говорили об оттоке капиталов из России (15-20-25 миллиардов по году), то в прошлом году мы констатируем массовый приток частных капиталов в Российскую Федерацию в объёмах, которых мы раньше не видели, - 41 миллиард долларов. Из них 31 миллиард - это прямые иностранные инвестиции. В общем, подтвердилось то, о чём мы и так хорошо знали: там, где страна закрывает рынок, туда деньги не идут, боятся, что их оттуда не выпустят, и, наоборот, там, где проводится либеральная политика, деньги идут без опаски и с удовольствием, что мы и наблюдаем в нашей стране.


Таким образом, 2006 год стал годом перехода от политики стабилизации и накоплений к политике развития. Начали работать механизмы особых экономических зон, Инвестиционный и Венчурный фонды, технопарки, другие формы частно-государственного партнёрства, начали реализовываться региональные программы развития инвестиций в объёмах, о которых мы раньше даже не мечтали. Вы обо всём этом знаете. Если будут дополнительные вопросы, готов пояснить.


Правительством приняты программы развития энергетики, транспорта, авиации. Должок ещё за Правительством по судостроению. Но приняты решения по развитию оборонных отраслей промышленности, научно-технологической базы, то есть тех отраслей производства и экономики страны, от которых в самом прямом смысле этого слова будет зависеть конкурентоспособность российской экономики на длительную историческую перспективу.


Задача сегодня заключается в том, чтобы, несмотря на все проблемы, которые неизбежно у нас возникнут в связи с событиями политического характера конца 2007 и начала 2008 годов, несмотря на все эти перипетии, сохранить высокие темпы развития российской экономики и достижения тех целей, которые нами поставлены для того, чтобы сделать жизнь наших людей, граждан Российской Федерации, лучше.


Это всё, что я бы хотел сказать вначале. Спасибо вам за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.


А.ГРОМОВ (пресс-секретарь Президента РФ): Коллеги, просьба ограничиваться одним вопросом и представляться. Давайте начнём с "Маяка".


В.САНФИРОВ: Здравствуйте. Валерий Санфиров, радиостанция "Маяк". Владимир Владимирович, в Пермском крае сейчас слушается необычное - пока необычное - для России дело о защите авторских прав. Судят директора сельской школы Александра Поносова за то, что он закупил компьютеры с нелицензионным программным обеспечением. Директору в худшем случае грозит пять лет тюремного заключения. Если Вы в курсе этого дела, не могли бы Вы его прокомментировать?


В.ПУТИН: Я не в курсе этого дела. Могу только сказать о том, что мы, конечно, взяли на себя обязательства, да и наша политика в любом случае будет направлена на то, чтобы защищать интеллектуальные права. Но это не должно проводиться формально, и, может быть, не очень удачное сравнение, но тем не менее, так же, как в случае с борьбой с наркоманией, нужно бороться не с теми, кто употребляет, а с теми, кто распространяет и производит наркотики. И в этом случае, конечно, нельзя подходить формально. Ведь если это добросовестный приобретатель (в праве есть и такое понятие), то "хватать и не пущать" - это самое простое дело, а разобраться по существу всегда сложнее.


Если нужно вносить изменения в законодательство, которое является, как я вижу, не очень совершенным, значит, подумаем над этим. Но вот так взять и хватать человека за то, что он купил там компьютер какой-то, и угрожать ему тюрьмой - это чушь собачья.


Г.ФАЙФЕР (Американское радио "Нешнл паблик рэйдио"): Прошлый год был переломным для внешней политики России. Москва показала, что будет пользоваться своими энергоресурсами в своих интересах. В то же время отношения западных стран, наверное, самые плохие с 90-го года, может быть, даже с 85-го года. Вы недавно сказали, что супердержава - это устаревшее слово из периода "холодной войны", и Вы сказали, что другие страны хотят делать образ России как врага. Вы можете уточнить, пожалуйста, какие именно страны? Это включает Вашингтон и Лондон? Если нет, кто именно специфически хочет портить имидж России? Спасибо большое.


В.ПУТИН: Нам всё время навязывают тезис о том, что Россия использует имеющиеся и появляющиеся у неё экономические рычаги для достижения внешнеполитических целей. Это не так. Российская Федерация полностью и в полном объёме всегда исполняла и намерена исполнять в будущем все свои обязательства. Но мы не обязаны субсидировать экономики других стран в огромных размерах, сопоставимых с их бюджетами. Ведь этого никто не делает. Почему от нас этого требуют? Это первое.


Второе. То, что мы делаем, и то, о чём мы договариваемся с транзитными странами, направлено прежде всего на обеспечение интересов основных потребителей. Уверяю вас, что эксперты это прекрасно понимают. Но представьте себе, что с Украиной мы подписывали ежегодно контракт как на поставку в Украину, так и на транзит в Западную Европу, и всегда потребители в Западной Европе зависели от того, договоримся мы с нашими украинскими партнёрами или не договоримся. Мы разделили два эти понятия и создали рыночные условия транзита.


Ещё раз хочу повторить, эксперты прекрасно это понимают и надо бы сказать нам спасибо. Но вместо этого мы видим недобросовестное отношение к интерпретации происходящих событий. И, конечно, это делают недоброжелатели Российской Федерации. Я не говорю о том, что это делается в государственном масштабе, но такие силы есть. Кто пишет об этом, эти люди и есть недоброжелатели. Поэтому, если Вы так напишете, значит, Вы такой. Если Вы дадите правильную, дадите объективную картину происходящих событий - значит, Вы к этой категории не относитесь.


М.СЕВОСТЬЯНОВА ("Нивы Зауралья"): Владимир Владимирович, в прошлом году Вы нашу область посетили. Аграрная область у нас. Мы до сих пор под впечатлением от Вашего визита.


Вопрос у меня следующий. Хотелось бы узнать, будет ли для наших сельхозпроизводителей увеличен лимит на субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам сроком до пяти лет именно на покупку сельхозтехники и по краткосрочным кредитам, которые получают на сезонные затраты?


В.ПУТИН: Мы, наверное, не можем делать исключения для отдельных регионов. Если это политика федеральных властей, то она должна быть общей для всех регионов Российской Федерации.


Что касается использования сельхозтехники, то здесь мы идём по пути расширения возможностей лизингового фонда. И в прошлом году, и в этом году на эти цели из федерального бюджета направляются дополнительные средства. Я сейчас не помню в абсолютных величинах - по-моему, речь идёт о шести или семи миллиардах рублей дополнительно. И мы рассчитываем на то, что возможности лизинга будут повышены.


Что касается кредитования, то у нас принята особая программа, прежде всего с целью поддержки животноводства, и там объёмы кредита возросли для некоторых категорий сельхозпроизводителей не в проценты, а в разы. Скажем, для крупных предприятий это чуть-чуть поменьше, а для частных подворий - чуть ли не в сорок раз возросло количество получаемых кредитов. Мы и дальше намерены эту программу развивать.


Кстати говоря, принят закон только что о сельском хозяйстве - если уж мы говорим о сельском хозяйстве - принят у нас в стране впервые. Он тоже будет направлен на поддержку сельскохозяйственного товаропроизводителя. Значительное внимание там уделено и развитию социальной сферы. Всё это вместе должно самым непосредственным, прямым положительным образом отразиться на селе, надеюсь, в том числе и на вашей области.


А.ГРОМОВ: НТВ, Владимир Кондратьев, пожалуйста.


В.КОНДРАТЬЕВ (НТВ): Владимир Владимирович, при президенте Ельцине мы имели дело с практикой, когда тот то и дело называл своих будущих преемников. При Вашем правлении всё наоборот - никаких имён до поры до времени, и все в растерянности и в догадках. В связи с этим я хотел бы спросить: будет ли в стране создаваться в рамках реформ политических партий, которые Вы уже начали проводить в жизнь, стройная, прозрачная и предсказуемая система заблаговременного отбора кандидатов на высшие посты в государстве? И хотя мы не знаем пока имени человека, который будет иметь наилучшие шансы стать будущим Президентом России, всё же мы видим, что Россия вступает в очень ответственный этап своего развития, в непростой период выборов. И хотелось бы узнать Ваше мнение, между какими политическими силами на этих выборах будет идти основная борьба и между какими политическими силами граждане России будут делать выбор?


