И как вы уже, наверное, догадались, метель эта предсказана не синоптиками, а театральными афишами. Именно «Метелью» (по повести А.С.Пушкина) в постановке московского режиссёра Александра Огарёва Белгородский академический драматический театр имени М.С.Щепкина открывает сегодня свой новый, 74-й сезон. И, значит, сегодня праздник.
Праздник для всех тех, кому посчастливилось достать билеты на премьеру (да-да, посчастливилось, поскольку в последние годы билеты в кассе перед каждым премьерным спектаклем разлетаются за несколько дней).
Праздник и для самих щепкинцев. Ведь ни один актёр не мыслит свою жизнь без живого общения с залом, без трогательной, искренней любви публики. Кстати, с публикой щепкинцы успели встретиться ещё до открытия сезона. На днях они вернулись из Одессы. Как говорится, с корабля на бал.
Каждой весной в Санкт-Петербург съезжаются русские театры ближнего зарубежья, и уже четвёртый год подряд осенью они собираются ещё и в Одессе. Международный фестиваль «Встречи в Одессе» продолжает фестиваль «Встречи в России».
В похожих названиях двух фестивалей ключевое слово - встречи. Встречи, которых ждут, на которые стремятся, потому что они дарят самое главное - радость творческого общения. И, как заметил председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации Александр Калягин, «Встречи в Одессе» - это встречи коллег, которым есть что сказать друг другу, которым важно услышать и понять друг друга… Трудно переоценить важнейшую миссию этого фестиваля, он отстаивает высокие нравственные и художественные позиции в искусстве, объединяет людей, формирует театральное сообщество.
В этом году Одесса принимала русские театры из Луганска, Севастополя и даже… из Нюрнберга. Россию представляли Челябинский ТЮЗ, театр-студия имени Чехова из Москвы, драматические театры Вологды, Ростова-на-Дону, Орла и, конечно, Белгорода. Щепкинцев в Одессе ждали с особым нетерпением и любовью, помня их прошлогодний успех. Многие зрители, приходя в кассу, так и говорили: «Хотим попасть на белгородский театр». Неудивительно, что когда щепкинцы давали «На бойком месте» А.Н.Островского в постановке московского режиссёра, заслуженного деятеля искусств России Юрия Йоффе, в огромном старинном зале не было ни одного свободного места. Даже на балконе!
- Публика принимала наш спектакль просто удивительно, - рассказывает заведующая литературной частью Белгородской драмы Людмила Кондратьева. - Во время первого действия меня вызвали на несколько минут из зала по срочному делу, а когда я вернулась на своё место, сидевшая рядом со мной женщина прошептала: «Ну что же вы, такую сцену пропустили!». Правда, тут же успокоила: «Не расстраивайтесь, в антракте я вам всё расскажу».
И ведь действительно начала рассказывать «в лицах». Представляете, они даже фамилии актёров помнят! А какую овацию устроили в финале! Весь зал встал и никак не хотел отпускать артистов со сцены. Аплодировали, наверное, минут двадцать. А на следующий день, когда наши артисты гуляли по Дерибасовской, незнакомые люди запросто подходили к ним со словами благодарности, приглашали в гости.
Удивительный всё-таки народ в Одессе! Однако в восторге остались не только зрители, но и критики, коллеги из других театров.
На обсуждении спектакля присутствовали режиссёры из Кишинёва, Еревана, Харькова… и все, словно сговорившись: «Мы много хорошего слышали о вашем театре, но то, что увидели, превзошло все слухи: блестящий спектакль, замечательные артисты, ансамблевость. Мы открыли для себя настоящий русский театр».
А вот что сказала во время обсуждения главный редактор российского журнала «Страстной бульвар» Александра Лаврова: «Я смотрела ваш спектакль и думала: не зря раньше антрепренёры так придирчиво относились к красоте и стати артистов… Теперь, к сожалению, перестали… А у вас всё в лучших традициях - и это здорово!
Юрий Владимирович Йоффе поставил на белгородской сцене яркий, глубокий спектакль. В нём раскрывается очень важная для Островского тема (которая присутствует и в других его произведениях) - тема игры в жизни, театра и жизни. Замечательно придумано это «бойкое место» - многонаселённое и ужасно тесное, с множеством ходов и лабиринтов. Здесь от скуки пускаются во все тяжкие, но никто не может уединиться, все друг другу мешают, сбивают планы, клубятся, завихряются. В этой глуши, тесноте, душной скуке невозможно жить не играя. Все ваши персонажи - актёры и режиссёры одновременно. Даже Аннушка, которая сродни таким героиням Островского как Лариса Огудалова, Катерина, Снегурочка, - и она здесь прежде всего актриса, которая играет свою придуманную роль, чтобы вырваться из этой удушающей тесноты и, как сейчас говорят, жлобства.
В спектакль замечательно вписаны и танцы, и песни. Они - его органичная часть, а не увеселительные номера, как это часто бывает. Всё соответствует духу Островского, отсылает в сегодняшний день, захватывает зал. И в этом заслуга не только режиссёра, но и прекрасных артистов белгородского театра, его бессменного руководителя Виктора Слободчука».
Я прослушала диктофонную запись обсуждения этого спектакля и сама себе позавидовала как зритель. Захотелось поскорей увидеть этот спектакль на щепкинской сцене. И, наверное, не мне одной. Мало кто из белгородцев успел его посмотреть. Работа совсем новая. «Бойким местом» театр закрывал свой прошлый сезон. Ну а нынешний откроется, как я уже сказала, «Метелью» А.С.Пушкина в постановке Александра Огарёва. Его спектакли с успехом шли и идут на многих сценах Москвы. Вместе с ним над спектаклем работали художник-постановщик Татьяна Виданова и режиссёр по пластике Андрей Манохин. В главных ролях - заслуженная артистка России Ирина Драпкина, Игорь Нарожный, Иван Кириллов, Игорь Ткачёв, Дмитрий Гарнов, которые в особом представлении не нуждаются.
А вот для выпускников Красноярской академии музыки и театра Нины Кранцевич и Антона Блискунова это будет дебют на щепкинской сцене. Пожелаем им успеха.
Скажу ещё: в спектакле очень много танцев, музыки. Звучат не только классика из произведений Г.Свиридова, П.Чайковского, А.Вивальди, но и русские романсы, церковные песнопения…
А что ещё ждёт нас в новом сезоне?
Уже в сентябре самые юные зрители смогут посмотреть две сказочные премьеры в постановке Игоря Ткачёва - «Дюймовочка» и «Волчий маскарад». Кроме того, Игорь работает над пьесой Валентина Ежова «Соловьиная ночь», которую театр посвящает 65-летию Великой Победы.
Заслуженный артист России Виталий Бгавин готовится к постановке старинной английской пьесы Г.Смита «Ночь ошибок», а московский режиссёр Алексей Литвин начал репетировать «Кошки-мышки» по произведениям известного украинского драматурга Александра Марданя.
Идут переговоры и с давним другом Белгородской драмы главным режиссёром Центрального театра Российской Армии, народным артистом России Борисом Морозовым. Именно он поставил на щепкинской сцене лучшие спектакли последних лет «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Лес» А.Н.Островского, «Заворожённое семейство» Л.Н.Толстого. А в этом году Борис Афанасьевич обещает привезти что-то из современной драматургии.
Следите за афишей. И с праздником вас, театралы, с премьерой!
- 1602 просмотра
Отправить комментарий