Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

На тему дня. ВОДНЫЙ КОДЕКС 2006 Г.: ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ.

С 1 января 2007 г. вступил в действие новый Водный кодекс РФ


 

Этот федеральный закон, регулирующий на основе единых принципов достаточно обширную сферу водных отношений, готовился несколько лет, вызывая нескончаемые и ожесточённые дискуссии научной общественности. При всём разнообразии проектов, которые разрабатывались как МПР России, так и Минэкономразвития России, прослеживалась основная тенденция последовательного учёта частных интересов и сокращения администрирования. Этому в значительной мере сопротивлялись экологи и многие юристы, занимающиеся экологическим правом. В результате сложился компромиссный документ, содержащий явные новшества, но при этом пролонгирующий ряд положений прежнего Водного кодекса РФ. При этом текст нового кодекса оказался более кратким по объёму, чем предыдущего. Поэтому не случайно сейчас для реализации нового закона на федеральном уровне готовятся 22 подзаконных акта. Жизнь покажет, является краткость нового Водного кодекса РФ достоинством или недостатком.


В то же время принятие нового кодекса потребовало отдельного Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" от 03.06.2006 № 73-ФЗ. Согласно последнему, предусматриваются изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и в ряд других федеральных законов. Таким образом, краткость нового Водного кодекса отчасти объясняется наличием вводного закона.


Права на водные объекты


Одно из новшеств нового Водного кодекса - определение границы водных объектов по береговой линии, однозначно установленной законодателем применительно к конкретным видам водных объектов. На этой проблеме нужно остановиться подробнее. Новый кодекс сохранил представление о поверхностных водных объектах как о единстве поверхностных вод и покрытых ими земель. Кроме того, законодатель сделал немаловажное добавление о том, что в состав водных объектов входят земли в пределах береговой линии. За этими лаконичными выражениями скрывается критический анализ положений Водного кодекса 1995 г.


Тогда не было прямого ответа на вопрос о том, какие именно границы есть у водотока или водоёма, если в его состав входят дно и берега. Ставился вопрос, до каких пределов собственник (или пользователь) водного объекта будет считать дно и берег "своими". Решение вопроса о границах водотоков и водоёмов было необходимо для разграничения предметов права собственности на водные объекты и близлежащие земельные участки, имеющие других хозяев.


Согласно Водному кодексу 2006 г., береговая линия водного объекта однозначно устанавливается законодателем применительно к конкретным видам водных объектов. Береговая линия рек, ручьёв, каналов, озёр, обводнённых карьеров определяется по среднемноголетнему уровню воды в безлёдный период, а береговая линия прудов и водохранилищ - по нормальному подпорному уровню воды. Однако на многочисленных малых водоёмах и водотоках среднемноголетний уровень вод в безлёдный период не отслеживался Росгидрометом и другими органами, призванными осуществлять наблюдение. Относительно многих прудов, изготовленных без проекта ("кустарно") либо век назад, нормальный подпорный уровень также не отслеживался. Думается, что все уполномоченные органы, отвечающие за водные ресурсы, должны по возможности этот пробел восполнить.


Ещё одним новшеством является отказ от несовершенной правовой конструкции обособленных водных объектов. Согласно закону "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", данная формулировка изъята из земельного и гражданского законодательств. Обособленными могли быть лишь небольшие по площади непроточные искусственные водоёмы. Такие их признаки как "непроточность" и "замкнутость", по сути дела, идентичны, а отсутствие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами в реальной жизни встречается очень редко. Даже если пруд прямо не связан с рекой, не исключена его косвенная гидравлическая связь с поверхностными водами через подземные горизонты и родники.


В новом Водном кодексе законодатель прямо пошёл по пути указания на разновидности поверхностных водных объектов, которые могут быть в частной собственности (пруды и обводнённые карьеры, находящиеся на частных земельных участках). Однако определение данных водоёмов в кодексе отсутствует, что может способствовать недобросовестному присвоению в частную собственность небольших озёр или, скажем, малых водохранилищ. Кроме того, следует иметь в виду, что многие искусственные водоёмы возникают на месте естественных. Небольшое озеро, превращённое в небольшой искусственный водоём, может оказаться в частной собственности. Впрочем, согласно ст. 42 Водного кодекса 2006 г., работы по изменению и обустройству природного водоёма и водотока проводятся при условии сохранения естественного происхождения водных объектов (надо полагать, и естественного характера водного режима). Данные положения призваны положить конец произвольному запруживанию малых рек и ручьёв, что часто наблюдается при строительстве коттеджей.


Какими бы ни были расширительные и недобросовестные толкования понятий "пруды и обводнённые карьеры", законодатель явно предпочёл сохранить государственную собственность на большую часть водного фонда, привлекая частные инвестиции на основе договорного пользования. В частную же собственность, как следует ожидать, должны попасть окружённые частными земельными участками водоёмы, до которых у государства "не доходят руки".


В новом Водном кодексе РФ увеличивается значение договоров водопользования, которые из вторичного способа регулирования превращаются в первичный. В связи с этим упраздняется лицензирование водопользования, что означает сокращение государственного администрирования в рассматриваемой области. Вместо лицензий основанием для заключения договора водопользования становятся результаты торгов, а именно - аукционов. Последние в случае наличия нескольких претендентов будут способны обеспечить состязательность. Случаи и порядок проведения аукционов определяются Правительством РФ.


В то же время Водным кодексом 2006 г. закладывается важный стимул поощрения добросовестных и образцовых водопользователей. Согласно ст. 15, водопользователи, надлежащим образом исполнявшие свои обязанности в случае истечения срока действия договора, сохраняют преимущественное пред другим лицом право на заключение договора водопользования на новый срок. При этом условия договора водопользования могут быть изменены по соглашению сторон. Если уполномоченный государственный или муниципальный орган отказался возобновить договор, но в течение года после истечения срока заключил договор с другим лицом, водопользователь вправе по своему выбору требовать в суде либо возмещения убытков, причинённых отказом, либо перевода на себя прав и обязанностей по заключённому договору водопользования, а также возмещения убытков. Однако преимущественные права действуют только в связи с договорами, не заключёнными по результатам аукциона.


Вместе с тем сокращение административного регулирования вовсе не должно ломать все без исключения разрешительные механизмы водопользования. В частности, в новом кодексе сохранены решения о предоставлении водных объектов в пользование. Однако по ним, как по новому, так и по старому Водному кодексу, не требуется заключать договоры водопользования. Таким образом, казалось бы, законодатель добился упрощения и обеспечения состязательности доступа физических и юридических лиц к водным объектам.


Но не всё так просто: имеет место "молчаливая" отмена водных сервитутов. Как частных, так и публичных. (Водный сервитут - право ограниченного пользования водным объектом. Различают публичный водный сервитут, когда каждый может пользоваться водными объектами общего пользования, и частный водный сервитут, ограничивающий права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование). Однако это не должно прервать ограниченное пользование чужим земельным участком на праве земельного сервитута. Титул земельного сервитута (как публичного, так и частного) предусмотрен ст. 23 Земельного кодекса РФ и ст. 274-276 части первой Гражданского кодекса РФ. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Земельный сервитут может быть предназначен для забора воды и водопоя, обеспечения водоснабжения и мелиорации, свободного доступа к прибрежной полосе водного объекта и т.д.


Изменения в платности


водопользователей


Платность водопользования сохраняется как один из принципов обновлённого водного законодательства. При этом имеются две совершенно разные формы платности: водный налог и плата в рамках договора водопользования. В статьях нового Водного кодекса РФ речь идёт главным образом о плате как существенном условии договора водопользования. В договорах водопользования в обязательном порядке указываются размер платы за пользование водным объектом либо его частью, сроки и условия её внесения. В свою очередь, несвоевременное внесение платежа по договору влечёт за собой уплату пеней, а превышение "договорных" объёмов забора или изъятия воды - штраф.


(Продолжение в следующем выпуске)

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина