Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

На "Женитьбу" - по приглашению

Сегодня в Белгородском академическом драматическом театре имени М.С.Щепкина - праздник. Да-да, именно праздник, ведь премьера спектакля всегда особое событие. А нынешним вечером событие не просто особое, но ещё и глубоко символичное.

Как символично и свято для нас всё, что связано с именем нашего прославленного земляка Михаила Семёновича Щепкина. Пьеса Н.В.Гоголя "Женитьба", к которой наш театр обратился впервые, появилась на русской сцене во многом благодаря его настойчивости и поддержке. К тому же и обе центральные мужские роли были написаны специально для него.
Накануне премьеры мы встретились с главным режиссёром Московского областного драматического театра имени А.Н.Островского В.С.Варецким, который и поставил "Женитьбу" на щепкинской сцене. Но поговорить хотелось не только о спектакле. Ведь в последнее время Валентин Варецкий много снимается в телесериалах. "Бригада", "Красная капелла", "Батюшка", "Суд", "Бухта Филиппа", "Гражданин начальник", "Олигарх"... - и это далеко не полный список его киноработ...
- Валентин Сергеевич, после того, как вы "засветились" на телеэкране, вас стали узнавать на улицах, просить автографы?
- Да, подходят и на улицах, и в метро. А недавно в Белгороде сидел в кафе и ко мне вдруг подошёл смущённый молодой человек. Оказывается, они с девушкой поспорили, меня ли они вчера видели в фильме. И так обрадовались, что мне даже как-то неловко стало.
- Но скажите, как вы, такой занятой театральный режиссёр, умудрились попасть в телесериальную "обойму"? И зачем? Деньги?..
- Как говаривал небезызвестный герой Андрея Миронова: "Деньги у нас, товарищи, пока ещё никто не отменял". Ну, а если серьёзно, то кроме денег есть ещё и чисто профессиональный интерес, кураж, желание попробовать себя в чём-то новом. Я совершенно не кабинетный затворник, мне интересно всё и сейчас. И потом, я ведь не только в сериалах занят, но и в серьёзном кино. И когда рядом с тобой на площадке работает, например, такой актёр, как Алексей Петренко или всемирно известный кинорежиссёр Эмир Кустурица - грех у них чему-то не поучиться.
- Подождите-подождите, с Алексеем Петренко всё понятно, но с Кустурицей-то вы где встретились?
- Во Франции. Недавно я вернулся со съёмок фильма, который будет называться "Прощание". Из наших актёров были приглашены ещё Ингеборга Дапкунайте, Алексей Горбунов, Дина Корзун. А в главной роли - Эмир Кустурица. Вы не представляете, как безумно интересно было наблюдать за ним, тем более в одном из кадров мы работали вместе. Или тоже совсем недавно я закончил сниматься у Никиты Михалкова в "Утомлённых солнцем-2". Это такая, скажу вам школа!..
- Кстати, хоть и с опозданием, разрешите поздравить вас с присвоением звания "Заслуженный артист России".
- Спасибо. Но вы же понимаете, что я получил его не за актёрские достижения, а за режиссуру?
- Да, конечно, и нашим театралам это особенно приятно, ведь многие из них до сих пор считают вас не только московским режиссёром, но и чуть-чуть "своим", белгородским, с удовольствием вспоминая спектакли, которые вы как главный режиссёр поставили на щепкинской сцене: "Три супруги совершенства" А.Касоны, "Всё в саду" Э.Олби, "Женитьбу Бальзаминова" А.Н.Островского, "Всё будет так, как вы хотите" С.Злотникова... Но помимо "серьёзных" работ, вы, пожалуй, первым (по крайней мере после долгих-долгих лет) стали обращаться к музыкальным комедиям, очень близким сердцам белгородцев, воспитанных на особой южно-русской и украинской песенной культуре. Вы ведь и приехали к нам из Полтавы?
- Да, но родом я одессит, актёрское образование получал в Киеве, а режиссёрское - в Москве у Анатолия Васильевича Эфроса. Это был его последний курс в ГИТИСе. Я безмерно счастлив и горжусь, что учился у Эфроса. Скажу больше, если бы он не набирал в тот год свой курс, то я просто не поехал бы поступать в ГИТИС, потому что хотел заниматься у Эфроса и только у Эфроса.
- Однако таких желающих заниматься у Анатолия Васильевича были сотни уже вполне состоявшихся режиссёров со всего Советского Союза, из Европы, из Америки...
- Да, конкурс к нему, когда я поступал, был 60 человек на место. Но потому-то я и называю себя счастливчиком, что в числе очень немногих он взял меня - режиссёра из Полтавского театра. Причём репутация у меня была далеко не лучшая. Когда я поставил в Полтаве "Ревизора" на русском языке, меня объявили чуть ли не врагом народа. И никакие объяснения, что Гоголь все свои произведения писал только на русском языке, - областное начальство в упор не слышало и слышать не хотело. В общем, я понял, что надо срочно уезжать. И спасибо Виктору Ивановичу Слободчуку, который пригласил меня в Белгород. Представьте себе, на тот момент мне было 33 года, и я стал самым молодым главным режиссёром театра в Советском Союзе! Это сегодня можно возглавить труппу и в 25 лет, а тогда только если тебе уже далеко за сорок, а то и за пятьдесят. Олег Ефремов в "Современнике" и Галина Волчек - уникальное исключение из общего правила.
- Но Виктор Иванович Слободчук тоже исключение из исключений. Единственный директор, который бессменно остаётся на своём посту более 35 лет. Когда возглавил Белгородскую драму, ему ещё и тридцати лет не было. А до этого несколько лет руководил областным театром кукол!
4000.jpg
- Действительно, беспрецедентный случай в истории Российского (и только ли Российского?) театра. Наверное, потому он так и доверяет молодёжи, так старается растить молодую смену. Я уехал в Москву из Белгорода 17 лет назад. Сегодня, к сожалению, многих из тех, с кем я начинал работать, уже нет в живых. А какие актёры были: Евгения Александровна Ярцева, Валентина Васильевна Протасова, Владимир Власович Ярмак, Владимир Иванович Подмогильный, Галя Ежова!.. Никогда не смогу забыть их азарт в работе, неповторимую актёрскую индивидуальность, готовность идти на эксперимент. Но я вижу новые лица и вижу, что театр жив молодыми талантами и теми, кто из начинающих артистов стал ведущим мастером сцены.
- Вы имеете в виду Виталия Старикова?
- Нет, Виталий и 17 лет назад уже "крепко стоял на ногах". А сегодня он - народный артист России, лауреат многих премий, любимец публики, известный телеведущий, профессор Белгородского института культуры и искусств... Но знаете, что меня радует больше всего?
- И что же?
- А то, что он ничуть не "забронзовел" в своих регалиях и славе. По-прежнему он готов работать так же самоотверженно, словно юноша со студенческой скамьи. Поверьте, это очень дорогого стоит.
- Это - о его роли Подколёсина в "Женитьбе"?
- Да, и Подколёсина в том числе. А какая блестящая актриса Марина Русакова, тоже ставшая народной артисткой России! Вот увидите, какая необыкновенная сваха в её исполнении будет сегодня в "Женитьбе".
- Валентин Сергеевич, но ведь и с Виталием Стариковым, и с Мариной Русаковой вы работали, когда ещё были главным режиссёром Белгородского драмтеатра. А как вы оцениваете наших ведущих молодых актёров, которые пришли на щепкинскую сцену уже после вас?
- Замечательно оцениваю. Тем более, что со многими из них я встречался задолго до "Женитьбы" - сначала в пьесе В.Старицкого "За двумя зайцами", потом - в "Хануме". Мне очень нравится работать с Юлией Волковой, Андреем Манохиным, Игорем Нарожным, Виталием Бгавиным, Игорем Ткачёвым и другими интересными артистами. А как уж что получилось, судить зрителю.
Но, возвращаясь к кадровой политике руководства театром, не могу не отметить, что здесь заботятся не только об актёрской преемственности. Имею в виду Виталия Бгавина и Игоря Ткачёва, которые получили ещё и режиссёрское образование в Москве. Я посмотрел спектакль "Очень простая история" в постановке Ткачёва и очень рад за Игоря. Работа филигранная! Они с Виталием Бгавиным не только прекрасные артисты, режиссёры, но и очень преданные в работе. Говорю это совершенно искренне.
- А вы сами решили ставить "Женитьбу" в связи с юбилеем Гоголя?
- Нет, юбилей, конечно, дело святое, но эта пьеса давно не давала мне покоя. И когда Виктор Иванович Слободчук в очередной раз предложил поработать в Белгороде, я сразу назвал "Женитьбу". Произведение гениальное! Вроде и сюжет не Бог весть какой, а сколько в этой пьесе слилось-перепуталось: и водевиль, и мелодрама, и фантастический абсурд, и трагифарс... за какую ниточку не потяни, всё будет работать. Поэтому разные режиссёры так по-разному и читают это "Совершенно невероятное событие в двух действиях".
- И за какую "ниточку" потянули вы?
- Не скажу! Приходите, сами всё увидите. Говорить о спектакле, пока он не вышел к зрителю - не лучшая примета на театре. А мы люди суеверные, тем более, когда речь идёт о Гоголе.
- Понимаю, о чём вы. Но назвать имена ваших сопостановщиков можно?
- Это - с удовольствием. Вместе со мной над спектаклем работали главный художник Белгородского театра Юрий Доломанов, художник по костюмам Фагеля Сельская, композитор Владимир Быстряков, музыкальное оформление Руслана Родионова.
- Спасибо за беседу, за приглашение на "Женитьбу", надеюсь, скучно не будет никому, ведь вы сторонник яркого театра. А в "Женитьбе" такая поэтика заложена, такая мечта о счастье проходит "красной нитью", что, сколько ни смотри эту пьесу, всё как будто в первый раз...

Ольга ИСТОМИНА.

Фото Владимира ЩЕКАЛОВА

5.03.09

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина