Размышления русского интеллигента<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Слово "идеология" - громкое, тяжёлое, "невкусное". Наткнувшись на него в тексте читатель или вздрагивает, или, заскучав, ищет другой сюжет. А напрасно, так как вне идеологии никто не живёт и жить не может. Представляя собой систему взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности, идеология, овладев массами, становится мощной материальной силой, которая может возвеличить народ или бросить его в бездну упадка и бесславия. Пожалуй, никто так горько не испытал эту истину за последние сто лет, как народы России.
Известно, что последние 15 лет правящие круги (элита) страны трудно определялись с идеологией, то утопали в дремучем либерализме и антипатриотизме, то принимались укреплять государство и защищать национальные интересы. К лету 2006 года позиции президента и поддерживающих его политических сил в значительной степени определились. Они отражены в последних посланиях В.Путина Федеральному Собранию, выступлениях заместителя главы президентской администрации В.Суркова, руководителей партии "Единая Россия", представителей общественных организаций, разделяющих в основном взгляды руководителя страны. <?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Государственничество составляет главную несущую конструкцию идеологии сегодняшнего российского руководства. Сильное государство рассматривается как главный инструмент решения всех основных вопросов жизни народа, прежде всего создания мощной законодательной базы, сохранения политической стабильности, регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на культуру и духовную жизнь, развития демократических институтов и демократической системы управления. Эти функции государства нужны для достижения высокого и качественного уровня жизни, овладения и развития новейших достижений науки и технологий глобализирующегося мира, воспитания складывающейся общероссийской нации в духе патриотизма и стремления к успеху. Таким образом, сильное государство не может не быть социальным и национально ориентированным государством.
Отвергнута идеология крайнего либерализма и осуждена его практика в России в 90-е годы. По мнению В.Путина, власть и бизнес во времена Б.Ельцина не оправдали надежд миллионов людей, нарушались нормы закона и нравственности, совершалось беспрецедентное в истории нашей страны личное обогащение за счёт большинства граждан. В.Сурков назвал разгул либеральных реформ "Содомом и Гоморрой", "бардаком" и "мафиозной демократией", а их наследников сегодня "адептами либерального мракобесия". В то же время отбрасывается огульное охаивание советского прошлого. Утверждается мнение, что пока мы живём на наследство СССР. Сами мало что сделали.
Дана резко отрицательная оценка значительной части сегодняшнего чиновничества и бизнес-сообщества, которая остаётся безыдейной, беспринципной, поражённой коррупцией. Сделан вывод: если наше деловое сообщество не трансформируется в национальную буржуазию, то будущего у нас нет. "Все эти графы Бермудские и князья острова Мэн - наши граждане", - отмечает В.Сурков. Они должны вернуться в Россию и её правовое поле. Пришло время для того, чтобы российское чиновничество осознало себя единым целым, гордилось своей страной, решало её задачи и служило обществу.
Перед элитой, обществом, народом поставлена задача обретения "национальной идеологии". Это принципиально новая постановка вопроса. Она в значительной степени вызвана тем, что Конституция РФ запрещает какую-либо идеологию объявлять государственной или обязательной. Сущность национальной идеологии заключается в развитии и укреплении национального социального государства на основе рыночной экономики и демократии, которые по форме и содержанию принципиально не отличаются от европейских, но имеют свои национальные особенности, вытекающие из истории страны и современных национальных интересов. Сбережение народа и его социальное благополучие, национальный суверенитет и конкурентоспособность страны объявлены главными идеологическими постулатами, из которых вытекают приоритетные практические задачи. Политологи обратили внимание на то, что идеологические позиции и стратегические задачи, формулируемые сегодня президентом, в большей степени обращены к народу, чем к элите. По мнению В.Путина, Россия, воспринимая мировой опыт успешного развития, должна относиться к нему критически, рационально, с опорой на свою традицию, если мы не хотим потерять национальную самоидентификацию, то есть, если хотим, чтобы Россия была Россией.
Президент заявил, что если будет необходимо, то мы спросим у народа, и если народ скажет, что Россия должна оставаться Россией, то это надо записать как фундаментальную ценность.
В последние месяцы более определённо формулируется внешнеполитическая доктрина России, составляющая важнейшую часть национальной идеологии. "Мы должны строить свой собственный дом крепким и надёжным", - считает В.Путин. Этот дом должен быть защищён современным экономическим потенциалом и самым новейшим вооружением, находящимся в распоряжении хорошо обученных и социально защищённых военных специалистов.
Раскритикованы претензии США под видом борьбы за демократию и права человека диктовать свою волю другим странам и народам, проводить свои национальные интересы. Лицемерие и двойные стандарты натовских стратегов и западных политиков настолько "достали" российское руководство, что В.Сурков в интервью иностранным журналистам в конце июня высказал мнение, что если бы к власти в Москве пришли даже людоеды, но при этом отдали бы кое-что кое-кому, то эти людоеды были бы сразу признаны демократическим правительством. Балансируя на грани дипломатического такта, В.Путин во время саммита руководителей восьми ведущих государств в Санкт-Петербурге высмеял претензии США на внедрение в мире демократии иракского типа. Напрашивается вывод, что антироссийская истерия на Западе в значительной степени объясняется мстительным раздражением в связи с тем, что Россия вырвалась из-под его контроля и снова стала самостоятельной и влиятельной державой, которая развивается с учётом своих национальных особенностей и традиций. Однако, руководство страны не нацелено на конфронтацию и постоянное выяснение отношений. Более того, оно стремится к партнёрскому сотрудничеству с США, Евросоюзом и с другими влиятельными странами мира.