В.ПУТИН: Вы употребили слово "правление". Я не правлю - я просто работаю. Что касается заблаговременной подготовки лиц на замещение высших должностных позиций в государстве, то это, как правило, выборные, избираемые должности, и здесь в любом случае слово за избирателями, за гражданами России.


Что же касается чисто чиновничьих должностей, то у нас в Администрации Президента есть подразделение, которое занимается кадровой работой. Она не поставлена так, как было поставлено соответствующее направление деятельности в советское время, но всё-таки подбор кадров ведётся. У нас большой дефицит квалифицированных кадров, мы это с вами хорошо знаем. Постепенно ситуация меняется, но достаточно медленно. Уверен, что темпы будут выше. Что же касается преемников, о которых Вы сказали, я много раз на этот счёт высказывался - преемников никаких не будет. Будут кандидаты на пост Президента Российской Федерации. Задача власти - обеспечить демократический способ освещения их избирательных кампаний, изложения ими своих предвыборных позиций, с тем чтобы граждане Российской Федерации могли сделать осознанный выбор.


С.САННИКОВА (телеканал "Моя Удмуртия", Ижевск): Добрый день, Владимир Владимирович! "Газпром" намерен в ближайшее время отпустить цены на газ на внутреннем рынке. Как это скажется на социальной сфере?


В.ПУТИН: "Газпром" не может ничего отпустить, в том числе и цены, без соответствующих решений Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации приняло, на мой взгляд, достаточно взвешенные решения в сфере развития энергетики. Это касается не только цен на газ, это касается электроэнергетики, атомной энергетики, гидроэнергетики, это касается регулирования и дерегулирования на рынках. В чём, собственно говоря, дело, если оттолкнуться от первичного ресурса, от газа? Дело в том, что газ у нас регулируется и внутри страны продаётся по нерыночным ценам, и это ведёт к тому, что вся экономика страны: жилкомбыт, население, все потребители энергии и тепла - садятся на один первичный энергоноситель. Это вредно отражается на других отраслях энергетики. Это опасно с точки зрения обеспечения энергоресурсами и населения, и экономики страны. Понимаем, что система достаточно уязвима, и нам нужен сбалансированный энергетический баланс. Вы знаете, можно хоть к каждому потребителю по милиционеру приставить - всё равно будут потреблять то, что дешевле. И поэтому у нас должны быть равно выгодные цены как внутри страны, так и при продаже этого энергоносителя за рубежом. Но в любом случае в России, имея в виду транспортные расходы, которых нет при экспорте, имея в виду экспортные пошлины, которые внутри страны естественным образом отсутствуют, всегда газ будет дешевле процентов на 40-45.


Правительство приняло решение, согласно которому мягко в течение четырёх лет будет производиться соответствующая реформа в сфере энергетики, с тем чтобы сбалансировать её и сделать жизнеспособной и конкурентоспособной. Ведь энергоёмкость нашей экономики в три-четыре раза больше, чем энергоёмкость наших основных конкурентов в Западной Европе и в Северной Америке или даже в Китае. И если мы так будем развивать свою экономику, мы никогда не выйдем на лидирующие позиции, мы всегда будем в отстающих. Это базовая причина, по которой мы просто вынуждены переходить на те формы регулирования, о которых я сказал. Но, повторяю, это будет делаться мягко, и в отношении экономики в целом темп всё-таки приличный, но тем не менее постепенный: в этом году - 15 процентов, в следующем году - 25, потом - 26, по 13 в год - немало. Но Правительство приняло решение, согласно которому, скажем, в области электроэнергетики субсидирование и регулирование тарифов на электроэнергию для населения будет продолжаться даже за рубежом 2011 года, как минимум до 2015 года. И на рынок электроэнергетика, в частности, будет уходить только в том случае - такие решения приняты сегодня, надеюсь, что они будут сохранены и после 2007 и 2008 годов, - на рынок для населения электроэнергетика (а это в балансе расходов населения самая значимая статья) будет выводиться только после определения и выработки системы субсидий для тех категорий граждан, которые будут в этих субсидиях нуждаться.


О.ЩЕДРОВ ("Рейтер"): Владимир Владимирович, рискну вернуться к вопросу, который уже задавал коллега Кондратьев из НТВ. Не буду использовать слово "преемник", как Вы сказали, но факт остаётся фактом. Вы самый популярный и самый, скажем, весомый политик в стране, и Ваше мнение, как считают аналитики, будет являться решающим в шансах победы любого кандидата на президентских выборах: так или не так. Проблема другая заключается в том, что большинство имеющихся сейчас других политиков, скажем так, не имеют опыта политической борьбы, ещё не показали себя как тяжеловесы политические. Вопрос сводится к следующему. Когда Вы собираетесь всё-таки - а Вы говорили, что Вы это, возможно, сделаете - указать на кандидата, который больше, на Ваш взгляд, соответствует должности следующего Президента? Можно ли ожидать, что это произойдёт в этом году? Может ли этот человек оказаться на высоком государственном посту? Это вопрос, который задают многие избиратели и инвесторы.


В.ПУТИН: Все, кому надо, уже на своих постах работают. Нам нужно с вами не суетиться по поводу будущих выборов, а, как я уже сказал, обеспечить гражданам возможность объективного выбора, обеспечить гражданам этот свободный демократический выбор.


Я тоже гражданин Российской Федерации, чем очень горжусь, и, конечно, оставляю за собой право высказать какие-то предпочтения. Но буду делать это только в период предвыборной кампании.


Е.ГЛУШАКОВА ("РИА-Новости"): Какие, на Ваш взгляд, главные внешнеполитические итоги года? Некоторые аналитики полагают, что Россия создала вокруг себя некое кольцо недружественных государств. Вы согласны с этой точкой зрения или не согласны? И какие страны можем назвать партнёрами России из сопредельных государств. Спасибо.


В.ПУТИН: Мы со всеми выстраиваем партнёрские отношения, а с некоторыми странами у нас, конечно, они более близкие, например с СНГ в целом, хотя там не без проблем. Допустим, с Грузией мы никак не можем урегулировать наши отношения в последнее время. Но у нас есть ЕврАзЭС, в рамках которого активно развиваются интеграционные процессы, есть ОДКБ.


Что касается наших отношений с другими государствами, то мы в целом удовлетворены тем, как они развиваются. И, знаете, хвалить или получать удовольствие от того, что тебя нахваливают, когда ты предаёшь национальные интересы, очень просто, а выстраивать прагматичные отношения на деловой основе, защищая национальные интересы, не всегда удаётся без определённого напряжения и нервотрёпки. Но я в таких случаях всегда вспоминаю одну известную старую мудрость: "Ты сердишься - значит, ты не прав". Мы ни с кем не хотим никаких осложнений. Когда я слышу, что мы окружаем себя, как Вы сказали, кольцом недоброжелательности, это не так.


У нас в прошлом году, в начале года были напряжённые отношения с нашими украинскими друзьями и партнёрами из-за тех же энергоносителей, из-за того же транзита. Мне кто-то - не кто-то, я даже помню, но не буду сейчас говорить - из моих европейских партнёров сказал: "Смотрите, там произойдут изменения политического характера, Янукович там власти наберёт, вы уж тогда не меняйте свою позицию по энергоносителям". Я говорю: мы не собираемся. У нас было не политическое решение, а экономическое". В прошлом году Украина получала энергоносители и газ по 95, а в этом году - по 135 долларов, несмотря на то, что в Украине произошли известные политические сущностные изменения. Но хуже наши отношения от этого с Украиной не стали - они стали лучше, они стали крепче, они стали надёжнее и для нас, и для Украины. Мы всегда готовы прийти на помощь и украинскому народу, и украинскому правительству, и украинскому президенту, если они попросят нас об этом, в данном случае - в энергетической сфере. И они знают об этом. Мы говорили: если потребуется, мы всегда готовы поддержать, даже где-то уйти от рынка. Но самое главное, что мы сделали, мы согласовали рыночный характер отношений на сегодня и на перспективу, мы подписали документы мягкого перехода к рынку со всеми нашими странами-транзитёрами. Вот о чём идёт речь. Это не зависит от наших отношений с этими странами в политической сфере. У нас, допустим, с Арменией очень устойчивые, не просто доверительные, стратегические отношения. Армения платит по рынку.


С Беларусью в этом году были известные сложности, но мы всё-таки подписали соглашение и о транзите, и об изменении цен на энергоносители в перспективе - со стопроцентным выходом на рынок. И это, в конечном итоге, самое главное. Даже неважно, сколько платят сегодня, - важно, что мы зафиксировали в документах этапы перехода к рынку, но сделали это мягко - в течение четырёх лет - абсолютно в дружеском контексте. Ну, конечно, может быть, хотелось бы и дальше всего того, что было прежде, но невозможно же так. Это же невозможно, если мы разные государства. Понимаете? Мы с Беларусью намерены всё-таки продолжать строительство Союзного государства, мы очень рады и приветствуем те изменения, которые белорусское руководство сделало в плане приведения к общему знаменателю наших тарифов на нефть сырую и на нефтепродукты, и это реальный шаг к созданию полноценного Таможенного союза. Мы рассчитываем на то, что и в выходе на единую валюту тоже ещё не всё потеряно. Я уверен, что наши белорусские партнёры в состоянии проанализировать реалии, в состоянии понять надёжность российской экономики и российской национальной валюты, может быть, выйти на единую, на общую валюту, не на российский рубль и не на белорусский, или, как мы и первоначально планировали, мы же это планировали сделать, выйти сначала на российский рубль. Это всё возможно.


У нас очень близкие отношения с Казахстаном, развиваются очень успешно практически по всем направлениям. А что касается Европы, то, конечно, мы будем отстаивать свои интересы. Вы посмотрите, что происходит в сельском хозяйстве: субсидирование сельского хозяйства - миллиардное в Евросоюзе. Посмотрите, допустим, для примера, сколько Венгрия получила субсидий из Евросоюза в этом году. Там миллиард с лишним евро, даже больше. В процентном отношении к нашему сельскому хозяйству - огромные деньги. А товар-то к нам стараются все сбросить. Нас-то на эти рынки не пускают. Ведь это когда возникло? Когда мы были исключительно потребителями импортного продовольствия, у нас не было практически своего сельского хозяйства, оно было нулевое. А сейчас у нас экспортный потенциал появился. В прошлом году продали, по-моему, 12-14 миллионов тонн зерна, и в этом году темп такой же, уже 6,5 продали. Там год считается, по-моему, от июля до июля, да? И в этом году будет 14 миллионов. Нас не очень-то ждут на традиционных рынках, никому это не нравится. Но мы терпеливо будем договариваться. Мы не действуем никогда конфронтационно. Мы провели в прошлом году "восьмёрку" в Петербурге, и поэтому говорить о том, что у нас как-то особенно испортились отношения, - нет, я этого не вижу. Наоборот, мне кажется, что они становятся прагматичными, устойчивыми и надёжными.


А.КОЛЕСНИКОВ (газета "Коммерсант"): Владимир Владимирович, после того, что Вы сделали за эти годы, после того, что пережили, после того, что Вам ещё предстоит пережить, думая о том, что Вы сделали за эти годы, захотите ли Вы когда-нибудь вернуться в большую политику? Я понимаю, что, наверное, есть некоторые соблазны сказать сразу, что Вы из неё никуда пока не уходите, и это будет, мягко говоря, правдой, но мне кажется, что Вы можете себе позволить быть искренним.


В.ПУТИН: Я могу себе позволить быть искренним, поэтому скажу, что я никуда не ухожу пока. Это так.


Во-первых, прикиньте: выборы Президента Российской Федерации должны состояться, если мне не изменяет память, где-то в начале марта 2008 года. А после этого ещё какое-то время, месяца два или три, - на передачу полномочий и прочее. То есть это где-то будет в мае 2008 года. Что Вы меня раньше времени выпихиваете-то? (Смех в зале). Я и сам уйду, не спешите.


А что касается ответственности за то, что будет происходить со страной, то, конечно, я её чувствую. Это не шутки, это очень важный этап в жизни страны.


Я уже говорил, что главной задачей будущего будет сохранение и обеспечение высоких набранных темпов развития страны. И это нельзя будет сделать, я хочу это подчеркнуть, это невозможно будет сделать без консолидации власти всех уровней и всех направлений, без консолидации законодательной и исполнительной власти как в центре, так и на местах.


Мы не сможем обеспечить преемственность, во всяком случае, в набранных темпах развития. И, конечно, нам нужно, чтобы при всей разнице политических сил - а их сейчас много на политической сцене страны, - чтобы они могли подняться над своими политическими амбициями и сосредоточиться на совместной работе. Это значит, что органы власти должны быть сформированы соответствующим образом в конце 2007-го и в начале 2008 года. Конечно, я думаю над этим. Но что бы я об этом ни думал и что бы я ни делал - и это не пустая фраза - действительно, ведь в конечном счёте - выбор за гражданами России.


А.ГРОМОВ: Газета "Гудок", прошу Вас.


О.СОЛОМОНОВА (газета "Гудок"): Скажите, пожалуйста, Владимир Владимирович, каковы, по-вашему, шансы, чтобы город Сочи стал столицей зимней Олимпиады 2014 года? Учитывая последнюю информацию, особенно сегодняшнюю утреннюю, это будет, наверное, непросто, и надо ли нам это?


В.ПУТИН: Я уже много раз говорил о том, что Олимпиада 2014 года - это для нас хороший повод для развития Юга страны, Сочи и прилегающих территорий. То, что произошло сейчас, сбой в электроснабжении, происходит каждый год. Работая ещё в Контрольном управлении Администрации Президента, я ездил в Сочи как раз по этому поводу, когда тоже произошёл обрыв; там каждый год одно и то же: обледенение проводов, обрыв проводов и так далее. Но это ни в коем случае не должно отражаться на наших планах проведения Олимпиады.


Как я уже сказал в своём вступительном слове, мы сейчас в состоянии проводить такие крупномасштабные инвестиционные региональные проекты, о которых раньше и мечтать не могли. Один из этих проектов - это Сочи. Намечаемые инвестиции - 314 миллиардов рублей, а может быть, даже и больше. Если Олимпиада будет, то это будет чуть больше. Если её не будет, то это будет чуть меньше (потому что тогда, скажем, нам не нужно два ледовых дворца строить в Сочи, это просто избыточно). Но в любом случае мы будем осуществлять там этот инвестиционный проект для нас, для граждан России, для того, чтобы люди имели возможность отдыхать в своей собственной стране, кататься на лыжах, отдыхать на берегу Чёрного моря. У нас очень мало таких возможностей пока. И в любом случае это нужно развивать. Не только для тех, кто в Сочи живёт. Для всей страны. И у меня нет никаких сомнений в том, что если Международный олимпийский комитет примет решение в пользу Сочи, что мы справимся,


безусловно, с подготовкой всех необходимых сооружений в срок.


С.ГАТТЕРМАН ("Ассошиэйтед пресс"): После убийства Анны Политковской Вы говорили, что есть люди, скрывающиеся от российского правосудия, которые хотели бы повредить репутации России. И после смерти Александра Литвиненко Ваш помощник Сергей Ястржембский сказал, что это может быть частью заговора с такой же целью. Вы можете сказать сейчас, спустя несколько месяцев после трагедии, чуть подробнее или более чётко, считаете ли Вы, что за этими убийствами стоят люди либо иностранцы, либо россияне, которые живут за рубежом? И если да, то кто? Вы можете их назвать?


В.ПУТИН: Кто стоит за этими убийствами, может сказать только следствие. И даже более того, только суд, потому что суд, в конечном итоге, выносит окончательное решение, взвесив все "за" и "против": и доводы адвокатов, и доводы обвинителей.


Что касается громких убийств, то действительно и для нашей страны, и для многих других стран проблема преследования журналистов является одной из наиболее острых. И мы осознаём степень своей ответственности за это. Будем всё делать для того, чтобы защитить журналистский корпус.


Я вспоминаю не только Анну Политковскую - она была достаточно острым критиком власти, и это хорошо, - я вспоминаю и других журналистов, в том числе и Пола Хлебникова. И недавно один из наших американских партнёров сказал очень правильные слова: "Пол Хлебников погиб за демократическую Россию, за развитие демократии в России". Я с ним полностью согласен, полностью согласен с этой оценкой.


Что касается других громких преступлений, вы знаете, что недавно раскрыто убийство заместителя председателя Центрального банка России. Очень надеюсь, что правоохранительным органам удастся выйти и на след преступников, которые совершили другие не менее громкие преступления и не менее вредные для нашей страны.


Что касается Литвиненко, то здесь мне мало что удастся добавить, кроме того, что я уже говорил. Александр Литвиненко был уволен из органов безопасности. До этого служил в конвойных войсках. Никакими секретами не располагал. Он привлекался к уголовной ответственности в Российской Федерации за злоупотребление служебным положением, а именно за избиение граждан при задержании, когда был сотрудником безопасности, и за хищение взрывчатки. Но ему дали, по-моему, три года условно. Не было никакой необходимости куда-то бежать, он не является носителем вообще никаких секретов. Всё, что он мог сказать негативного в отношении своей службы, где он раньше работал, он уже давно сказал, никакой новизны в его действиях уже быть не могло. Что там произошло - повторяю, может ответить только следствие. А что касается тех людей, которые стараются наносить ущерб Российской Федерации, то, в общем и целом, хорошо известно, кто это такие. Это люди, которые скрываются от российского судопроизводства за преступления, совершённые на территории Российской Федерации, и прежде всего в сфере экономики. Это так называемые беглые олигархи, которые прячутся в странах Западной Европы либо на Ближнем Востоке.


Но я в теорию заговора не очень верю, и, откровенно говоря, она меня не очень беспокоит. Устойчивость российской государственности сегодня позволяет нам смотреть на это свысока.


В.РОМАНЕНКОВА (ИТАР-ТАСС): В мире в последнее время всё больше женщин приходят к власти: это и Ангела Меркель, и Тарья Халонен, на президентские посты претендуют Хиллари Клинтон в Америке и Сеголен Руаяль во Франции.


В.ПУТИН: Мужики сачкуют просто, не хотят работать. (Смех в зале).


В.РОМАНЕНКОВА: Что мешает российским женщинам? Когда мы увидим Президентом России женщину? И может это произойти уже в 2008 году или сначала всё-таки следует ввести квоты на участие женщин в политике? И, кстати, как у Вас складываются отношения с Вашими коллегами-женщинами, проще или сложнее вести с ними переговоры?


В.ПУТИН: Не скажу ничего нового, если отмечу, что участие женщин в общественной и политической жизни страны - это яркий признак зрелости общества. Мы с сожалением должны констатировать, что у нас очень мало женщин не только в руководстве страны, в регионах, в политике в целом, в крупных компаниях, мало.


Нужно ли вводить какие-то квоты? Не знаю, не готов ответить на этот вопрос. Как бы хуже не сделать, потому что получается какая-то дискриминация по половому признаку. Здесь есть и минусы, и плюсы. Но будем мы вводить какие-то квоты или не будем, мы, конечно, должны стремиться к тому, чтобы власть была сбалансированной. Присутствие женщин во власти всегда делает её более взвешенной и более дееспособной.


АБДЕЛЬ МУНЕМ САЛЕМ АДИЛ ("Аль-Джазира"): Добрый день, Владимир Владимирович! Как стало известно, Вы отправляетесь через несколько дней с историческим визитом в регион Персидского залива. Я говорю - историческим, поскольку Вы первый российский лидер, который посещает этот регион. Чем вызван интерес к этому региону? Обусловлен ли этот интерес наращиванием американского военно-политического присутствия там? Спасибо большое.


В.ПУТИН: Мы не собираемся вступать в конкуренцию с какой бы то ни было страной в том или другом регионе. Мы стремимся к сотрудничеству. Интерес к региону Персидского залива, вообще к Ближнему Востоку у России всегда был очень большим, потому что исторически у нас с этим регионом всегда были очень устойчивые и глубокие связи. С некоторыми странами региона мы выходим на совершенно новый качественный уровень нашего взаимодействия. Мы чувствуем интерес со стороны деловых кругов к развитию отношений со своими партнёрами в России. Мы чувствуем, что по целому ряду самых крупных и острых международных проблем, как в таких случаях говорят дипломаты, наши позиции с руководством этих стран очень близки или даже совпадают.


И вы знаете, что я был и в Израиле, я был в Палестине, мы вместе с коллегами посчитали, что настало время активизировать контакты и со странами Персидского залива. Я просто не сомневаюсь в том, что это пойдёт на пользу развитию наших двухсторонних отношений и явится известным положительным вкладом в дело урегулирования и на Ближнем Востоке, потому что Россия, как известно, занимает активную позицию и в двухсторонних контактах со странами региона, и в рамках международных посреднических миссий, и на уровне Организации Объединённых Наций. Мы намерены и дальше так же активно действовать по этим направлениям.


Т.НУЦУБИДЗЕ ("Общественное вещание Грузии"): Господин Путин, вчера посол России вручил верительную грамоту Президенту Грузии в Тбилиси. Означает ли это, что диалог между нашими странами возобновлён? И если да, последуют ли следующие шаги возобновления транспортного сообщения, возврат грузинских товаров на российский рынок и выдача российских виз?


В.ПУТИН: Когда мы встречались с президентом Грузии в Минске последний раз, то задавались вопросом: а вообще СНГ нам нужно, это вообще зачем? И вместе, в общем-то, констатировали, что если бы не было СНГ, его инструментов и механизмов, мы бы с Михаилом Николаевичем не встретились и не смогли бы поговорить о проблемах, которые возникли между нашими странами. И уже тогда на встрече мы в принципе обозначили основные проблемы и, в общем и целом, в основном хотя бы, направление движения в сторону нормализации.


Несмотря на сложный диалог по энергоносителям, мы всё-таки эту проблему решили. Мы понимаем желание наших грузинских партнёров приобретать, скажем, тот же газ ниже рыночной цены. И мы дали возможность спокойно, абсолютно в неконфронтационном режиме попробовать эту проблему решить, и Вы, наверняка, это знаете. Переговоры с Азербайджаном, с Турцией... В Турцию мы поставляем. В Турцию Иран недопоставил большое количество газа в прошлом году. Мы не знаем, по каким причинам. Турецкие друзья обратились к нам с просьбой увеличить поставку, и мы это сделали в большом объёме. Мы же знаем, что в регионе происходит. Мы спокойно подождали, пока были проведены все консультации, и договорились на рыночную цену - 235 долларов за тысячу кубов. Спокойно, без всякого художественного свиста. Мы уважаем такую позицию наших грузинских партнёров. Как и планировалось, мы вернули посла и надеемся, что это первый шаг к урегулированию всех наших проблем. Когда мы в грузинской прессе видим барабанный бой по этому поводу: что посол вернулся, мы победили, - ну, хорошо, пускай будет такое чувство. Мы очень спокойно к этому относимся. Главное, чтобы это способствовало нормализации.


Н.ГАЛИМОВА ("Московский комсомолец"): У меня вопрос следующий. Одной из главных интриг грядущих выборов в Госдуму станут итоги соперничества между двумя партиями - "Единой Россией" и "Справедливой Россией". Но за те несколько месяцев, что существует "Справедливая Россия", мы услышали взаимный обмен ехидными репликами со стороны представителей обеих партий, увидели демонстрацию мускулов. Но, мне кажется, мы не видим главной составляющей политической борьбы. Я имею в виду борьбу идеологий, борьбу программ. На Ваш взгляд, Владимир Владимирович, есть ли разница между идеологиями "Единой России" и "Справедливой России", и считаете ли Вы соперничество этих партий в его нынешнем виде реальной и настоящей политической борьбой?


В.ПУТИН: Зрелость политической борьбы зависит от зрелости субъектов этой борьбы. Я разницу вижу. Но чего греха таить, всем хорошо известно, что я принял самое прямое участие в создании "Единой России", помог этой политической партии встать на ноги, помог её созданию и помог формированию. Более того, я вначале нашей встречи говорил о тех результатах, которых страна в прошлом году достигла. И если вы обратили внимание, очень часто повторял: "впервые", "рекордные цифры" и так далее. И это так, это реальные факты.


Я не собираюсь кого-то нахваливать. Но если бы не было взаимопонимания по ключевым вопросам развития между "Единой Россией" и Правительством, таких результатов бы не было. Значение и роль "Единой России" в поступательном движении и развитии России за последние годы значительны, как бы мы ни поругивали депутатский корпус. Между тем я приветствую и появление другой политической силы. Разницу между ними я вижу в том, что "Единая Россия" - это всё-таки такой более правый и либеральный центр, во всяком случае с точки зрения проведения экономической политики, хотя и там много очень социал-демократических тенденций, и я это очень хорошо почувствовал в работе над различными законопроектами. Но "Справедливая Россия" - это, конечно, партия, которая во всех своих проявлениях напоминает такое социалистическое, социал-демократическое направление. В полной мере это пока ещё, может быть, не ощущается и не видно, так же как в полной мере не видно и праволиберального направления деятельности в "Единой России". Нужно время.


