Всегда теряешься, когда предстоит беседа с человеком, посвятившим себя искусству. О чём говорить: о творчестве в жизни или о жизни в творчестве? Как словами передать мелкие нюансы общения, которые, накапливаясь и сливаясь в единое целое, зачастую перекрывают вербальную информацию?..
У строителя можно спросить об особенностях возведения дома, у бухгалтера - о точности в вычислении длинных колонок цифр - земные люди, и профессии у них такие же земные, а вот попросить поэта, художника или скульптора рассказать об их "работе" нельзя, потому что большая её часть находится за гранью понимания...
8 декабря исполняется 60 лет заслуженному художнику РФ, профессору, заведующему кафедрой рисунка и скульптуры БГТУ им. В.Г.Шухова А.А.Шишкову. Этот человек - автор и исполнитель многих мемориалов Белгорода и области, в числе которых - памятник М.С.Щепкину, святителю Иоасафу Белгородскому, "Вдове 45-го. Матери солдата" и другие. Незадолго до юбилея нам удалось побеседовать с Анатолием Александровичем не только о его многочисленных работах и творческих планах, но и шире - о судьбе и предназначении художника.
- Анатолий Александрович, довольно банальный вопрос: что же подтолкнуло вас к тому, чтобы стать скульптором?
- Знаете, всё зависит от судьбы и памяти генов. Во-первых, мой дед по материнской линии был медником - крыл крыши, лудил самовары и чайники, в общем, работал с металлом. Когда я учился на художественно-графическом факультете Орловского пединститута, посещал факультатив "Скульптура", мне понравилось. Потому и пошёл учиться дальше, в Харьковский художественный промышленный институт. В работе с материалом есть и борьба, и удовольствие ощущения трёхмерного пространства. Живопись, по сравнению со скульптурой, одномерна, иллюзорна. Или возьмём, скажем, труд архитектора: сделал проект и на этом твоя работа закончена, а скульптор творит от начала и до конца - от задумки до непосредственной реализации.
- А с каким материалом вы охотнее работаете: с камнем, медью, бронзой?
- Бронза подвижна, "отзывчива", передаёт все эмоции, поэтому, наверное, с ней. Но опять же, в зависимости от условий: если это монументальная работа - нужны медь, бронза или камень, если выставочная - гипс или дерево.
- Как скульптор вы обращаетесь и к малым, и к большим формам. Что для вас интереснее?
- Для каждой из них характерны свои особенности, а значит, и прелести. Создание монумента - это всегда большие временные и физические затраты. Значение имеет не только конкретная ситуация, но и настроение творца. Вообще, на крупную работу уходит до года. А медальерное искусство - более тонкое, все детали должны быть проработаны. (Медали, выполненные А.А.Шишковым, посвящены 40-летию Курской битвы, истории Белгорода и деятельности прославленных белгородцев - Т.А.).
- Понимаю, что следующий мой вопрос несколько наивен, и всё же: какие из работ вам наиболее дороги?
- Здесь, как в жизни - всех детей любят родители, и всё же... Архангел Гавриил рядом с Белгородским государственным университетом: получилось отразить в его лице и строгость, и доброту, и ум, и покровительственное отношение верховного ангела. Или, скажем, памятник митрополиту Макарию у Духовной семинарии: книга в его руках олицетворяет мудрость, а драпировка, спадающая с колен, напоминает о неиссякаемом источнике знаний - вот такое нашлось пластическое решение.
- А это правда, что работая над лицом скульптуры, автор часто придаёт ему черты близкого человека?
- Наверное, это так. Работаю, скажем, над образом женщины, а коллеги узнают в нём мою жену. Просто бессознательно повторяешь линии и черты лица, которое видишь ежедневно.
- Анатолий Александрович, слышала, что на открытии спортивного комплекса Светланы Хоркиной вы представите свою новую работу. Не приоткроете немного завесу тайны?
- В атриуме (внутреннем дворике) будет колонна с Пегасом на вершине, а рядом, в скверике, - скульптурная композиция, изображающая Светлану Хоркину, которая выполняет своё любимое упражнение на бревне. Высота монумента - около четырёх метров.
- Раз уж мы заговорили о будущем, поделитесь, пожалуйста, своими творческими планами.
- Сейчас продолжаю работать над специальной областной программой, призванной увековечить память людей, которые трудились и сражались на Белгородчине. В этой серии уже появились памятник краеведам - в парке Ленина, маслоделу Д.А.Бокареву - в Алексеевке, планируется установить монументы Г.К.Жукову и К.К.Рокоссовскому. Есть у меня мечта - сделать из мрамора фигуру обнажённой женщины, олицетворяющей юность, красоту и здоровье. На мой взгляд, каждый человек искусства призван дарить окружающим свет, а в его творениях должна быть гармония. Вот почему, когда работаешь, нужно быть в хорошем настроении - иначе ничего не получится. Каждая скульптура должна притягивать, нести положительную энергетику, кусочек души автора. А бывает, что посмотришь - а перед тобой холодный отталкивающий идол, не выражающий никаких эмоций и чувств.
- С 8 декабря в Белгородском художественном музее желающие могут познакомиться с вашей юбилейной персональной выставкой. Какие работы будут на ней представлены?
- Экспозиция в определённой мере является отчётом за десятилетие творческого труда. Она содержит около сорока работ: рисунков, фотографий монументальной скульптуры и станковой скульптуры.
- Анатолий Александрович, поздравляю вас с юбилеем и спасибо вам за интересный рассказ. Уверена, что жители и гости нашего города, которые смогут найти время и посетить вашу выставку, будут приятно удивлены.
Беседовала Тамара АКИНЬШИНА.Фото Владимира ЩЕКАЛОВА.
P.S. За труды во благо церкви на открытии выставки А.А.Шишков был награждён орденом Преподобного Андрея Рублёва.
- 1449 просмотров
Комментарии
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 19 недель назад
4 года 20 недель назад