Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Тамара Васильевна Бондаренко 47 лет своей жизни отдала работе в школе, причём 44 из них - средней общеобразовательной школе № 2, ставшей впоследствии гимназией № 2.
Отличник народного просвещения РСФСР, отличник просвещения СССР, заслуженный учитель школы Российской Федерации, - все, и коллеги, и ученики, говорят о ней, что это - Учитель с большой буквы. Её предмет - русский язык и литература, она - опытный педагог, который щедро делится знаниями с коллегами, многие годы сотрудничая с областным институтом усовершенствования учителей, ныне - региональным институтом повышения и переподготовки педагогических кадров. Тамара Васильевна умеет общаться с учениками на равных и при этом не терять авторитета. Многие годы она является тем человеком, усилиями которого гимназия № 2 по праву считается одной из лучших в Белгороде.
Когда-то мы, родители будущих первоклассников, собравшиеся на общее собрание в актовом зале гимназии, впервые увидели и услышали Тамару Васильевну. Невысокая седая женщина с тихим голосом и лучистыми глазами, она говорила с нами так, что все мы, давно уже покинувшие школьные стены, вновь почувствовали себя учениками. Говорила о сотрудничестве между родителями и педагогами, о воспитании личности ребёнка, которое ведёт гимназия, о том, что каждый ученик здесь уникален и что учителя будут его беречь и ценить не меньше родителей. И так впоследствии всё и оказалось: воспитательная концепция гимназии такова, что, как говорит одна из выпускниц: «Это школа, которая в первую очередь воспитывает душу в человеке, а потом уже всё остальное».
- У меня ещё в детстве были организаторские способности, - вспоминает Тамара Васильевна. - Тогда ведь были пионерская, комсомольская организации, и я была активисткой - председателем совета отряда, потом - совета дружины, позже - членом райкома комсомола. И вопроса - кем быть? - передо мной практически не стояло, я со школьной скамьи знала, что буду учителем. И знаете, если бы и сейчас, по прошествии стольких лет, меня спросили, кем бы я хотела стать - я бы ответила только одно: учителем. Нет на свете работы возвышенней и благородней.
Закончив педагогический институт, Тамара Васильевна стала работать в школе № 12 пионервожатой, а в 1965 году, когда 1 сентября на улице Некрасова, практически на пустыре открылось новое красивое здание школы № 2, пришла сюда работать. Тоже пионервожатой. И «не изменяет» школе столько лет: в следующем году и гимназия, и её бессменный - уже более 30 лет - завуч отметят 45-летний юбилей существования школы и педагогической деятельности в ней Тамары Бондаренко.
- Мы ведь проходим по судьбе ребёнка, а это большая ответственность, - убеждена она. - И в каждом надо суметь найти и разбудить ту доминанту, то главное, от чего зависит, чтобы ребёнок «заиграл» как лучик света. Знаете, мне в этом очень помогла моя мама, она была замечательной женщиной, она не заканчивала институтов, но все вокруг уважительно называли её только по имени-отчеству - Мария Яковлевна. И вот моя мудрая мама говорила: «Деточка, к людям всегда надо относиться бережно».
За годы работы в школе были сотни и тысячи детских судеб, для которых встреча с Тамарой Васильевной стала определяющей. Свидетельством тому - и благодарственные отзывы, и письма, и встречи выпускников, ставших учёными, врачами, учителями и просто достойными людьми - все они называют её уроки уроками жизни. Не расходятся с ними даже мнения учеников на самых что ни на есть независимых интернет-страницах, где они вспоминают школьные годы и не о всех учителях пишут добрые слова. А вот о Тамаре Васильевне - только хорошее! Вспоминают её юмор - как она говорит, например, провинившимся ученикам: «Дети, вы должны быть цветами, а вы - колючки!». Пишут о ней и таких как она, что в их школе есть учителя, которые заработали не один, а пятнадцать памятников.
- А ведь Тамара Васильевна - строгий, взыскательный педагог, у неё сложно получить хорошую отметку, - отмечает директор гимназии № 2 Эльвира Геннадьевна Работягова.
- Но, наверное, если бы не было у нас педагогов, у которых нужно и должно учиться всем, и взрослым, и детям, мы все были бы намного беднее.
«Строгость не должна быть мрачной, а ласковость - расслабляющей», - убеждена Тамара Васильевна, сумевшая научить все свои выпуски самому главному - оставаться человеком в любой ситуации. Это дар Божий: вот так работать, учить ребят мыслить, задумываться, рассуждать, и самое главное - воспитывать так, чтобы каждый ученик был человеком, личностью.
- 1748 просмотров
Отправить комментарий