В целом я эту борьбу считаю правильной, принципиальной, чем острее она будет, тем лучше. Но, конечно, я очень надеюсь на то, что это будет острая политическая борьба без обращения к различным компроматам, к оскорблениям и так далее. Очень надеюсь, что мы сможем этого избежать в ходе парламентской кампании 2007 года.


ВОПРОС (КНР, Агентство Синьхуа): Добрый день, господин Президент! В прошлом году Вы открыли Год России в Китае. Что он дал нашим странам, как российская сторона намерена организовать Год Китая в текущем году?


У меня еще другой вопрос. Год Китая откроет в Москве Председатель КНР Ху Цзиньтао. Наши страны - стратегические партнёры. Какими Вам видятся новые направления взаимодействия Китая и России?


В.ПУТИН: Я думаю, что такие крупномасштабные мероприятия, которые мы провели, "Год России в Китайской Народной Республике", и теперь "Год Китая в России" - не могут не идти на пользу, потому что это прямые контакты между нашими гражданами. Это возможность познакомиться с перспективами развития науки, образования, культуры, возможность прямых контактов между бизнесменами наших стран.


У нас очень неплохо развиваются отношения в политической сфере, даже это слишком слабо сказано - очень неплохо, хорошо развиваются отношения. У нас есть взаимная тяга в сфере экономики. Мы взаимодополняем друг друга в очень многих отраслях производства. И такое сотрудничество должно и может быть продолжено в будущем.


Сближение людей в ходе таких масштабных мероприятий, безусловно, создаёт необходимую базу морального характера, повышает доверие между гражданами, устраняет ненужные, возникающие порой и на бытовом уровне барьеры. А интерес у российских граждан к Китаю, к его великой культуре всегда был очень высоким. Я нисколько не сомневаюсь, что наши китайские друзья могут самым наилучшим образом организовать Год Китая в России. Ну а наше ведомство - Министерство культуры, регионы Российской Федерации сделают всё для того, чтобы обеспечить самые лучшие условия для проведения этого года.


Что касается новых направлений, то это прежде всего инвестиционная деятельность и сфера высоких технологий в самых различных областях: и в гражданской сфере, и в сфере военно-технического сотрудничества.


О.ИВАНОВА (ГУ ТРК "Ника-Проект"): Тот вопрос, который я хотела бы Вам задать, он, наверное, интересует меня в первую очередь даже не как журналиста, а как маму. У меня есть дочка, её зовут Настя, ей пять лет, и, разумеется, мне небезразлично то, в какой стране она будет жить.


На прошлой неделе первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил о том, что материнский капитал будет выплачиваться до 2050 года. Какие есть гарантии того, что существующие сейчас законы, в частности о материнском капитале, о поддержке женщин, которые имеют детей, будут исполняться хотя бы в течение 15-20 лет и не будут упразднены после того, как сменится руководство страны?


В.ПУТИН: Я хочу вернуться к тому, о чём уже говорил. Какие могут быть гарантии? Нужно, чтобы была сформирована ответственная власть в стране после 2007 и 2008 годов, чтобы мы могли констатировать, что эта власть в основных элементах проводимой в последние годы политики будет придерживаться тех направлений, тех тенденций, которые выработаны действующим руководством страны. И это в полном объёме касается социальной сферы, в том числе материнского капитала и вообще всего комплекса мер, направленных на решение демографической проблемы. Будущее Правительство Российской Федерации, Председатель Правительства, Президент, депутаты Государственной Думы в ходе избирательной кампании должны будут ясно и чётко заявить, как они намерены исполнять принятые сегодня и вчера решения. А граждане страны, избиратели, должны слышать это, знать об этом, помнить об этом, когда они пойдут к избирательным урнам. Другой рекомендации быть не может.


А что касается всего комплекса, говорили ведь не только о материнском капитале - там целый комплекс мер, направленных на поддержку женщин, которые приняли решение завести ребёнка и второго ребёнка, третьего и так далее. Речь ведь идёт не только о материнском капитале - речь идёт о пособиях по беременности и родам, которые мы значительно подняли: для ухода за детьми до полутора лет - до 3 тысяч либо до 40 процентов от заработной платы, но не более 6 тысяч. Речь идёт о деньгах, которые выплачиваются женщине при постановке её на учёт на ранних стадиях беременности. Сделали это не случайно, сделали это для того, чтобы стимулировать женщин к тому, чтобы они обращались к врачу как можно быстрее, с тем чтобы медицинский персонал помог женщине принять правильное решение оставить ребёнка, родить здорового ребёнка и сохранить своё собственное здоровье. Мы увеличили родовые сертификаты, как вы знаете, на то, чтобы там появились дополнительные лекарственные средства, витамины, нужные для сохранения здоровья женщины и ребёнка. Мы приняли решение о том, что 20 процентов будет компенсация семье, у которой родился первый ребёнок, 50 процентов - если есть второй ребёнок, 70 процентов - если есть третий и последующие дети, на использование дошкольных учреждений - детских садов и яслей. Приняты и другие решения в этой сфере. Кстати, хочу обратить ваше внимание и воспользуюсь Вашим вопросом для того, чтобы сказать, что если всё, что касается материнского капитала, начинает действовать с 1 января текущего года, то все льготы, о которых я сказал, все социальные выплаты, о которых я упомянул, они распространяются и на прошлый год, но должны выплачиваться уже с 1 января. То есть если у женщины, скажем, или в семье есть ребёнок, второй ребёнок или третий ребёнок, но ему не исполнилось ещё полтора года, она уже должна получать деньги по новой системе - больше, чем по прежней системе. И с 1 января, как мне доложил министр здравоохранения, выплаты начались.


А.ГРОМОВ: Коллеги, завершается время, отведённое федеральными телеканалами на прямую трансляцию пресс-конференции. Я хочу их поблагодарить. И продолжим, видимо, работу. Собственно, всегда эфир начинался с Вас, и давайте мы завершим, газета "Ваши 6 соток".


А.ТУМАНОВ ("Ваши 6 соток"): Владимир Владимирович, я Вам, надеюсь, не надоел за эти годы практически одним и тем же вопросом по поводу дачников, садоводов и прочих мелких землевладельцев? Всё равно я не отстану, как мне сказали коллеги.


Благодаря, наверное, в том числе и нашим пресс-конференциям все-таки был принят закон, который окрестили "дачной амнистией". Но дело в том, что закон-то принят, до мест он дошёл, но он фактически ничего не изменил, практически ничего. Как было, так и осталось. У меня много поручений к Вам было. Вот сможем мы "додавить" этот закон, чтобы хотя бы до 2008 года он начал реализоваться все-таки? Спасибо.


В.ПУТИН: Я знаю проблемы, связанные с исполнением и правоприменением. Надеюсь, что он будет исполнен. А там, где он не будет исполняться, всё будем делать для того, чтобы довести дело до конца. Собственно говоря, у Вас не вопрос, а пожелание, чтобы закон исполнялся. Он рождался непросто, в муках рождался в Государственной Думе. Но, несмотря на все проблемы при подготовке, всё-таки был принят. Очень рассчитываю на то, что он будет работать. Я сейчас не буду его целиком пересказывать, Вы и сами его хорошо знаете, но вот все процедуры, связанные с упрощением и так далее, - я знаю о том, какие возникают бюрократические проблемы. Будем добиваться, чтобы он был исполнен.


И.СОЛОВЕЙ (Украинское национальное информационное агентство Укринформ): Спасибо Вам, во-первых, за хорошие слова, которые Вы сказали в отношении Украины. И даже не хочется после этого задавать вопросы по газу.


Хотелось бы просто немножко уточнить по этому вопросу. Как Россия относится и сохраняется ли интерес у Российской Федерации к созданию газотранспортного консорциума?


И основной вопрос - по миграции. Граждане Российской Федерации имеют право находиться на территории Украины без регистрации в миграционных органах до 90 суток. Сохранится ли такая же привилегия для украинских граждан в Российской Федерации в связи с введением новых миграционных правил в России?


В.ПУТИН: Начнём с миграции. Мы приняли соответствующие изменения в законодательстве, и они должны быть, конечно, универсальными. Я не помню, как это должно отразиться на тех гражданах Украины, которые к нам приезжают, работают здесь, посещают родственников. Конечно, нужно, чтобы они были универсальными, и мы будем стараться, чтобы они не ухудшали положение людей.


И вообще всё, что принято в последнее время в сфере миграционного законодательства, направлено, конечно, в первую очередь, на обеспечение законных интересов граждан России на рынке труда, но и на обеспечение иммигрантов, на то, чтобы они в полной мере могли воспользоваться правами, которые предоставляет им российское законодательство для защиты своих интересов, если они здесь работают. И только таким образом мы можем, на мой взгляд, уйти от негативных явлений, связанных с миграционными потоками в России.


Что касается газотранспортного консорциума, то мы не против, если украинская сторона вернётся к этой теме. Мы знаем, что эксперты Правительства и президентских структур работают сейчас над этим и ищут наиболее оптимальный для наших украинских партнёров подход к реализации этой идеи. Не хочу вас интриговать, но предложение у наших украинских друзей, как это часто бывает, носит революционный характер. Мы должны подумать, но интерес есть. Я бы хотел в ближайшее время встретиться с Виктором Андреевичем Ющенко и, может быть, с Председателем Правительства Украины, обсудить их предложения, которые прорабатываются сейчас и на экспертном уровне в России. Речь идёт об объединении активов. И наши украинские партнёры хотели бы не только создать газотранспортный консорциум, но хотели бы иметь возможность войти в добычные активы на территории Российской Федерации. Мы этого, как правило, не делаем. Но если мы пошли на это в выстраивании отношений в нашими европейскими партнёрами - скажем, с немецкой компанией "БАСФ", сейчас, думаю, до конца дорешаем с "Э.ОН", мы в принципе договорились об этом с итальянской компанией "ЭНИ" - почему же нам с украинцами этого не сделать? Надо только понять, в каком объёме, куда претендуют на вход наши украинские партнёры, в какие добычные активы, что наши компании получат. Но это дело и этот вопрос должен быть решён на корпоративном экспертном уровне. С точки зрения государства никаких препятствий к реализации подобных идей не будет.


Т.БОРОЗДЕНКОВА (ИА "Псковская лента новостей"): Владимир Владимирович, к сожалению, не секрет, что в ряде регионов России, в том числе и в моем регионе, Псковской области, существует проблема алкоголизма. Как следствие - распространение суррогатного алкоголя, высокая смертность населения.


Скажите, пожалуйста, Правительство предполагает какие-то шаги, чтобы стабилизировать ситуацию в текущем году?


В.ПУТИН: Вы же знаете, принят соответствующий закон об обороте алкогольной продукции. Все мы видели особое внимание средств массовой информации, в том числе электронных средств массовой информации, к проблеме отравления недоброкачественным алкоголем. Такая проблема реально существует в стране.


Вместе с тем статистика, которую я получил в конце прошлого года, говорит о том, что количество отравлений, как это ни странно прозвучит, все-таки в прошлом году снизилось на 7 тысяч. Сейчас многие говорят - не многие, но, во всяком случае, такая позиция звучит - о государственной монополии. Вопрос ведь не в монополии - вопрос в недоброкачественной продукции. Здесь разные могут быть подходы: кто-то предлагает уравнять спиртосодержащие жидкости по налогам с пищевым алкоголем, а кто-то сомневается, полагая, что это приведёт к неоправданному росту цен на товары первой необходимости. Но надо подумать, что для нас важнее: товары первой необходимости либо здоровье нации. Я не подталкиваю Правительство ни к одному из этих решений, но считаю, что сегодня надо добиться исполнения принятых решений и нужно активнее использовать те формы государственного регулирования, которые заложены в этот закон.


ВОПРОС ("Би-би-си"): Господин Президент, мы бы хотели узнать Ваше мнение по поводу предложений иранского лидера о создании газового консорциума или какой-то организации, похожей на ОПЕК. Вы скоро собираетесь в Катар и Саудовскую Аравию, государства, которые тоже имеют очень богатые запасы газа. Речь идёт об энергетическом сотрудничестве между Россией и этими государствами.


В.ПУТИН: Газовый ОПЕК - идея интересная, мы подумаем. Но на первом этапе мы согласны с иранскими специалистами, с иранскими партнёрами, с некоторыми другими странами, которые в больших количествах добывают и поставляют углеводороды на мировые рынки, прежде всего газ, мы уже стараемся координировать свои действия на рынках третьих стран. И намерены делать это и в будущем.


Мы не собираемся создавать какой-то картель, но координировать, я думаю, нашу деятельность было бы правильно, имея в виду решение главной задачи - безусловное и надежное обеспечение основных потребителей энергоресурсами.


С.НИИНИВААРА ("Хельсингин саномат", Финляндия): Сейчас в Финляндии говорят достаточно много о возможности вступлении Финляндии в НАТО. Скажите, пожалуйста, как могло бы членство Финляндии в НАТО повлиять на отношения России и Финляндии?


В.ПУТИН: В различных политических, общественных кругах Финляндии время от времени постоянно возникает этот вопрос. Вы знаете наше отношение к расширению военно-политических блоков вообще и Североатлантического блока в частности. Мы не думаем, что это будет способствовать укреплению безопасности в мире.


Финляндия - полноценный член западного сообщества, член ЕС. Приближение военной инфраструктуры за счёт финской территории к российской границе не будет способствовать улучшению атмосферы в отношениях между нашими странами. Но самое-то главное заключается в том, что современные угрозы сосредоточены главным образом в сфере борьбы с терроризмом, с распространением наркотиков, с торговлей людьми, с организованной преступностью, с распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки. Вот эти проблемы мы можем решить только совместно и на внеблоковой основе. Насколько мне известно, руководство Финляндии с этим согласно. Ну а окончательный выбор, конечно, за финским народом и за финским руководством.


А.БЕЛКИН ("Областная телерадиовещательная сеть", город Новосибирск): Владимир Владимирович, у меня вопрос, связанный с законодательством, притом я думаю, что не только в нашем регионе, но и в других есть проблема вдов и детей погибших в локальных войнах. Сегодня законодательство изменено и трактуется так, что, допустим, какое-то льготное обеспечение может получить только та семья, в которой дети моложе 18 лет, потому что там приравнены одиноко проживающие. Когда ребёнку исполняется 18 лет, у него автоматически забирают все льготы - неважно, двое в семье детей, трое, но семья, по сути, обречена.


У меня вопрос, будет ли государственная поддержка именно вдовам и детям погибших в локальных войнах?


В.ПУТИН: Поддержка оказывается. Когда Вы говорите о тех, кто достигает возраста 18 лет, это, по действующему законодательству, уже взрослые люди, и законодатель исходил из этого соображения. Насколько мне известно, информация, которой я располагаю, очень близка к истине: и Министерство обороны, и Федеральная служба безопасности, и Министерство внутренних дел очень внимательно относятся к семьям своих погибших сотрудников. Я сам за этим стараюсь следить. Допускаю, конечно, наверное, бывают и случаи неадекватного реагирования на конкретную ситуацию в той или другой семье.


Что касается поправок в законодательство, то я лично готов поддержать любые поправки, которые будут направлены на обеспечение интересов семей погибших наших военнослужащих, любые поправки. Нужно только, чтобы законодатель и соответствующие ведомства вышли с обоснованными предложениями. Вообще должен сказать, что мы, конечно, в долгу перед этими людьми, в долгу перед их семьями, потому что в самый сложный период становления новой российской государственности они своим телом закрыли Россию и помогли ей выстоять в самый трудный период времени становления страны. И наш просто священный долг, не хочу бояться высоких слов, сделать всё для того, чтобы поддержать семьи погибших и помочь тем людям, которые получили ранения либо увечья.


О.ТАРАСЕВИЧ (Еженедельник "Обозреватель", г.Минск): Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, как спасти Союзное государство?


В.ПУТИН: Зачем его спасать? Нужно просто работать спокойно, без эмоций над решением тех вопросов и тех проблем, которые могут быть решены в ходе доброжелательного и конструктивного диалога. У нас постоянно меняется понимание того, что мы могли бы считать Союзным государством. Вы и сами наверняка об этом хорошо знаете. Мы неоднократно слышали от белорусского руководства, что белорусской стороне импонировало бы объединение по советскому образцу. Но если это так, то давайте по-честному скажем, что такое - по советскому образцу. Советский Союз был суперцентрализованной страной. Там на бумаге были какие-то права у союзных республик и автономных, реально ничего же в жизни этого не было. Это было централизованное унитарное государство. Поэтому когда мы это услышали, мы и сказали: "Ну, что ж, давайте тогда интегрируемся в Российскую Федерацию". Но сразу же после этого мы услышали другую позицию, что нужно защищать суверенитет. Мы и с этим согласны, мы готовы идти по этому пути, когда субъекты будущего Союзного государства будут обладать полным либо неполным суверенитетом.


Вот возьмите Евросоюз, я тогда предложил: "Давайте по пути Евросоюза". - "Этого недостаточно, нужно, чтобы объединение было более глубоким". Нам нужно найти, какая форма устроила бы и нас, и наших белорусских друзей и коллег. Что греха таить, это этнически, исторически почти один и тот же народ - и, конечно, при самобытности белорусского народа, при самобытности его культуры и так далее, очень много общих элементов, согласимся с этим.


Но если сегодня ситуация такая, что и белорусское руководство, и подавляющее большинство населения дорожит суверенитетом, давайте будем искать другие формы. Но ведь при любой форме объединения, возьмите даже такую достаточно либеральную форму, как в Евросоюзе, все равно создаются какие-то наднациональные органы, все равно происходит передача частично суверенитета в эти наднациональные структуры. Нужно найти оптимальный вариант взаимодействия и движения по этому пути. Мы за обсуждение любых - приемлемых, повторяю, - вариантов создания Союзного государства, приемлемых для белорусской стороны. Важно только, чтобы это не привело к какому-то хаосу внутри наших стран.


Я, знаете, вспоминаю просто период противостояния между союзным парламентом в конце 80-х годов или в начале 90-го года и российским парламентом. Хаос такой в политической жизни, он не нужен ни нам, ни нашим белорусским друзьям. Это требует внимательного, очень ответственного серьёзного подхода. Или, например, общая валюта. Очень важный фактор единения, во всяком случае, в экономической сфере. Если что-то вызывает озабоченность, не будем спешить, давайте подумаем. Но мы бы двигались в этом направлении, мы - за.


Н.МЕЛИКОВА ("Независимая газета"): Добрый день. Владимир Владимирович, Вас много сегодня спрашивали о партиях. И мне хотелось бы ещё один такой вопрос Вам задать. Вы назвали борьбу между "Справедливой" и "Единой Россией" правильной. А считаете ли Вы целесообразным, чтобы эти партии на президентских выборах выдвинули кандидатами в президенты членов своих партий или людей, представляющих эти партии?


Ещё у меня один вопрос, скорее, уточнение. Когда встречались с нами в Шанхае, Вы сказали или, может быть, пошутили, что создадите оппозиционную партию и, может быть, её возглавите. Если это не шутка или, наоборот, если это шутка, то кем Вы видите себя после 2008 года?


В.ПУТИН: Вы меня затюкали просто - кем я себя вижу? Человеком я себя вижу, прежде всего. Что касается возможности выдвижения политическими партиями кандидатов на должность Президента, то такая возможность законодательством предусмотрена. Ничего здесь не вижу необычного. Может быть и самовыдвижение, может быть кандидат от партий, представленных в парламенте, не представленных в парламенте. Там просто разная процедура доведения этого кандидата до самой предвыборной кампании по существу. Но всё возможно. Если это произойдёт - что ж, значит, предвыборная кампания будет развиваться по этому сценарию. Если они договорятся до чего-то другого, как-то объединят свои усилия, то это тоже возможный вариант. Может быть, и неплохо. Всё будет зависеть от них.


А.ЦИОЛИАС ("Мегачэнел", Греция): Владимир Владимирович, Вы не упомянули наш маленький трубопровод из Бургаса в Александропулис. Вы знаете, пятнадцать лет мы слышим про этот провод. Хотели бы услышать Ваше мнение, будет наконец-то он построен (нам обещали, что до конца декабря будет соглашение, - сейчас говорят, в феврале будет протокол)? Или постоянно кто-то будет мешать? И кто мешает? Вы знаете, кто-то говорит, даже нас предупреждают, что не надо строить: у нас будут постоянные трения с Россией, как с Украиной и Белоруссией. И одно уточнение, связанное со строительством нефтепровода. Я понял, что Вы до конца Вашего срока не собираетесь уходить, но... (Оживление в зале.) Нет, вы поймете, вы поймете. Но я прочитал такое резкое мнение, что Вы сидите на чемоданах и собираетесь убежать. Это мнение, по-моему, шахматиста Каспарова. Так ли? Будет ли этот нефтепровод построен при Вашем присутствии в России или нет?


В.ПУТИН: Я занимался в своё время борьбой дзюдо, а не легкой атлетикой, бежать никуда не собираюсь. (Смех).


Что касается нефтепровода Бургас-Александропулис, я действительно о нём ничего не сказал, потому что его нет. Есть только разговоры вокруг этого проекта. Мы поддерживаем этот проект. И мы считаем, что для потребителей наших углеводородов в Европе это важный и один из приоритетных проектов, именно для потребителей в Европе. Мы все-таки должны уходить от какого-то монополизма на транзит, но если наши греческие и болгарские партнёры не смогут решить тот комплекс проблем, которые находятся на их стороне, то мы вынуждены будем просто увеличивать транзитные возможности через территории других стран.


Почему мне кажется, что в этом нефтепроводе заинтересованы не только Россия, Болгария и Греция? Потому что мы и наши партнёры в регионе Каспийского моря - поставщики, а основные потребители находятся в Западной Европе. А Болгария и Греция - члены Евросоюза. И поэтому Евросоюз, на мой взгляд, должен быть кровно заинтересован в реализации этого проекта. Вместо этого мы видим там непрекращающуюся возню. Вы уж на меня, ради Бога, не сердитесь и извините, но это какая-то возня, которая не соответствует национальным интересам и интересам национальных экономик ни Болгарии, ни Греции. Если этот трубопровод будет построен по территории другой страны, то он уже не будет построен никогда, поскольку объём нефти, который предполагается для этого маршрута, не будет пополнен пока ничем. Это будет на годы тогда. Болгария и Греция утратят такую возможность - стать транзитной страной углеводородов из России, из региона Каспийского моря в Европу. На мой взгляд, это настолько очевидно, что нужно как можно быстрее прийти к приемлемым соглашениям. Мы эти предложения сформулировали. У меня такое впечатление, что работа не только в Греции, но, слава Богу, и в Болгарии, заканчивается. Надеюсь, что это произойдёт в ближайшее время.


В.КУЗЬМИН ("Российская газета"): Владимир Владимирович, хотелось бы вернуться к отдельным планам наших международных партнёров. США выступили с предложением построить в Польше и в Чехии системы ПРО и РЛС, и вроде бы Украина рассматривается в качестве такого плацдарма. Вы всегда выступали за рациональное и разумное распределение развития вооружений в мире. Судя по ответу на вопрос финской коллеги, эту инициативу США Вы тоже не считаете, наверное, разумной и рациональной. Не думаете ли Вы, что эта некая ответная реакция, ответный ход на восстановление нашей собственной военной мощи, чего и мы не скрываем, и признают в остальном мире. И на наши действия на международном рынке вооружений, чем тоже не очень довольны в США, были прецеденты, даже накладывали санкции на наши компании?


В.ПУТИН: Санкции продолжают накладывать: все накладывают и накладывают. И мы считаем, что это проявление недобросовестной конкуренции. Да, действительно, мы сейчас заняли очень серьёзную нишу на рынке вооружений и намерены наращивать свои усилия по этому направлению. Это нормальная конкурентная борьба на мировых рынках. Что здесь необычного? Планы Соединенных Штатов по развертыванию системы противоракетной обороны никак не связаны с ростом военной мощи Российской Федерации, потому что они были анонсированы ещё задолго до того, как мы начали эту мощь демонстрировать. И вообще должен сказать (я же приводил эти цифры, по-моему, в Послании), у нас расходы на оборону в 25 раз меньше, чем в США. Но мы, конечно, должны думать, мы думаем о том, чтобы обеспечить, безусловно, нашу внешнюю безопасность. И все наши ответы будут асиметричными, но будут в высшей степени эффективными.