Россия в рамках объективных условий и своих естественных преимуществ открыто стремится интегрировать вокруг себя часть мира, прежде всего постсоветское пространство. Это соответствует тенденции современного мира, заключающейся в необходимости государству или группе государств иметь собственный интеграционный проект, позволяющий успешно развиваться и укреплять свои позиции в глобализирующемся мире.
Поддержав решения Х Всемирного Русского Собора о необходимости духовно-нравственного обновления современного мира, принципиального дополнения прав и свобод человека духовно-нравственными нормами, российское руководство напомнило миру, что духовность и жизнь в сознании русского народа всегда связывались с образом совести, идеалами свободы и справедливости, опытом многовекового совместного солидарного проживания в рамках одного государства многих народов и племён, сосуществованием религий и обычаев. Совокупность взглядов на современную Россию, высказанных руководством страны, и её реальное состояние к лету 2006 года В.Сурков предлагает обозначить обобщающим понятием "суверенная демократия".
Прояснение идеологических позиций руководства России произошло на основе серьёзных духовно-идеологических сдвигов в народе, прежде всего в среде образованной молодёжи. За последний год появилось большое количество литературы о нравственно-духовном оздоровлении, росте патриотических настроений, желании соединить русские времена, т. е. настоящее с прошлым и будущим России и русского народа, других народов страны. Появился спрос на "русскую идею", "славное прошлое", "российский дом". Одновременно растёт неприятие и глухая ненависть к "либеральным болтунам и предателям", которые разрушили великую Россию, оставили целое поколение без гордости за прошлое и современной национальной основы.
В качестве показательного примера можно привести идеи и взгляды молодых российских консерваторов, сплотившихся вокруг "Русской доктрины". Пока это не организация, а сообщество интеллектуалов, отражающее взгляды патриотически настроенных студентов, аспирантов, научных работников, офицеров, образованных бизнесменов и чиновников, специалистов самого разного профиля. Исходная позиция одна: "Верните нам достойную и сильную Россию, которую мы будем развивать дальше как глобальный национальный проект". Доктрина основана на отказе от "русскости по крови" и призывает к возрождению России и "русскости по культуре и духу". Авторы считают, что России удалось добиться небывалого в истории гармоничного синтеза культур и племён, мирной христианизации и ассимиляции, создания сверхнациональных и сверхконфессиональных коалиций и союзов. Эти уникальные свойства России - Третьего Рима - становятся вдохновляющим примером в свете предстоящего противостояния ценностей культур и цивилизаций, традиционных ценностей "новому язычеству" Запада и "новому варварству" Юга.
Касаясь конкретных явлений межнациональных отношений в России, доктрина расставляет следующие акценты: реализация прав и интересов народностей России не должны умалять права и интересы русского большинства. При этом непринадлежность к великороссам и славянам не делает граждан России нерусскими - нерусскими их может сделать лишь сознательная конфронтация с Россией и русским миром. Проект России будущего должен втянуть в себя всех носителей такого русского объединительного начала, не обращая внимания на искусственные границы 1991 года.
Наряду с сильными и устойчиво позитивными чертами русской нации указываются и её слабости, в частности, отсутствие этнической солидарности, разобщённость, беззащитность перед чужаками, восприимчивость к чужой культуре, что приводит к смене патриотизма на противоположное: презрению к Отечеству, психозу, самоненависти, смердяковщине.
Сторонники "Русской доктрины", члены движения "Наши" и других патриотических институтов готовят новую национально ориентированную элиту, которая придёт на смену нынешней, не всегда достаточно образованной и готовой вести с соперниками России новую информационно-интеллектуальную войну с её подвижными фронтами: духовным, творческим, культурным, цивилизационным, этническим, религиозным.
Национальная российская идеология складывается из двух потоков: сверху и снизу. Основное её содержание уже известно и продолжает разрабатываться. Однако её усвоение элитой и широкими слоями народа проходит медленно и противоречиво. По мнению В.Суркова: "Наша нация должна объясниться сама с собой".
Угрозу национальной идеологии представляют крайне правые либеральные "новые западники", рассматривающие патриотизм как национализм и антисемитизм. Россию они видят только как часть Запада. Кстати, они владеют сильными позициями в СМИ, в частности, на телевидении. Угрозу представляют и "новые славянофилы" ("почвенники"), выступающие за "совершенно особый русский путь", который чудесным образом сделает Россию великой, спасающей всё человечество. Пока оба эти направления не слышат друг друга, несмотря на стремление иерархов Русской Православной Церкви найти формулу национального примирения. Пока есть надежда, что здоровое большинство того и другого направлений постепенно придут к компромиссному согласию и примут основные идеи национальной российской идеологии как фундаментальные ценности.
Владимир ГУЛИН, кандидат исторических наук, доцент
- 3321 просмотр
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад