Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Размышления по поводу. Ищите Зюзю,

Или Нужна ли городу межшкольная газета?

Ежегодно (и даже ежемесячно) в России появляются всё новые и новые газеты и журналы, издающиеся в школах, лицеях, гимназиях. Причём не рукописные стенгазеты, а полноценные, изданные типографским способом газеты, журналы и даже литературные альманахи.


Для чего школе нужна газета? Для того, чтобы показывать её проверяющим из управления образования и других инстанций (вот, мол, какие мы прогрессивные, своё издание у нас есть!), или же руководство учебного заведения ставит иные цели и задачи - объединить учеников и учителей в единый школьный коллектив, наладить диалог между всеми участниками образовательного процесса, информировать педагогов, учащихся и их родителей о жизни школы (лицея, гимназии), знакомить с интересными людьми, в ней работающими, давать каждому желающему возможность высказать своё мнение со страницы печатного издания, научить ребят чему-то полезному с его помощью? Но нужно ли сегодня, когда количество СМИ, в том числе и региональных, достаточно велико, тратить силы и средства на создание средства массовой информации, которое будет выходить в рамках одного учебного заведения тиражом в несколько десятков экземпляров?


На эти вопросы попытались ответить участники городского научно-практического семинара "Школьная газета: особенности и перспективы развития". Причём инициировали это мероприятие не сами школы (что удивительно), и не редакции "взрослых" изданий (что, в общем-то, как раз удивления и не вызывает, потому что за редким исключением некогда солидным журналистам возиться с самиздатом на "площадке молодняка"), а студенты факультета журналистики Белгородского университета. Вернее, члены Студенческого научного общества (СНО), которое создано на журфаке чуть более года назад. Неугомонные СНОвцы во главе с третьекурсницей Эрикой Голдахе решили не просто собрать за круглым столом редакторов и корреспондентов школьных газет областного центра, но выйти с инициативой создать принципиально новое для Белгорода профессиональное издание - городскую межшкольную газету.


Но сначала участники семинара поделились опытом работы уже существующих школьных изданий. К примеру, газета "Мы" выходит в белгородском лицее номер 9 уже третий год. Об особенностях этого издания рассказали редактор газеты, десятиклассница Анастасия Львова и дизайнер (а наличием своего дизайнера может похвастаться далеко не каждая школьная газета), ученик 11 класса Роман Фиронов.


"Здесь могло бы быть ваше название" - такими словами открывался титульный лист первого выпуска лицейской газеты. А второй номер вышел уже "озаглавленным". "Мы" - это название было выбрано на конкурсной основе, признано самым подходящим по смыслу и отвечающим назначению газеты. Это было в начале 2004 года. Название прижилось, появились регулярные рубрики (как тематические, так и возрастные, например, страничка для начальной школы). Сменилось поколение редакторов и дизайнеров. Но принцип "старший обучает младшего" остался. Школьная газета особенная ещё и потому, что состав редакционного коллектива постоянно меняется. На смену выпускникам приходят ребята из старших классов, одиннадцатиклассники передают им свой опыт, учат основам мастерства и... покидают школу, едва прозвенит для них последний звонок. И так - из года в год. Конечно, без помощи взрослых школьникам самим было бы не осилить выпуск газеты, и тут ребятам главный помощник - педагог Лариса Якубович. Все вместе они не только информируют своих читателей о том, что интересного произошло в школьной жизни, кто из учеников отличился на олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях и т.д. и т.п., но и проводят тематические опросы, блиц-интервью, другие виды социологических исследований в рамках школы. А поработать корректорами редакция приглашает победителей олимпиад по русскому языку и литературе. И ещё одна изюминка газеты "Мы". Сами школьники называют это "экономической хитростью" - этакий прообраз газетного "самопиара": в одном из номеров каждого тиража члены редколлегии пишут фломастером слово "Зюзя". Кому попадётся такой номер, тот становится героем публикации в следующем выпуске. Можно, конечно, по-разному относиться к такому промоушну (продвижению издания на информационном рынке), но главное, что ребята постоянно находятся в творческом поиске. Так что у корреспондентов лицейской газеты есть чему поучиться редакционным коллективам других школ.


