Говорят, чудеса случаются только в детстве... Истину этих слов начинаешь понимать лишь по прошествии какого-то времени, после того как получены паспорт и аттестат зрелости. Когда за стенами дома и школы сталкиваешься с реальной взрослой жизнью. Дети стремятся стать самостоятельными. Так было и, наверное, будет всегда. Но самыми светлыми и нежными всё же остаются воспоминания о любимом воспитателе, о прошедшем детстве, о первой alma mater.
Ученики начальных классов частенько заходят в "свой родной детский сад". Открывают тетрадки, листают дневники - хвастают пятёрками-четвёрками. Возятся с малышами, помогают воспитателям их одевать на прогулку, бывает, жалуются на школьные горести. Воспитатели нередко становятся первыми учителями жизни для своих повзрослевших питомцев. Конечно, доверие ребят удаётся заслужить не сразу и не каждому, а лишь тому, чья профессия совпала с призванием.
Детский сад № 53 "Рябинушка" (ставший в 2001 году Центром развития ребёнка) в Белгороде не относится к категории элитных дошкольных учреждений. Нет тут суперсовременных компьютеров, здесь не перегружают малышей знанием английского... Однако сохранилась в нём ни на что не похожая атмосфера детства - с запахом свежеиспечённых булочек, вкусом ванильного мороженого и постоянным ожиданием чуда. Вне зависимости от того, насколько известно в городе имя родителя, приведшего в сад своего малыша, к каждому отнесутся с добрым вниманием и любовью, помогут освоиться среди сверстников, научат считать и читать. "Подготовишки" приходят в первый класс вполне осознанно - они хотят и умеют учиться. А главное - не устают узнавать всё новое. Учителя из соседнего лицея № 10 хвалят выпускников этого детского сада и благодарят воспитателей: адаптация в новой среде для этих ребятишек проходит безболезненно.
Руководит коллективом детсада Татьяна Семёновна Резанова - "женщина с характером", как отзываются о ней сотрудники и родители. Умеет "разговаривать" со спонсорами, бывает, и с чиновниками воюет. А что делать при нынешнем состоянии таких учреждений?
...Родилась и выросла она в Донбассе, там же закончила педагогическое училище, по направлению работала несколько лет в детском саду небольшого шахтёрского городка. Потом приехала в Белгород - погостить у родственников. Узнала, что здесь есть свой педагогический вуз, и решила продолжить образование. Правда, сразу же разочаровалась - факультета дошкольного образования в институте не оказалось. Пришлось ехать в Орёл и поступать там... Со временем Татьяна поняла, что профессиональный выбор сделала абсолютно верно - планета детства постоянно придумывала какие-то ребусы, детский сад оказался не только местом постоянной работы, но и творческой мастерской.
Свой педагогический стаж сегодня она в шутку начинает считать буквально с детских лет. Для ровесников постоянно устраивала во дворе театральные представления, небольшие розыгрыши. Брала в руки микрофон (то есть скакалку, расчёску, простой карандаш) и выступала в "прямом эфире". Как говорится, творческое зерно вовремя попало на благодатную почву.
- В этот детский сад я пришла в 1997 году. После капитального ремонта, конечно, всё выглядело ярко, замечательно, однако требовалось создать хорошую методическую базу, - рассказывает она. - Рядом со мной были отзывчивые и ответственные воспитатели - команда оптимистов, которые собственно и помогли сделать наш общий дом уютным, светлым и доброжелательным. И если вы спросите, куда меня больше тянет, из сада домой или из дома в детсад, не кривя душой, выберу второе.
Татьяна Семёновна организовала для меня "экскурсию" по своему детищу. Во всех группах стены декорированы в чисто детском стиле, расставлена новая мебель... В группе "Чародейка" малыши одеваются после дневного сна. Те, кто попроворнее, уже играют.
- Видишь, какая у меня красивая кукла? - спрашивает меня Оксана. - Мне её мама купила. - Очень красивая.
- А почему это Ксюшка не даёт мне свою дочку? Я тоже хочу! - жалуется Аня. - А где, интересно, твоя кукла?.. У тебя есть конфетки?
Малыши окружают нас, дёргают за рукава, тянут к игрушкам. Татьяна Семёновна подходит к плачущему Диме
- Я домой хочу! Где мама?
Маленький, мама придёт за тобой, - успокаивает она.
- А когда? - новый вопрос.
- Она сейчас едет в автобусе. Знаешь, мамина работа далеко-далеко, а машин в городе много-много. Нужно чуть-чуть подождать. А пока мама не приехала, я даю тебе, Толик, как взрослому мальчику, ответственное поручение - пройди по группе и проверь, все ли цветочки политы, может быть, где-то земля сухая. Подежурь сегодня.
лёзы у ребёнка высыхают, а глазки сверкают радостью. Опытный воспитатель определяет настроение детишек каким-то шестым чувством: по гулу в группе, по одному взгляду на играющую ребятню, по глазам малыша, затаившегося в уголке. Дети должны чувствовать себя в саду комфортно. Им постоянно нужны забота, нежность внимание. Воспитатель заменяет мам, пап, бабушек, дедушек...
В группе "Веселушки" детки сами застилают кровати - учатся быть самостоятельными. Рядом находится группа "Солнышко": после полдника у ребят обучающее занятие - посещение супермаркета. Родители оборудовали продуктовые витрины, смастерили игрушечный банкомат, помогли построить из подручного материала аптеку и поликлинику. Играя, дети учатся бытовым премудростям.
В спортивном зале ребят встречает инструктор по физкультуре Ольга Викторовна Кузнецова. В тренажёрном комплексе - шведская стенка, гимнастические кольца, канат, баскетбольная площадка. Для профилактики плоскостопия ребята шагают по ортопедическим дорожкам и закаливают ножки в минерально-соляных ваннах. Ольга Викторовна для каждой возрастной группы разработала индивидуальный оздоравливающий комплекс упражнений. Посещают детишки массажный кабинет и фитобар - там для них всегда в ассортименте витаминные и кислородные коктейли.
Дети из старшей и подготовительной групп занимаются в театральной студии. Её выпускницы постоянно участвуют в городском конкурсе "Золушка и маленький Принц", занимают призовые места. Воспитатель Любовь Васильевна Конорева создала для своих ребят настоящую театральную студию: его персонажи (куклы "бибабо", "волшебные ручки") помогают детям разгадывать загадки окружающего мира, воспринимать новую информацию в игровой форме. На таких занятиях педагогический процесс построен с учётом всех возрастных психологических особенностей. Удивление рождает любопытство, любопытство преобразуется в любознательность, а любознательность - дорога к знанию... Так начинают развиваться эстетические ощущения, этические и нравственные начала.
На занятии в логопедической группе в этот день ребята учились произносить звук "р". У каждого на столике стояло зеркало, малыши показывали своему отражению язык, строили смешные рожицы, скручивали языки в трубочку. Артикуляционная гимнастика необходима для развития мышц речевого аппарата. Новое задание - пальчиковая гимнастика.
- Чем подвижнее ручки детей, пластичнее мелкая моторика, тем лучше развивается связная речь, - объясняет учитель-логопед Татьяна Ивановна Остроухова. - На коррекционных занятиях "театральная методика", как правило, очень выручает. Ведь детишки озвучивают своих персонажей, учатся говорить выразительно и правильно. Тренируется память, развивается образное мышление, а главное, ребёнок перестаёт думать о своей картавости как о неисправимом недостатке. С помощью игры вылечиваются все детские проблемы и комплексы.
После занятий в логопедической группе подходим с Татьяной Семёновной к детям. Они привыкли к гостям и совершенно спокойно доверяют им свои секреты. Кому-то мама пообещала купить Барби-невесту. К мальчишкам прилетал из другой галактики самый настоящий инопланетянин.
В руках у четырёхлетней Полины "мобильник".
- Настоящий телефон?
- Нет.
- А маме можно позвонить?
- Конечно! - радостно кивает малышка.
Разве это не вера в чудо? Разве нужно переубеждать малыша в том, что Дед Мороз - лишь сказочный герой? И то, что шоколадки приносит вовсе не зайчик? Чтобы спасти Снегурочку, малыши готовы купить морозильник "Stinol". Конечно, ребята повзрослеют, но в памяти навсегда останется этот безоблачный мир - ушедшее детство. Дети должны оставаться детьми, независимо от технического прогресса. Они должны быть счастливы сегодня и каждый день - так считают воспитатели "Рябинушки" и, конечно же, делают всё возможное, чтобы мечты ребят сбывались почаще.
Вместе с родителями дети смастерили макет детского сада будущего. Он очень похож на сказочный цветик-семицветик - там есть бассейн, зимний сад, велотрек, мини-обсерватория для наблюдения за звёздами. Почти ожившая мечта - красочная, добрая, трогательная... Кстати, этот проект был признан одним из лучших на областном конкурсе. А небольшую его часть уже оживили в детском саду: оборудовали живой уголок - поселили там хомяков, морских свинок, шиншиллу, в зимнем саду прижились отростки лимона, инжира - чем теперь не тропики? Всё сделано от души, с любовью.
- Молодые специалисты приходят к вам? - спрашиваю Татьяну Семёновну.
- Мы сотрудничаем с Белгородским педагогическим колледжем. На практику каждый год приходит пять-шесть молодых воспитателей. И почти все - энтузиасты своего дела. Сами посудите. Получают чуть больше двух тысяч рублей и... остаются. Знаете, люди случайные в педагогике не задерживаются. Все дети разные. Воспитатель должен найти подход к каждому - проявить заботу, пожалеть по-матерински или собственным примером показать, как следует себя вести. Ведь не случайно говорят, кто не помнит собственного детства, - плохой воспитатель.
Татьяне Семёновне нередко приходится воспитывать молодых пап и мам. Она учит, как лучше справляться с детскими "нехочухами", как определять творческие интересы ребёнка...
- Не представлю, где бы смогла работать ещё. Детский сад - это особый мир. Здесь невозможно постареть. Да о возрасте и раздумывать некогда, сколько ещё нужно сделать! Оборудовать спортивную площадку, приобрести развивающие игры... Хватило бы средств, построила в саду крытый бассейн. Увы, всё упирается в финансы, точнее, в их очень скромный объём.
Что же всё-таки самое главное в детском саду № 53? Что заставляет родителей вставать спозаранку и ехать из разных концов Белгорода именно сюда? Наверное, не только специальные развивающие и образовательные программы, не только консультативные занятия с психологом и методистом. Что заставляет воспитателей с радостью нести малышам свет знаний и нежность? Наверное, то, что в этом детском саду, помимо славных традиций, незримо присутствует душа, самая настоящая живая душа, огонь которой поддерживают передавая эстафету поколений от детей - к внукам, от воспитателей - к малышам.
- 2696 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад