Завтра в Белгородском государственном театре кукол состоится бенефис заслуженной артистки России Татьяны Семейкиной, посвящённый 40-летию её творческой деятельности. Факт сам по себе уникальный. Причём уникальный вдвойне и даже втройне. Мало кто знает, что кукольники, как и артисты балета, уходят на пенсию, отработав на сцене 20 лет. Такая "привилегия" среди других гражданских профессий предусмотрена только для... шахтёров и металлургов. Параллель, согласитесь, более чем неожиданная.
Казалось бы, можно ли сравнивать труд в сыром забое или у раскалённого мартена с лицедейством за ширмой? Оказывается, можно. Подтверждением тому служит медицинская статистика. Но не будем о грустном. Ведь Т.А.Семейкина доказала, что и невозможное возможно, поскольку отдала сцене не 20, а 40 (!) лет, не растеряв при этом ни молодого задора, ни творческой активности, ни чисто женского обаяния, ни желания экспериментировать. Вот и завтра мы убедимся в этом в который раз. Куда привычнее и в каком-то смысле было бы легче отыграть свой бенефис в ансамблевом спектакле, где есть партнёрское плечо, общее дыхание, страхующая взаимопомощь... Но актриса выбрала моноспектакль, основанный на высоком литературном слове: "Сказки нянюшки Арины". На сцене - только она и сонм фантазий, в которых рос её любимый Сашенька - "солнце русской поэзии" Александр Сергеевич Пушкин. Только актриса и куклы, послушные её рукам, словно волшебному смычку, только её биение сердца, только её завораживающий голос, дарующий нам и жизнь, и слёзы, и любовь. А ещё - возвращение в детство, куда, как пела в известной песне Эдита Пьеха, "билетов нет". И была совсем не права. Билет "до детства" (и необязательно плацкартный) можно купить не на железнодорожном вокзале, а в кассе театра кукол. Ведь именно там, в театре кукол, труд взрослых, серьёзных, талантливых людей служит той детской вере в чудеса, которая существует в каждом из нас, независимо от возраста. Мы видим и знаем жизнь вокруг себя. Но какая-то неистребимая потребность увидеть эту жизнь преображённой, освящённой особым сказочным светом, тянет нас в зрительные залы как магнитом. Ожидание и волнение. Наверное, это самые главные чувства, из которых и складывается магическая тайна театра. Это как бы встречные воздушные волны - одна идёт со сцены в зал, другая из зала устремляется к сцене. И в этом потоке смешиваются чья-то надежда и чья-то радость, и общей становится чья-то грусть. И именно пробуждению этих чувств служит Татьяна Семейкина вот уже 40 лет. Ведь в театре нет понятия работа. Есть понятие служение искусству, сцене. А Татьяна Александровна все эти 40 лет прослужила одной-единственной сцене. В её трудовой книжке всего одна запись: "Принята актрисой в Белгородский театр кукол...". Она же стала и первой заслуженной артисткой в его истории. Завтра её будут поздравлять коллеги и зрители, завтра все поздравительные телеграммы, цветы и аплодисменты будут предназначены только ей. Но с чего всё начиналось? Об этом мы решили поговорить с актрисой накануне её бенефиса. - Татьяна Александровна, я хотела спросить у вас... - Нет-нет, если ты будешь называть меня по имени-отчеству и говорить мне "вы", то искреннего интервью у нас не получится. Зачем лукавить, если мы столько лет знакомы и дружны. - Да, наверное, лет двадцать. Я даже помню первый спектакль, в котором тебя увидела. Вернее, услышала, поскольку ты была за ширмой. Признаюсь, когда я сидела в зале, то думала, что оленёнка Сэмбо исполняет совсем юная актриса, такой хрустально-чистый, светлый, по-детски наивный, доверчивый голос звучал со сцены: "Мама, мамочка, как прекрасен мир!". И совсем маленькая моя дочка со слезами сжимала мне руку, предчувствуя, сколько опасностей ждёт юного героя в диких джунглях жизни. И какова была её радость, когда всё закончилось счастливо и благополучно. Возвращаясь домой, мы ещё раз подробно обсуждали всю эту историю и пришли к выводу, что только настоящая дружба и любовь способны спасти мир на нашей планете. - Но, наверное, это главное, ради чего дети должны приходить в театр кукол. В последние годы в большей степени благодаря телевидению все понятия смешались-перепутались. Сплошные убийства, грабежи, разбои... Взрослому человеку трудно разобраться, кто герой, кто антигерой. Ребёнку тем более. А наши старые, добрые, любимые мультфильмы и детские художественные киноленты почти не показывают. Почему? Я не знаю, кому адресовать этот вопрос. Наверное, на телевидении существует какая-то своя политика, отдельная от нашего понимания. Но тогда театр кукол как никакой другой должен оставаться заповедным островом доброты и душевного сострадания, надо, чтобы юные зрители уходили от нас с сентиментальными чувствами, веря в торжество справедливости и любви. - Я с тобой полностью согласна. Но в последнее время тебе чаще приходится исполнять отрицательные роли. Не припомню, в скольких сказках ты играла злых мачех. И каждый раз по-разному. Когда я вспоминаю их, кажется, зло многолико и непобедимо. - Ну как же непобедимо?! Все мои мачехи в конце концов терпят крах. А побеждают Алёнушки, Варьюшки, Настеньки... И я, какую бы злыдню не представляла, даю понять зрителю, что хитростью и коварством счастья не добьёшься. - А ведь и в самом деле. Недавно я пересмотрела один из самых старых спектаклей в вашем театре - "Морозко"... - Извини, но не один из самых, а самый старый спектакль в нашем репертуаре. Ему уже 18 лет. - 18 лет!!!! Но с каким интересом внимали зрители, несмотря на бедность сценографии на обновлённой сцене, на потрёпанных кукол. Я, кстати, очень волновалась, когда шла смотреть эту сказку. И как оказалось, напрасно. Все актёры работали замечательно. А твоя мачеха была просто вне конкуренции. Совсем не такая, какой я видела её 15, 10 и даже 5 лет назад. Вроде бы и один рисунок, один текст, а героиня в чём-то совсем другая. - За последние годы я действительно переиграла множество мачех - в разных сказках. И действительно стараюсь показать их каждый раз по-разному. А как иначе? Разве в реальной жизни есть одинаковые люди, даже если они злые или хитрые?.. У каждого всё равно есть какая-то своя "изюминка", свой "спектр" характера.
- 1437 просмотров
Отправить комментарий