Уважаемые читатели, мы предлагаем вам познакомиться с одной из самых скромных, но от этого не менее значимых, профессий - профессией контролёра. О трудовых буднях этих людей редко рассказывают в средствах массовой информации, гораздо чаще - о проблемах, обусловленных недобросовестным отношением потребителей электроэнергии к своим обязанностям.
За помощью мы обратились к менеджеру Белгородского участка ОАО "Энергоучёт" М.В.Шуринову. Как пояснил Михаил Валентинович, контролёр отвечает за съём показаний с приборов учёта электроэнергии и актуализацию базы данных об абонентах. На сегодняшний день территорию Белгородского района обслуживают 14 работников ОАО "Энергоучёт": 13 контролёров и менеджер участка. Большинство потребителей проживает в частном секторе и только 35% - в многоквартирных домах. Много дачников и тех, кто работает в областном центре. Это создаёт определённые трудности в работе - жильцов сложно застать, а приборы учёта электроэнергии находятся в недоступном месте: в доме, гараже, сарае и т.д. Ежедневную работу подчинённых планирует менеджер. Свой маршрут контролёр узнаёт только в день, когда выходит на участок.
При съёме контрольных показаний с приборов учёта бытовых потребителей служащий обязан руководствоваться соответствующей инструкцией - прежде всего, должен предъявить жильцу служебное удостоверение и только потом осуществить визуальную проверку счётчика и внести его показания в специализированный терминал. При этом, согласно всё той же инструкции, он несёт ответственность за внесённые данные. Что такое терминал и какое он имеет значение? По словам Михаила Валентиновича, переход от бумажных носителей к специализированным терминалам - это настоящий прорыв. Раньше показания приборов учёта в базу данных о потребителях вносили вручную, и это занимало достаточно много времени. Использование терминалов, или электронных носителей информации, позволяет освободить операторов от трудоёмкого процесса внесения показаний в базу данных, а также вплоть до минут проконтролировать работу специалиста, снимавшего показания. Все сведения хранятся в компьютере менеджера участка. Это позволило освободиться от огромных шкафов, заваленных грудой папок с маршрутными листами. А если нужны какие-либо данные, не приходится терять много времени на их поиск.
"Вооружившись" необходимыми знаниями, знакомимся с наставником - контролёром Белгородского участка ОАО "Энергоучёт" Натальей Николаевной Лавренчук. По словам менеджера, это активный, добросовестный работник, стремящийся к повышению уровня теоретических знаний.
В 8.15 вместе с другими контролёрами на планёрке у менеджера выслушиваем инструктаж и узнаём, что сегодня предстоит снимать показания с приборов учёта электроэнергии потребителей посёлка Майский. Нам с Натальей Николаевной достаётся частный сектор. Получаем специализированный терминал, куда уже внесён наш маршрут и направляемся в посёлок.
Буквально сразу сталкиваемся с трудностями: на большинстве домов нумерация отсутствует. Начинаем вычислять, к какому дому мы подошли. Звонка нет. Наталья (мы договорились называть друг друга "на ты") стучит в калитку - из-за забора раздаётся грозный лай собаки. Понимая, что здесь нас могут ждать неприятности, Наталья Николаевна, руководствуясь инструкцией, достаёт из кармана газовый баллончик. (Учитывая, что большую часть рабочего времени контролёр проводит на улице, в незнакомых районах, для самозащиты ему выдаётся газовый баллончик). Однако, хочется надеяться, что использовать его всё-таки не придётся!
Несмотря на лай собаки, громкий стук и призывные крики контролёра, дверь нам так никто и не открыл. Наталья вносит в терминал сведения о том, что хозяев нет дома, и мы направляемся к следующей калитке.
Стучим - и снова лай собаки. Дверь практически сразу открывает молодой мужчина. Контролёр показывает удостоверение, объясняет цель своего визита: снятие показаний со счётчика электрической энергии. В ответ слышим тысячу претензий по поводу того, что мы всё ходим и ходим, что у них всё нормально, что платят за всё вовремя, по квитанции и так далее. Нас спрашивают: "Где мы были, когда горел соседский дом и чуть не сгорели они, почему мы не идём к этому виновнику их бед?". Корректно Наталья Николаевна объясняет, что контролёры "Энергоучёта" осуществляют снятие показаний в соответствии с должностными инструкциями и это не займёт много времени. А к соседу мы обязательно зайдём, просто начали работу с другой стороны улицы. Кажется, убеждения начинают действовать, и хозяин не только пропускает нас во двор, но и любезно соглашается подержать собаку. Времени на съём показаний и внесение их в терминал, как мне показалось, ушло не более трёх минут. Мы покидаем двор и направляемся к следующему дому.
Это и есть виновник несчастий соседей. Ещё с улицы видим, что здесь когда-то был пожар и, похоже, хозяина мало интересовало обустройство жилища после настигшей его беды. Долго стучим в дверь. Нам открывает мужчина, который с трудом понимает, чего мы от него хотим, и всё же любезно приглашает войти. Подходим к видавшему виды счётчику. Хозяин дома объясняет, что у него уже давно отключили и электричество, и газ; подтверждает сведения о себе. Наталья Николаевна заносит в терминал фразу: "ввод отключён на фасаде, счётчик сгорел", и мы продолжаем свой путь.
Чуть поодаль видим двоих мужчин. На вопрос о хозяевах один из них утвердительно кивает, не взглянув в документы, приглашает во двор и сразу провожает к прибору учёта. Мужчина заводит с нами разговор о душе, семье. Я понимаю, что если мы остановимся и поддержим беседу, потеряем время, а значит, не выполним план. Смотрю, как прореагирует мой наставник. Очень вежливо Наталья извиняется и объясняет, что, к сожалению, не может долго оставаться в этом гостеприимном доме, так как нас ждёт работа. Хозяин относится с пониманием. А я делаю для себя выводы: оказывается, контролёр должен быть настоящим политиком - уметь уговорить того, кто настроен агрессивно, и, в то же время, не обидеть человека, отнёсшегося к непрошенным гостям искренне и по-доброму.
Вдруг мы слышим крики женщины, которая ругала нас в одном из домов. Оказывается, что её соседка, к которой нам не удалось попасть, уже пришла. Почти бегом возвращаемся. Пока Наталья снимает показания, я задаю женщине вопрос:
- Слишком ли отвлекает от повседневных дел визит контролёра?
Она смотрит на меня с недоумением:
- Отвлекает? Да ведь на это уходит не больше 5 минут. К тому же, контролёр приходит не каждый день.
Хозяйка провожает нас к своей соседке, которая больна и не встаёт с постели. В ответ на нашу благодарность слышим:
- Вы же на работе. Каждый должен по возможности облегчить вам выполнение обязанностей.
Из этого дома уходим в приподнятом настроении. И, кажется, уже больше ни грубость, ни закрытые двери не выбьют нас из колеи.
Во время перерыва задаю своей наставнице несколько вопросов. Например, что нужно сделать, чтобы труд контролёра стал более эффективным и
безопасным?
- Наша работа не должна зависеть от наличия-отсутствия хозяев дома и от их настроения. Для этого приборы учёта электрической энергии необходимо выносить на фасады зданий, поясняет Наталья. И, конечно, хотелось бы, чтобы на домах всё-таки были номера.
В конце рабочего дня мы возвращаемся на участок. Очень быстро перенеся данные из терминала в компьютер и ознакомившись с ними, Михаил Валентинович поинтересовался, как прошёл рабочий день, и, прощаясь, поблагодарил за хорошую работу.
Татьяна КОРНЕВА
- 1882 просмотра
Комментарии
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 19 недель назад