Вчера в Белгородском академическом драматическом театре состоялся бенефис народного артиста России Виталия Старикова, посвящённый его 55-летию.
Помнится, был такой фильм "Их знали только в лицо". Так вот, нет, наверное, на Белгородчине человека, который не знал бы Виталия Алексеевича, если не как актёра, то - телеведущего. Но имя его хорошо известно и за пределами Белгородчины. Не раз он становился лауреатом и дипломантом престижных театральных фестивалей, журналистских конкурсов. А уж сколько ролей за тридцать с лишним лет сыграл на щепкинской сцене, не вспомнит и он сам.
Главное, что его лучшие роли помнят зрители, которые платят ему любовью - самой высокой монетой для любого артиста. Кто-то до сих пор не забыл не только его отчаянного гуляку, бретёра, поэта и философа Сирано де Бержерака, но и юного Кристина в первой версии этого спектакля на нашей сцене. А ведь был ещё целый мир классики: Васильков в "Бешеных деньгах", Великатов в "Талантах и поклонниках", Паратов в "Бесприданнице" А.Н.Островского, Лопахин в "Вишнёвом саде" и Вершинин в "Трёх сёстрах" А.П.Чехова, брат Лоренцо в "Ромео и Джульетте" В.Шекспира, Кречинский в "Свадьбе Кречинского" И.А.Сухово-Кобылина. И, наконец, Скалозуб и Фамусов в "Горе от ума" А.С.Грибоедова. Так уж случилось, что сначала в этой пьесе ему досталась роль Скалозуба, с которой он справился так блестяще, что московские критики, не очень щедрые на комплименты, буквально засыпали его похвалами. А когда увидели Старикова-Фамусова, то открыли его для себя в чём-то по-новому.
- Знаете, принято, что Фамусова на театре играют не просто пожилые артисты, а очень пожилые, - рассказывала мне редактор журнала "Страстной бульвар, 10" Анастасия Ефремова, - кто-то это делает лучше, кто-то хуже. Но вопросы остаются: почему у такого старика семнадцатилетняя дочь, откуда у него такая любовная прыть к юной Лизе?.. Так вот, когда играет Стариков, эти вопросы отпадают сами собой. Да, он отец, да, хозяин, да, хранитель традиций, но вовсе не стар и сам ещё полон желаний. Виталий в этой роли просто замечателен. А какие интересные интонации находит!
Я сказала: "И, наконец, Скалозуб и Фамусов". Однако это не значит, что "Горе от ума" -последний спектакль, в котором занят наш народный артист. Совсем недавно состоялась премьера гоголевской "Женитьбы", где мы увидели В.Старикова в роли Подколесина. Спектаклю, конечно, ещё надо набрать определённый эмоциональный "градус", но ведь всё равно интересно. А уж как интересно наблюдать за Стариковым-Несчастливцевым в "Лесе"! Для меня вообще этот спектакль по-настоящему начинается, когда на сцене появляется пара Счастливцева-Несчастливцева. Казалось бы, столько раз видела, а всё как будто впервые. Наверное, это происходит потому, что Виталий Алексеевич относится к тем артистам, которым как бы "тесно" и неинтересно играть одинаково в одной и той же пьесе. Не выходя из общего рисунка роли, он постоянно пытается найти какой-то новый штрих, паузу, почти незаметные для публики, но важные и необходимые для самого исполнителя. Впрочем, "проницательный зритель" всегда почувствует разницу. Театр тем и отличается от кино, что позволяет "услышать" живое дыхание актёра, его настроение именно сейчас в этот вечер. А завтра всё может быть если не совсем по-другому, то всё равно как-то иначе.
Не случайно с Виталием Стариковым так любят работать режиссёры, очень разные по своей художественной эстетике: Борис и Анатолий Морозовы, Владимир Андреев, Михаил Макеев, Алексей Литвин, Валентин Варецкий... Кстати, на бенефис Виталий попал, что называется с корабля на бал. Только-только театральная группа щепкинцев вернулась из Хорватии, где давала "Старинную лампу" в постановке народного артиста СССР В.А.Андреева - в главных ролях В.Стариков и М.Русакова. И вот - совсем другая эпоха, другие страсти - "Заворожённое семейство" по пьесе Л.Н.Толстого в постановке народного артиста России Б.А.Морозова. А Стариков - уже глава семейства помещик Прибышев - добрый, доверчивый человек, которому в собственном бы доме разобраться, где витают либеральные идеи и дух нигилизма. Ну, ничего, разберётся. Это он только с виду такой мягкий, а стержень ещё ого-го! А без этого стержня не только Прибышев, но и сам артист никогда бы не состоялся. Искусство ведь требует не только жертв, но и настоящего характера.
И, естественно, в этот вечер, кроме спектакля "Заворожённое семейство", были и "заворожённые" речи поклонников артиста, цветы, подарки, высокие слова признания - всё для бенефицианта, всё - бенефицианту!
Ольга ИСТОМИНА.
На снимках: фрагменты из спектаклей "Свадьба Кречинского", "Лев зимой".
Фото
Павла РЫЖИКОВА
- 1382 просмотра
Отправить комментарий