...Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается, как писал академик Д.С.Лихачёв, с малого - "с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно...". Совесть нации, вечный печальник о культуре ХХ века, рыцарь русской культуры - это лишь малая толика эпитетов, которыми награждали - и ещё при жизни - этого великого Человека. По указу Президента России в 2006 году в честь столетия со дня рождения учёного в регионах страны проводились торжественные мероприятия, посвящённые памяти Д.С.Лихачёва. Не стала исключением и наша область. В конце декабря в Белгородском государственном институте культуры и искусств прошли первые на Белгородчине Лихачёвские чтения.
- Мы не хотели, чтобы наши Лихачёвские чтения стали просто дежурным констатированием фактов из жизни учёного, - говорит заведующая кафедрой гуманитарных наук БГИКИ Марина Кулабухова. - И мы были очень рады, что в процесс подготовки к этому мероприятию включились не только педагоги нашего вуза, аспиранты, но и студенты. То, о чём всегда говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, мы испытали на себе - процесс со-дружества, со-творчества, неравнодушного отношения к родной культуре, истории.
А открылась межвузовская научно-практическая конференция "Лихачёвские чтения"... звуками музыки. Посвящение великому учёному - "Ноктюрн", сочинённый студентом БГИКИ, лауреатом Международного конкурса гитаристов А.Коцюбой, исполнили автор (гитара) и Ю.Луговая (флейта). Около пятидесяти выступлений было запланировано в программе, и львиная доля их - это работы студентов. Интересно, что наибольшую активность проявили студенты кафедр народного хора и хореографии. Стоит лишь прочесть названия их докладов, и будет понятно, что традиции лихачёвского отношения к культуре молодым людям близки и понятны: "Обработка народной песни как способ сохранения традиционной певческой культуры" (автор - третьекурсница Е.Педяш), "Танец как феномен формирования культуры мира и культуры человека" (автор - студент четвёртого курса В.Вереитен)... "Изданная на многих языках мира книга "Письма о добром и прекрасном" и сегодня остаётся бестселлером благодаря неустареваемому содержанию этого нравственно-этического учебника, созданного неравнодушным человеком, педагогом, прожившим долгую жизнь, но не утратившим молодого, пытливого отношения к миру, что и предопределяет восприятие людьми, в первую очередь, молодыми, творчества Д.С.Лихачёва как абсолютно современной духовно-нравственной константы", - пишут третьекурсницы кафедры теории и истории народной художественной культуры А.Кононова и Е.Рычак в своей работе "Д.С.Лихачёв как собеседник молодёжи ХХI века". А студентка третьего курса кафедры театрального творчества Г.Петрик в докладе "Талант человечности и интеллигентности: к проблеме феноменальности личности Д.С.Лихачёва" напомнила присутствующим об одном из главных жизненных принципов учёного: о таланте каждого человека быть ответственным перед самим собой, перед народом, перед страной, перед историей. В книге "Раздумья" (продолжении "Писем о добром и прекрасном") Д.С.Лихачёв предлагает нам десять заповедей человечности: не убий и не начинай войны; не помысли народ свой врагом других народов; не укради и не присваивай труда брата своего; ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти; уважай мысли и чувства братьев своих; чти родителей и прародителей своих и всё, сотворённое ими, сохраняй и почитай; чти природу как матерь свою и помощницу; пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба; пусть живёт всё живое, мыслится мыслимое; пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободным... Интересный эпизод (может, конечно, никто из присутствующих на это не обратил внимания, но мне он запомнился) произошёл во время выступления одной из студенток. Когда обсуждали её доклад, кто-то из преподавателей спросил: а что же нужно делать, чтобы заповеди эти воплощались в жизнь? "Вы должны научить нас этому!" - ответила студентка. Вроде бы всё правильно, задача педагога - не только давать своим ученикам знания по каким-то предметам, но и учить их быть людьми - честными, справедливыми, добрыми... Да только есть один нюанс: а должны ли сами молодые учиться? Ждать, пока тебя чему-то научат, - это одно, а вот самому прикладывать какие-то усилия... Не это ли та самая ответственность перед собой, перед обществом, перед страной? Разве люди не должны жить по законам чести, добра, справедливости, даже если их этому никто не учит? Ведь проще всего списать всё на педагога: не научил, мол, быть хорошим человеком. Не научил человечному отношению к близким, правильно, во благо себе и другим пользоваться свободой, природу любить, к истории своей бережно относиться и так далее. А о том, что есть такая штука - бескорыстие, которым славился русский народ в отличие от прагматичного народа западного, мы, пожалуй, и вовсе подзабыли. И не потому ли писал Лихачёв о том, что "мы с вами сейчас инопланетяне, и не заметили, как ими стали!". И о том, что "нравственность нужна особенно в современном обществе". Потому что "планета, на которой мы живём... стала маленькой, перенаселённой и чрезвычайно зависимой от нас". "Человек строит свой дом - культуру. Сюда входят привычки, обыкновения, занятия, всё им создаваемое вокруг себя - в чём он живёт и что следует называть культурой в широком смысле этого слова, включая науку, технику, религию и прочее..." - писал Дмитрий Сергеевич в одной из своих статей, посвящённых экологии культуры. Культура для учёного - не просто понятие, суть которого расшифровывается в энциклопедических статьях и научных трудах. И потому, по мнению Д.Лихачёва, даже "заботы экологов должны распространяться не только на условия, в которых живёт человек в природе, но и на условия, в которых человек существует в создаваемой им культуре. ...Соприкасаются между собой и экология природы, и экология культуры, ибо человек не противостоит природе, а составляет собой часть природы". К экологическим бедствиям, происходящим в последние десятилетия, учёный относит и "обеднение лексики русского языка, замену русских слов однозначными иностранного происхождения, исчезновение поговорок и пословиц в устной речи одних и отдельных выражений из басен Крылова или "Горя от ума" Грибоедова у других. Зоной экологического бедствия может оказаться кино, классический репертуар театров, частично музыка и т. д. и т. п.". Не упомянул в этом ряду учёный лишь средства массовой информации, но, думается, их с полным правом можно включить в этот список. Потому что всё чаще и в нашей профессиональной среде возникает вопрос: а кем всё-таки должен быть журналист - педагогом или соблазнителем? Ведь средства массовой информации, хотят они того или нет, дают образцы для подражания большой части своей аудитории, особенно молодёжи, подросткам. Каких героев выбирают себе в кумиры наши дети? Сегодня, увы, отнюдь не отважных разведчиков... И феномен Лихачёва состоит в том, что лихачёвцем можно быть, даже не читая трудов великого учёного. Многие люди сами пришли к тем же выводам, что и Дмитрий Сергеевич: интеллигентность, ответственность, любовь к родине и другие качества можно и нужно в себе воспитывать. Чтобы не быть инопланетянином на своей Земле...
...В Белгородском институте искусств планируют проводить Лихачёвские чтения ежегодно. Первый блин не оказался комом - разве что помещение для проведения чтений было уж слишком тесным - обычная институтская аудитория, а желающих присутствовать и участвовать в них было почти в два раза больше, чем могла вместить аудитория. Думается, что в будущем году ректор БГИКИ С.И.Курганский, который всячески поддерживал проведение этого научно-просветительского мероприятия, посодействует и тому, чтобы оно прошло в более достойном помещении, ведь оно вызвало немалый интерес не только у преподавателей и студентов БГИКИ, но и у педагогов и студентов других вузов, школ, библиотекарей, работников культуры. Главный итог прошедших чтений - это то, что именно молодые люди попытались прочувствовать, пропустить через себя то, о чём говорил и писал академик Лихачёв. В чём-то с ним можно соглашаться, в чём-то - нет, но то, что общение с этим выдающимся человеком, пусть заочное, даст Бог, заронит светлую искру в души молодых.
Елена МЕЛЬНИКОВА
- 1549 просмотров
Комментарии
4 года 17 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 19 недель назад