Мы уже сейчас имеем системы преодоления противоракетной обороны. Новый "Тополь-М", как вы знаете, оснащён такими системами. Но этим мы не ограничиваемся, у нас будут системы совершенно нового поколения, на которые разрабатываемые и развёртываемые системы ПРО не будут иметь никакого влияния, это просто совершенно другая система. Потому что ПРО рассчитана на баллистические ракеты, а мы говорим про совершенно другие системы стратегического оружия, которые, как я уже говорил, будут действовать на гиперзвуке, будут менять свою траекторию как по высоте, так и по направлению движения. И системы ПРО здесь просто бессильны - это просто другая история.


Но наши специалисты, наши военные специалисты, не считают, что разворачиваемые системы ПРО в странах Восточной Европы нацелены на предотвращение угрозы, исходящей, скажем, со стороны Ирана либо каких-то террористов. Как соотносятся террористы и баллистическое оружие? Причём оно здесь? Что, у террористов есть баллистическое оружие, что ли? А траектории полётов ракет, которые могут запускаться, скажем, с иранской территории, тоже хорошо известны. Да у них и баллистических ракет нет, у них ракеты средней дальности. Сколько их там сейчас, я уже не помню, - две тысячи, что ли, или две тысячи четыреста?


Поэтому нам кажутся такие аргументы несостоятельными. И это, конечно, имеет к нам прямое отношение и, разумеется, будет вызывать соответствующую реакцию. Как я уже сказал, эта реакция будет асимметричной, но в высшей степени эффективной.


А.ЛЕБЕДЕВ ("Народная инициатива"): Добрый день, Владимир Владимирович! Я хотел бы задать вопрос, который касается очень многих, имеются в виду студенты. После того как изменились сроки срочной службы, вновь возникла на местах, скажем так, самодеятельность, когда идут угрозы призывникам, их родителям, и, главное, что самое опасное, речь идёт о студентах, находящихся в середине обучения - III-IV курс. Им говорят: "Мы вас забёрем, и учиться вы будете после того, как отслужите в армии".


Объясните, пожалуйста, действительно ли отменяются все отсрочки или что-то всё-таки остаётся, и людям дадут доучиться до конца?


В.ПУТИН: Вы знаете, нужно внимательно посмотреть принятые решения и, пользуясь вашими возможностями, возможностями СМИ, о них просто подробно рассказать, там всё прописано. Никого из тех, кто учится, никто в армию забирать не будет.


Конечно, отменён ряд отсрочек по некоторым позициям, но далеко не все. И понятно, почему это сделано. Потому что мы перешли на полтора года службы в этом году и с 1 января 2008 года, как и планировалось, - на год. Мы активно работаем в рамках федеральной целевой программы перехода на контрактную службу значительного количества военнослужащих, 130 с лишним тысяч человек. У нас уже нет призывников в районах со сложным, мягко говоря, оперативным режимом, в "горячих точках", и не будет в будущем, но служить надо. Но это не должно привести и не приведёт к тому, что будут со студенческой скамьи сдергивать людей и отправлять в армию.


ВОПРОС (Гостелерадио Исламской Республики Иран): Уважаемый Владимир Владимирович! Извините, Вы, конечно, уже устали, но у нас такой вопрос: как Вы собираетесь работать с западными коллегами, с тем чтобы убедить их приступить к решению так называемой иранской ядерной проблемы исключительно мирными способами и в ходе переговорного процесса?


В.ПУТИН: Мы собираемся работать как с западноевропейскими партнёрами, так и с американскими, но и с иранскими тоже. Мы надеемся, что поездка, которая была совершена в Иран совсем недавно Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации господином Ивановым, поможет сближению наших позиций и сможет убедить наших иранских партнёров принять такие решения, которые бы оздоровили ситуацию, которые бы разблокировали отношения между Ираном и МАГАТЭ, которые бы убрали любые подозрения международного сообщества о якобы имеющихся у Ирана планах создания ядерного оружия.


Как вы знаете, мы сотрудничаем с Ираном в сфере использования атома в мирных целях, строим атомную электростанцию в Бушере. Мы и дальше намерены реализовывать эту программу. У нас сотрудничество с иранской стороной развивается по очень многим направлениям деятельности, в том числе и в военно-технической сфере. Мы полагаем, что иранский народ имеет право на доступ к современным технологиям, в том числе и ядерным технологиям, но нужно найти такой вариант развития атомной отрасли, который бы полностью гарантировал Ирану, с одной стороны, доступ, а с другой стороны, снял бы всякие озабоченности международного сообщества.


Э.БИЛЕВСКАЯ ("Наша версия на Мурмане"): Как Вы знаете, осенью "Газпром" объявил о том, что будет единственным недропользователем Штокмановского месторождения, но после этого начались новые переговоры, то есть новый виток переговоров с нашими западными партнёрами, в частности "Статойл" и "Гидро" даже решили объединиться, чтобы соответствовать участию в этом проекте. Хотелось бы узнать, каковы эти новые условия и не говорит ли это о том, что все-таки разработка нефтяного месторождения откладывается на какой-то другой период, на более поздний период?


И ещё хотелось бы узнать: в прошлом году Вы сказали, что не возглавите "Газпром". А придумали, чем хотите, чем будете заниматься после 2008 года? (Смех в зале). Ещё хотелось бы пригласить Вас в Хибины кататься у нас на горных лыжах. Ждём Вас.


В.ПУТИН: Спасибо большое. Как Вас зовут?


Э.БИЛЕВСКАЯ: Элина.


В.ПУТИН: Хорошо. (Смех в зале. Аплодисменты.) Вы меня приглашаете в личном качестве либо от имени мурманчан?


Э.БИЛЕВСКАЯ: И в личном, и от имени мурманчан. (Смех в зале).


В.ПУТИН: Спасибо. А теперь, если серьёзно, Штокман: Штокмановское месторождение относится к уникальным, это одно из крупных месторождений сегодня в мире. "Газпром" действительно объявил о том, что будет единственным недропользователем. Так оно и будет, но это не значит, что "Газпром" отказывается от сотрудничества при реализации проекта. Это значит, что "Газпром" оставляет за собой право привлечь в том или ином качестве иностранных партнёров в качестве операторов проекта, в качестве консультантов и так далее. Там много всяких возможных вариантов. Это касается обеих составляющих этого проекта - добычи газа и превращения его в так называемый трубный газ, в том числе поставка по дну Балтийского моря основным потребителям в Европу, и сжижения газа. От этого "Газпром" тоже не отказался. Объёмы таковы, что они позволяют работать и по одному, и по другому направлениям, тем более что это даст нам возможность варьировать ресурсы и объёмы.


Не думаю, что "Статойл" и "Гидро" объединились специально только для того, чтобы участвовать в этом проекте. Это отражает тенденции в мировом секторе экономики, которые связаны с укрупнением компаний. Собственно говоря, мы тоже идём по этому пути. Думаю, что это правильно.


В какие сроки "Газпром" определится со своими иностранными партнёрами и в каком качестве кого он будет привлекать, это дело самого "Газпрома". Знаю, что "Газпром" прорабатывает возможность приглашения иностранных партнёров к участию и в проекте по сжижению, и по добыче на шельфе Баренцева моря, потому что добыча в этих достаточно суровых условиях дело непростое, требует знаний, навыков, наличия технологий. Это всё есть у некоторых наших иностранных партнёров. Конечно, норвежские партнёры имеют все шансы быть приглашёнными в этот проект. Повторяю ещё раз, в конечном итоге это дело компании.


А.СИЛАЕВ ("Вечерний Красноярск"): Можно я отвлеку от серьёзных тем? Такой наивный вопрос: Владимир Владимирович, можете ли Вы кого-либо назвать своим другом? Если да, то кто этот человек, кто эти люди?


В.ПУТИН: Адреса и явки хотите получить? (Смех). У меня, конечно, есть друзья личные. Это, как правило, люди из моего студенческого времени, из детства, мои коллеги по прошлым видам деятельности: и в органах безопасности, и в мэрии Петербурга. Как у любого человека есть небольшой, но всё-таки круг общения, я им очень дорожу.


Т.СТАВНИЧНАЯ ("Саров"): Наш город, где Вы, кстати, были, известен, с одной стороны, как город науки и обороны, с другой стороны, как один из центров православия. В связи с этим вопрос: с точки зрения Президента России, каково место православия в будущем этой самой страны? И второй вопрос: какова стратегия в ядерной и военной отраслях?


В.ПУТИН: Обе темы тесно связаны между собой, потому что и традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться - и сегодня, и в будущем - и к тому, и к другому.


Большое спасибо вам за внимание. (Печатается в сокращении)

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина