Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, несвязанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. У многих родителей сложилось отношение к учёбе как к труду, серьёзному и тяжёлому. Конечно, учиться, - значит преодолевать, но вместе с тем учение должно доставлять радость.
Успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. К сожалению, в настоящее время здоровыми начинают обучение всего лишь 1/4 часть детей (20-25 процентов).
Период адаптации к условиям школы сопряжён с большой психофизиологической перестройкой ребёнка. Напряжение сказывается очень быстро на всех системах организма: дети теряют в весе, замедляется рост, уменьшается сопротивляемость организма к заболеваниям. В этот период по врачебной статистике такие дети составляют «группу риска» часто болеющих, прежде всего, простудными заболеваниями и затем составляющих контингент хронических больных. Естественно, общее физическое состояние сказывается на умственной работоспособности, на эмоциональной сфере ребёнка.
Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Обычно он составляет четыре-семь недель. В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются; другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребёнок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения.
Что может способствовать успешной адаптации ребёнка к школе? Что помогает организму справиться с нагрузкой, сохранить высокую работоспособность? Есть одна простая и выполнимая рекомендация - соответствующая организация двигательной активности ребёнка.
Вы замечали, конечно, как «вырываются» дети из класса, школы. Они, как «обезьянки», уцепившись за что только можно, крутятся, кричат. И часто слышишь: «Вот, говорят, что устали, а посмотрите, носятся как угорелые». Поэтому и «носятся», что очень устали от статической нагрузки, связанной с вынужденной позой за партой, потому и кричат, что нужна, очень нужна эмоциональная разрядка.
Обязательно ребёнок должен ежедневно гулять на улице. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников младших классов - три - три с половиной часа в день. Нередки случаи, когда родители лишают прогулки детей в наказание за плохие отметки, нанося тем самым вред здоровью, ещё больше снижая работоспособность, а следовательно, и не давая возможности улучшить учёбу.
- 1420 просмотров
Отправить комментарий