...Ивана Ивановича Веретенникова можно сравнить с источником, который своим энтузиазмом и убеждённостью даёт нам возможность глотнуть живительной чистой воды, пробившейся через временной пласт, побеждая на пути все преграды. Недавно известному на Белгородчине музыковеду, фольклористу, заслуженному работнику культуры России исполнилось 65 лет.
Родился Иван Иванович Веретенников 19 марта 1944 года в селе Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области в крестьянской семье. После окончания семилетней школы в 1957 году поступил в Павловское педагогическое училище Воронежской области. Работая учителем пения, руководителем хоровых и фольклорных коллективов, он продолжает учёбу - в 1969 году оканчивает Воронежское музыкальное училище по классу хорового дирижирования, а в 1975 году - дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры. В 1965 году в Алексеевке он начинает работу с хоровыми коллективами районного ДК...
Получивший классическое музыкальное образование, И.И.Веретенников уверен, что "традиционные народные праздники и обряды являются памятником национальной культуры, показателем высокой духовности наших предков...". И убеждённый в том, что раскрытие потенциала человека, признание его как личности - это один из законов природы, он всю свою жизнь посвящает народной культуре...
Во многих вопросах, связанных с развитием и сохранением фольклора Иван Иванович был пионером. Его фольклорный детский, а затем молодёжный, коллектив был, по сути, первым в Российской Федерации. О молодёжном фольклорном коллективе из села Афанасьевка заговорили как о начале молодёжного фольклорного движения в стране. Многократные выступления коллектива в Белгороде, Воронеже, Москве убеждали общественность в том, что дети, молодёжь могут продолжать традиции в тех формах, которые бытуют на родной земле.
С 1968 года Иван Иванович работает в Белгороде, где в системе профтехобразования также был организован молодёжный фольклорный коллектив. И снова - плодотворная работа, новые успехи. Поездки в Венгрию, в Германию, где фольклорный коллектив Веретенникова принимал участие в работе X Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Концертно-туристические поездки, выступления коллектива по Центральному телевидению и в городах России сделали его известным всей стране. Впервые народные песни и хороводы исполнялись на основе художественного музыкального языка своего края. Это обстоятельство позволило ансамблю успешно выступить на I Всесоюзном фестивале народного художественного творчества. Ансамбль был единственным представителем Белгородской области на заключительном концерте фестиваля в Кремлёвском Дворце съездов.
В 70-е годы Иван Иванович активно собирает и записывает фольклор и не только в родном Алексеевском районе, но и в других районах области. Веретенников был избран председателем фольклорных комиссий ряда общественных организаций и вместе с работниками этих организаций регулярно проводил фольклорные концерты, научные конференции в Курске, Ростове-на-Дону. Кроме того, Иван Иванович активно сотрудничал с журналами "Культурно-просветительная работа", "Клуб и художественная самодеятельность".
В это же время И.И.Веретенников начинает свою композиторскую деятельность: это обработки народных песен, авторские сочинения для оркестров и хоровых коллективов. Многие обработки и песни были опубликованы в репертуарных листках Всероссийского хорового общества, в издательствах "Музыка" и "Советский композитор" и до сих пор являются составной частью репертуара многих хоровых коллективов.
Доказывая уникальность и ценность фольклора своего края, Веретенников использует в своих произведениях народные лады, обороты, особенности гармонического языка и делает обработки народных песен не только для народного хора или ансамбля, но и для академического хора, симфонического и народного оркестров.
Итогом этого плодотворного периода стало присвоение в 1978 году Ивану Ивановичу Веретенникову почётного звания "Заслуженный работник культуры Российской Федерации". Его имя заносится в энциклопедический словарь "Советские хоровые дирижёры".
Критически анализируя подготовку специалистов в системе специального образования, Иван Иванович сам активно способствовал открытию отделения "Народный хор" в белгородских музыкальном училище и училище культуры. Но его беспокоило создание видимости изучения народных традиций, которое сводится к сценической показухе, исключающей проявление творчества самого студента как формы самоутверждения, самореализации...
Говоря в своих публикациях и выступлениях на научных конференциях о важности преподавания народной музыкальной культуры школьникам, Веретенников очень много сил отдал работе с детьми в общеобразовательных школах. Он писал: "...В школу необходимо вернуть урок пения и танца... Почему в технически развитой Японии урок пения - семь раз в неделю...?".
Его методические разработки известны и популярны не только в Белгородской области, но и за её пределами - "Народная песня в школе", "Белгородские карагоды", "Аранжировка и обработка народной песни", он также является автором более пятнадцати нотных сборников для детей и около двадцати сборников для взрослых коллективов и солистов. Среди них наиболее известны репертуарные сборники "Белгородские родники", "Мы празднуем Победу", "Над полями золотистыми", "Полно, полно нам журиться" и другие. Сборники включают обработки народных песен белгородского края и авторские произведения. Как исследователь фольклора во всём его многообразии Иван Иванович создал фильм "Белгородские карагоды", в котором показаны основные элементы народной пластики как у народных исполнителей, так и у известных танцевальных коллективов, умело использующих народную хореографию в своих постановках.
Беспокоит Веретенникова и однобокая ориентация на сценическое искусство любительского творчества, становление массовой культуры с общеевропейской коммерческой системой потребительства, "захват" каналов массовой информации идеологами коммерческой культуры, превращение культуры в "духовный товар". "Обслуживание культурой - это не занятия культурой. В систему, формирующую нравственность, должна входить и эстетическая деятельность каждого человека в быту, в повседневной жизненной ситуации", - считает он.
В 90-е годы Иван Иванович сосредоточивается на организации в области фольклорных центров. Один из них создан в Губкине на базе фольклорного ансамбля Центра славянской культуры "Воскресенье", а другой - на базе фольклорного ансамбля "Мила-Лада" в Грайвороне. Центры фольклора продолжают традиции певческих артелей, которые всегда были желанными гостями на семейных праздниках (свадьбах, проводах в армию и др.), участвовали в обрядовых действиях, закликая урожай и силу земли, оберегая жителей села от несчастий и бед.
Иван Иванович утверждает, что он не хочет реанимировать прошлое, но в современном искусстве должны присутствовать все виды творчества, и фольклор, как достойный представитель классического искусства, не должен исчезать. И в то же время болит душа, когда он слышит примитивную, упрощённую обработку народной песни, превращённую в "разухабистую", безвкусную заставку.
В 2000 году имя И.И. Веретенникова занесено в "Белгородскую энциклопедию". А два года спустя Иван Иванович стал членом Союза композиторов РФ как музыковед-фольклорист. Иван Иванович имеет государственные награды - Знак "Отличник культурного шефства над селом" (1968 г.), медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" (1997 г.), медаль "Патриот Отечества" Российского государственного исторического центра при Правительстве РФ (2007 г.), знак Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры "За активное участие в работе общества". Он лауреат многих областных, всероссийских и всесоюзных конкурсов, имеет множество дипломов и грамот.
Говорить, писать и убеждать Иван Иванович имеет полное право, потому что изъездил всю нашу область, как фольклорист был участником многих научно-практических конференций, в том числе и международных, успешно работал в качестве хормейстера и педагога. Говоря о формировании патриотического и гражданского сознания, И.И.Веретенников называет национальные традиции биополем народа, если разрушить его, то "от народа, как единого рода, ничего не останется...".
Н.Урванцева,
старший научный сотрудник
Белгородского
государственного центра народного творчества
- 1741 просмотр
Отправить комментарий