Забота о здоровье детей - одна из самых перспективных форм оздоровления всего общества, считает директор Ровеньской детско-юношеской спортшколы А.Н.Подгорный. Директорствует он недавно - с 1 сентября 2008 года, а до того восемь лет работал учителем физкультуры в Ясеновской школе, что в селе Свистовка.
Свои уроки Александр Николаевич строил так, чтобы основное внимание уделять не выполнению нормативов, а именно укреплению здоровья ребят. И главным достижением учителя считал умение находить общий язык с детьми.
- Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями, - говорит Александр Николаевич.
На протяжении восьми лет он активно применял на практике здоровьесберегающие технологии. С какими же проблемами приходилось сталкиваться сельскому учителю физической культуры?
- За годы работы в сельской школе я пришёл к выводу, что для достижения результата обязательным условием является выработка у учащихся положительного отношения к спорту, в частности, к урокам физической культуры, - рассказывает А.Н.Подгорный.
- Не секрет, что у многих учащихся этот предмет вызывает тревогу, боязнь быть осмеянным за неправильное выполнение упражнений. Для преодоления психологического барьера я, в первую очередь, стараюсь установить с детьми доверительные отношения. Объясняю, что безукоризненно выполнить то или иное упражнение можно, только внимательно слушая объяснения учителя и наблюдая за тем, как он показывает эти упражнения. Китайская мудрость гласит: "Скажи, и я забуду; покажи, и я запомню; дай действовать, и я научусь". Поэтому, только установив контакт с ребятами, приступаю к обучению. Вселить уверенность в ребёнка - значит подарить ему положительный заряд на пути к активизации познавательной деятельности и тем самым повысить его творческую активность. Считаю, что учитель должен уметь замечать эмоциональное состояние каждого ученика и при необходимости корректировать его: уметь анализировать причину, оценивать своё влияние на эмоциональное состояние ребёнка, корректировать процесс обучения с учётом эмоционального благополучия школьника с первых минут занятия. Важно понять, с каким настроением пришёл ученик на урок, - добавляет Александр Николаевич.
Часто он использует при проведении занятий музыкальное сопровождение, считая, что это даёт серьёзный положительный эффект. Настроение, ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимают нервное напряжение или, наоборот, могут привести в крайнее возбуждение.
- Используя различные формы, методы работы, учитель не может с уверенностью сказать, что сформировал у учащихся привычку к здоровому образу жизни. Ему нужны убеждения, союзники и помощники, которыми должны стать родители. Личный пример родителей вдохновляет детей, позволяет интересно организовать проведение дней здоровья, туристических походов и других мероприятий, - считает А.Н.Подгорный. - Поначалу очень трудно было привлечь родителей, занятых бесконечной работой в сельском хозяйстве, к совместным занятиям с ребятами. Многие папы и мамы не воспринимали это всерьёз, совершая, на мой взгляд, грубую ошибку, которая впоследствии могла бы оказать пагубное влияние на воспитание ребёнка. Однако после кропотливой разъяснительной работы именно родители помогли мне в организации уроков физкультуры на открытом воздухе.
И вот результат: систематические занятия на свежем воздухе и семейное закаливание позволили снизить процент заболевания школьников ОРЗ, бронхитом, ангиной...
Конечно, при проведении занятий необходимо учитывать температурный режим, требования к одежде и личностный подход к каждому ребёнку. Такая система работы, начиная с начальных классов, позволяет организовать занятия со старшеклассниками при любых погодных условиях без оглядки на последствия. Кроме того, способствует развитию выносливости, закалке, уверенности, самоутверждению.
Судя по данным исследования здоровья детей за последние годы, очевиден рост тех или иных отклонений в состоянии здоровья школьников, приходящих в первые классы: увеличилось число близоруких детей, детей с нарушением осанки. А ведь задача современной школы - не только предупреждать развитие этих и других нарушений, но и сдерживать их прогресс. Поэтому подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения. И главная трудность состоит не в отсутствии каких-то материальных средств. Увы, отмечает Александр Николаевич, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. "Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то вряд ли можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового", - считает директор спортивной школы.
- 1226 просмотров
Отправить комментарий