Кажется, только вчера распахнул свои двери выставочный зал «Родина» Белгородского отделения Союза художников России. С момента его открытия прошло всего ничего - каких-нибудь несколько месяцев. Но представить себе культурную жизнь города без вернисажей, которые проводятся здесь, уже просто невозможно.
Вот и открывшаяся недавно персональная выставка Юрия Данченко «Параллели», посвящённая его 60-летию, не осталась без внимания публики. Поздравить юбиляра пришли не только его коллеги по «цеху», но и друзья детства, юности, с которыми учился вместе в школе, технологическом институте, поэты, музыканты, архитекторы, музейщики, библиотекари, преподаватели вузов… Так и хотелось воскликнуть: «Ба, знакомые всё лица!».
Но и незнакомых было ничуть не меньше.
Особенно порадовало, что собралось так много молодёжи. Студенты Белгородского госуниверситета в галерее теперь одни из самых постоянных посетителей. Им ведь до «Родины» - два шага ступить...
Я, например, в юные годы не очень понимала утверждение Ф.М.Достаевского о том, что нет ничего более фантастического в искусстве, нежели реализм. Как ни странно, но понимание сказанного великим писателем пришло, когда стала часто бывать в мастерских художников и на их вернисажах. Впрочем, не так уж странно. Ведь если совсем просто, то что такое фантастика? - нечто необъяснимое, непознанное, удивительное…
Но можно ли объяснить словами, что такое красота и как она рождается, познать разумом тайны гармонии и где вообще искать их, как не в реальной жизни?
А талантливые художники ничего и не объясняют. Они дают нам возможность самим открывать неожиданную, непостижимую красоту в самом обыденном и земном.
Никогда не забуду, как выехала на этюды с участниками нашего Международного славянского пленэра, а потом увидела их работы на выставке.
Увидела и буквально ахнула: да неужели и впрямь сидела я на берегу этого таинственного пруда. И те самые серебристые ракиты пели свою вечернюю песню?
А золотой диск солнца на моих глазах наливался огненно-красным жаром и таял за горизонтом, уступая место гигантской жемчужине луны.
Как всё менялось ежесекундно, как пульсировало в живом дыхании открытого воздуха и как неповторимо запечатлевалось на холстах, картоне, в акварелях художников. Как будто они и в самом деле знали секрет, как остановить мгновение, которое прекрасно. Причём все писали примерно одно и то же, а прекрасные мгновенья у каждого остались прекрасны по-своему. Ну не фантастика ли?!
И в экспозиции юбилейной выставки Юрия Данченко таких «запечатлённых мгновений» немало. Природа для него - неисчерпаемый источник вдохновения, а работа на пленэрах - настоящее счастье. Это совсем не трудно почувствовать, взглянув на серию замечательных пастелей, написанных нынешним летом в Белгороде и его живописных окрестностях.
Но и давние работы, привезённые из «странствий дальних», ничуть не потеряли своей свежести. Сколько раз видела их, а сердце всё так же волнуется от радости и хочется снова и снова встречать вместе с художником корабли на рейде в Новороссийске, следить за парусниками, кажущимися такими крошечными и беззащитными, словно лёгкие бабочки в могучих объятиях морских волн, бродить по сонным улочкам старинного Галича, растворяться в сиреневых сумерках Гурзуфа, плутать по неведомым тропинкам в глуши костромских лесов…
К сожалению, в последние годы Юрий Васильевич из-за болезни младшей дочери не может надолго уезжать из дома. А потому особенно дорожит каждым выездом на природу. И когда собирается с семьёй на дачу, на отдых с друзьями или в командировку по области, берёт с собой этюдник: вдруг выпадет часок-другой для творчества в «Деревушке под Прохоровкой», в «Верхопенье. За околицей», «В Безлюдовке», «Шопино»…
Сами названия работ говорят, что в поисках красоты совсем не обязательно отправляться за тридевять земель. Даже вид из окна мастерской на, казалось бы, совсем уж привычный пейзаж (заросший дикими травами или занесённый снегом овраг, маленькая рощица, убегающая за горизонт, плывущие по небу затейливые «барашки» облачков…) становится поводом для поэтических размышлений художника.
Да-да, именно поэтических, поскольку произведения Юрия Данченко, на мой взгляд, необычайно чувственны.
Как чувственны стихи Фета, Бунина, Есенина, которые рисуют в нашем воображении не только зримые, красочные образы окружающего мира, но и его запахи, звуки, душевные настроения.
Взгляните на картины, представленные в выставочной экспозиции, и сами почувствуете, что я имею в виду.
Если «Тёплый дождь», то он именно тёплый, если «Холодная весна в Костроме», то «мурашки» бегут от озноба.
Если «Травы пахнут мятою», то голова кружится в пряном луговом дурмане. И хрустит снег под ногами. Когда «Зима над улицей Заречной»…
Но работы Ю.Данченко интересно не только рассматривать, но и слушать, так как они ещё и необыкновенно музыкальны.
Строчки песен всплывают в памяти будто бы сами собой: «в саду горит костёр рябины красной», «вот она, милая роща», «танцевала в подворотне осень вальс-бостон», «всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «за рекой - за лесом солнышко садится»…
Так бы купалась и купалась в этих мелодиях, благодаря художника за подаренную радость, хлынувшую на сердце воспоминаниями откуда-то из детства.
Кстати, роман с музыкой у Юрия Данченко тоже начался ещё в детстве.
Музыкальную школу закончил по классу баяна, а гитару освоил сам, так же, как и вокал. Да так, что в своё время его звали с собой на гастроли по Белгородской области артисты из Московского цыганского ансамбля, обещая большое будущее на эстраде.
Вот уж воистину, талантливый человек талантлив во всём!
Слушать романсы в его исполнении - настоящее наслаждение. Зрители, пришедшие на открытие выставки «Параллели», сами могли в этом убедиться. Многие даже высказывали пожелание о проведении творческого вечера Ю.Данченко с большой концертной программой.
А в самом деле, почему бы и нет? Тем более, что Юрий давно спелся и сыгрался с ещё одним белгородским художником - Владимиром Лыткиным. У каждого - своя «интонация» в музыке, но в дуэте они просто неподражаемы. Импровизациям, кажется, нет конца.
Однако Юрий Васильевич импровизирует не только в музыке. Сколь страстно отдаётся он пейзажной лирике, столь же самозабвенно уходит в экспериментальные опыты. И тогда рождаются совершенно неожиданные, абстрактные «видения» («Наркоз», «Ритмы города», «Колдунья», «Осень», «Морские рыбы», «Встреча»…), выполненные не в любимой им акварели или пастели, не в масляной живописи, а в технике, у которой нет названия.
По сути, это его собственная, авторская техника. Художник как бы даёт краске возможность жить своей жизнью и в результате добивается интереснейших пластически-графических эффектов. Сама фактура живописного материала то густая, застывшая бугристыми рельефами, то свободно струящаяся, выявляет и формирует причудливые образы и сюжеты, тоже, между прочим, необычайно музыкальные.
Только я бы сравнила их не с песнями или романсами, а с джазовыми композициями, где именно импровизация становится главным смыслом. И неважно, какие чувства «шифрует» исполнитель в своих «полётах во сне и наяву», важно, чтоб фантазия зрителя была разбужена, чтобы каждый сам мог что-то допридумать в своём воображении, выстроить собственные ассоциативные параллели.
Как сказал поэт: «Душа обязана трудиться...».
И спасибо Юрию Данченко, что он предоставляет нам такую возможность. Уходишь с выставки, а «разговор» с художником продолжается.
Разве не это главное в творчестве?
- 2190 просмотров
Отправить комментарий