Презентация ещё одного издания - газеты "Животворящий родник" белгородской школы номер 45 - была проведена в рамках этого семинара. Одиннадцатиклассница Наталья Багдасарян рассказала, что газета выходит уже два года периодичностью один раз в два месяца. А такое необычное название было выбрано для неё потому, что, по мнению и взрослых, и детей, школьная газета должна быть ориентирована прежде всего на духовное развитие личности. И писать не только о событиях, происходящих в стенах учебного заведения, но и информировать его учеников об актуальных проблемах, всем миром обсуждать острые вопросы. И девятый лицей, и 45-я школа, и белгородский лицей номер 25, представители которого на семинаре предстали пока только как слушатели и о своей газете "Лицейская жизнь" рассказали совсем немного, да и наверняка другие школьные издания основным принципом своей работы считают интерактивность - постоянную связь с аудиторией. К тому же опубликовать свои творения (будь то рассказ, стихотворение или заметка) может любой желающий, а не только член редколлегии. Ведь ещё одна ипостась школьной газеты - это стартовая площадка на пути в большую журналистику. Или литературу.


Но если так, то почему встал вопрос о газете межшкольной, спросит читатель. Участники семинара по этому поводу даже вступили в дискуссию: нужна ли она вообще, да ещё при наличии областной детской "Большой переменки" и старооскольской "Веснушки" (которая хоть и позиционирует себя как газета студентов и школьников Белгородской области, в Белгороде практически неизвестна). Мнение большинства: городская межшкольная газета нужна. Всё-таки такое издание предполагает профессиональный редакционный коллектив, причём постоянный его состав, который бы сотрудничал с широким авторским активом школьников. Неважно, являются ли они корреспондентами школьных газет или просто у них есть желание попробовать себя в журналистском либо литературном творчестве. Это и более жёсткие требования к публикациям, и постоянное обучение юнкоров и юных авторов хотя бы азам профессионального журналистского мастерства. К сожалению, ни одно из изданий для детей и подростков в Белгородской области пока не использует в своей работе элементы медиаобразования (то есть навыков грамотного общения со средствами массовой коммуникации, правильного восприятия и интерпретации медиатекстов, создания собственных произведений), а школьные учителя не готовы ещё выступить в роли медиапедагогов. Хотя бы частично решить эту проблему могла бы межшкольная газета. Но её создание и регулярный выпуск - это большие финансовые затраты. Если школьные газеты могут печататься и в типографии (как лицейская "Мы", которую, чтобы окупить расходы на печать в частной типографии, редакция вынуждена продавать по десять рублей за экземпляр), и в самом учебном заведении с помощью обычного принтера (как это делается в большинстве школ и лицеев области, причём в большинстве случаев такие газеты распространяются бесплатно), то для городской межшкольной газеты приемлем только типографский способ печати. Плюс расходы на бумагу, зарплату сотрудников редакции, авторские гонорары, оргтехнику и канцтовары... Декан журфака БелГУ Александр Короченский, конечно, пообещал, что факультет окажет творческую и организационную поддержку, если идея СНОвцев будет воплощена в жизнь. А вот кто поможет им материально? Всё-таки энтузиазм когда-нибудь заканчивается, а спонсоры - субстанция эфемерная, сегодня они есть, а завтра - нет.


Тут, пожалуй, есть над чем подумать...


Елена МЕЛЬНИКОВА.


Фото Владимира ЩЕКАЛОВА.


P.S. В субботу, 9 декабря на журфаке откроется Школа юного журналиста - специальная школа для тех, кто после окончания среднего учебного заведения мечтает о журналистской профессии. Приходить сюда могут все желающие. Подробнее же о работе Школы мы расскажем ближайших номерах "БИ".

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина