Закон, регламентирующий государственные закупки, за три года своего существования стал, пожалуй, одним из самых "поправляемых" в российском законодательстве. Очередной редакции он подвергся в конце 2008 года. О наиболее важных изменениях норм Закона о размещении заказов нашим читателям рассказывает руководитель управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области Г.И.Бондарев.
- Одной из последних поправок предусмотрена возможность снижения цены государственного или муниципального контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объёма работ, услуг и иных условий исполнения контракта, что даёт возможность исполнить контракт, а не расторгнуть, как происходило в этих случаях ранее. Также определено, что начальную (максимальную) цену заказа при его размещении у субъектов малого предпринимательства устанавливает Правительство РФ (ранее она была установлена непосредственно Законом).
Существенно увеличен перечень случаев, при которых допускается размещение заказа у единственного поставщика (в него включены услуги деятелей культуры и искусства, услуги, связанные со строительным проектированием, гостиничные услуги для государственных нужд, поставки для организации проведения Олимпийских игр и т.д.). В Закон о размещении заказов включены нормы, устанавливающие дополнительную защиту российских производителей. Предусмотрено, что по поручению Правительства РФ особые условия допуска иностранных товаров, работ и услуг при размещении заказа могут устанавливаться также и в случаях, когда установлен приоритет российских товаров, работ и услуг по отношению к иностранным.
Последней редакцией дополнены положения Закона о размещении заказов, касающиеся содержания конкурсной документации и документации об аукционе. Так, законодатель предоставил заказчику, уполномоченному органу право включать в конкурсную документацию указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта. В случае, если в конкурсной документации или документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в конкурсной документации также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения.
Изменён порядок размещения заказа путём проведения открытого аукциона в электронной форме. В частности, определено, что операторы электронных площадок подлежат обязательной государственной регистрации в установленном на территории Российской Федерации порядке. Дано определение электронной площадки, под которой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Также установлен порядок аккредитации (на три года) участников размещения заказа. Новая редакция Закона исключает необходимость опубликования в официальном печатном издании извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме. Но при этом поправки вносят дополнительное требование, согласно которому при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт, муниципальный заказчик в указанный срок размещает извещение на официальном сайте субъекта Российской Федерации. Иная связанная с проведением открытого аукциона в электронной форме информация размещается исключительно на электронной площадке в случаях, предусмотренных Законом о размещении заказов.
Введено понятие "шага аукциона", который предусматривает снижение начальной (максимальной) цены контракта в ходе проведения аукциона. Шаг аукциона не может быть менее чем 0,5 процента и более чем один процент от начальной (максимальной) цены контракта. Новой редакцией Закона изменён временной интервал приёма предложений участников аукциона о цене контракта с 1 часа до 10 минут, по истечению которых, если не поступило предложение о более низкой цене, аукцион автоматически завершается. Теперь, как и в открытом аукционе, в случае, если была предложена цена, равная цене, предложенной другим участником, лучшим признаётся предложение о цене контракта, поступившее ранее других предложений. Данные поправки вступают в силу с 1 июля 2009 года. К слову сказать, сегодня проведение открытых аукционов в нашем регионе занимает первое место среди других способов размещения заказов - 42 процента от общего числа проведённых торгов. Открытые аукционы в электронной форме уверенно занимают вторую позицию - 37 процентов. В сравнении с 2007 годом проведение открытых аукционов в 2008 году возросло в 3,5 раза, а открытых аукционов в электронной форме - в 1,4 раза.
Последней редакцией Закона повышены требования к квалификации членов комиссий по размещению заказов. С 11 января 2009 года вступило в силу требование нормы статьи 7 Закона в части обязательного включения в состав комиссий по размещению заказов не менее чем одного лица, осуществившего профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд, по образовательной программе, утверждённой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования. С 1 января 2010 года в состав комиссии должны включаться не менее чем два таких лица, а с 1 января 2011 года таких лиц должно быть не менее чем три. С 1 марта 2009 года из статьи 7 Закона исключены полномочия комиссий по размещению заказов (конкурсной, аукционной, котировочной) по ведению протокола об отказе от заключения контракта. С указанного времени данные полномочия возлагаются на заказчика.
Записала
Елена Леонидова
11.03.09
- 1500 просмотров
Отправить комментарий