Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Старая сказка на новый лад

Лобби в сфере образования, из-за чего российская школа оказалась буквально заваленной новаторскими концепциями сомнительного качества, многочисленными методиками и образовательными программами, похоже, набирает обороты.

...Не буду останавливаться на качестве тестов ЕГЭ - ляпсусы из единого государственного экзамена у всех на слуху и стали уже хрестоматийными примерами, отдельные из которых, по сообщению федеральных СМИ, привели в ужас самого Президента РФ. Пройдусь по менее заметным "перлам", влияние которых на умы формирующегося гражданина своей страны не менее пагубно, чем механическое зазубривание нужных "галочек" в тестах ЕГЭ.

Возьмём для примера хотя бы размещённую на сайте уважаемого издательства "Просвещение" записку "О концепции курса истории России 1900-1945 гг.", подготовленную под руководством доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой истории Московского государственного педагогического университета и по совместительству разработчика государственного образовательного стандарта по истории А.А.Данилова. Основная идея курса - оправдание действий власти: мол, иногда она поступала нехорошо, но такое уж было время. Говоря о "большом терроре" в сталинские времена, историк даёт следующие рекомендации учителям российских школ: "...Важно показать, что Сталин действовал в конкретно-исторической ситуации, действовал (как управленец) вполне рационально...". С лёгкой руки отдельного историка культ личности заменён на культ эффективного менеджера. И что при этом должно отложиться в головах школьников, кроме того, что для достижения поставленной цели все средства хороши? Иди, дескать, по трупам, и ничего не бойся: цель оправдывает средства. Вот и получается, что "брежневские учебники", которые просто замалчивали, - ничто в сравнении с творчеством современников, оправдывающих террор.

Дальше - ещё хлеще: "...Центральное место следует отвести вопросам мужества и героизма советских людей. Можно показать их, отметив, что это не только феномен советского общества, но и любой воюющей страны, включая и страны-агрессоры. В той части учебника, где речь пойдёт о значении победы, её итогах и цене, следует сделать главный акцент именно на значении и величии победы".

И, действительно, зачем акцентировать внимание на цене победы. Подумаешь, учебник не учёл "каких-то" 26,6 миллиона (официальные данные) погибших соотечественников - убитых на полях сражений, зверски замученных под пытками и заморенных голодом в концлагерях, сожжённых в газовых камерах, погибших под бомбёжками, угнанных в плен и бесследно исчезнувших. История нашего Отечества в интерпретации Данилова вызвала немало осуждений, но до сих пор продолжает навязываться школам как основной комплект учебных материалов. На вопрос одного учителя из российской глубинки о субъективности и объективности таких учебников истории, Данилов на форуме сайта издательства "Просвещение" отвечает: "Книга по истории не может быть в принципе объективной, и не всегда в силу субъективности автора, но и благодаря тому, что какие-то исторические события, которые мы считаем объективными, не являются таковыми на самом деле - они лишь результат политической конъюнктуры. Но текст учебника должен быть выверенным настолько, чтобы даже спустя годы за него не было стыдно ни автору, ни тем людям, которые будут его читать". Не знаю как автору, но тем родителям школьников, кто этот учебник вынужден приобрести в обязательном порядке, уже не только стыдно, но и страшно за качество образования детей. Я уж не говорю о реакции живущих среди нас участников ВОВ, которые не понаслышке знают об "эффективном" управлении тирана. Когда свидетелей тех событий вообще не останется на земле (осталось подождать всего несколько лет), интерпретировать историю на свой вкус станет ещё проще.

Или вот ещё один пример бездумного изложения "своей правды" отдельными авторами. На этот раз в области обществознания. В прошлом году появился учебно-методический комплекс для 11-х классов под редакцией профессора, заведующего кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Л.В.Полякова. Педагоги из регионов почитали эти книжки и ужаснулись. В учебниках "новатора" не нашлось места ни правам человека, ни верховенству закона, ни другим важным конституционным понятиям. Зато есть "геокон", "глобальные трансмутации" и прочие умные термины, без которых российскому школьнику, по всей видимости, никогда не стать истинным гражданином своей страны. Политика изоляционизма сквозит в каждой строчке. Некоммерческие организации - наймиты Запада, Россия в кольце врагов, кругом разные подрывные элементы, особенно журналисты: "...Вмешательство СМИ мешает власти исполнять законно делегированные ей народом функции. Правительства всех стран пытаются тем или иным образом контролировать СМИ. В одних случаях это делается через ужесточение законодательного регулирования сферы СМИ, в других - через прямой государственный контроль над телеканалами и газетами, в третьих - через скупку важнейших СМИ близкими к правительству бизнес-группами... Отказавшись от такого вторжения в сферу свободы СМИ, демократические правительства рискуют лишиться общественной поддержки в своих важнейших мероприятиях, а то и столкнуться с "пятой колонной" внутри общества".

Как эти заявления вяжутся с Конституцией, вообще не понятно. Интересна в этой связи позиция министерства. "В связи с большим интересом, проявленным педагогами к вопросам преподавания истории и обществознания, считаем крайне важным на уровне субъектов Российской Федерации обеспечить всем педагогам возможность через систему повышения квалификации изучить новые подходы к преподаванию истории и обществознания на основе учебников нового поколения", - отметил в своём письме № ИК-272/03 от 19 февраля 2008 года руководителям региональных органов управления образования заместитель министра образования и науки РФ И.Калина. Может, представителей министерства не ознакомили с результатами социологического опроса учителей, 14 процентов из которых высказали недоверие и недовольство "новаторскими" учебниками по истории и обществознанию? Или, как всегда, государственные служащие "забили" на мнение налогоплательщиков, не желающих пичкать своих детей сказками, рассказанными на новый лад?

Елена Песчаная,
спец. корр. "Белгородских известий".

 

В пору СССР право написать или составить учебник было признанием высшего доверия к учёному - его научному и педагогическому таланту. Сейчас подготовить свой вариант, например, "Русского языка", может практически каждый. В перестроечное время - конец 80-х - начало 90-х годов - школьные педагоги сетовали на то, что учебники стандартные, скучные и в чём-то не вполне честные. С нынешними не заскучаешь.

Например, свет увидела серия учебников тиражом в 200 тыс. экземпляров, где карта России изображена без Калининградской области и Курильских островов. В московских магазинах появились школьные тетради, на обложке которых поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был назван Юрием Михайловичем. Вероятно, издатель спутал автора "Героя нашего времени" с мэром Лужковым.

В "Физике" для 10-го класса автора Степанова Г. Н. читаешь: "Вы все неоднократно наблюдали различные виды движения жидкостей и газов. Примерами такого движения могут служить... течение крови в кровеносных сосудах человека и животных, нефтепродуктов в нефтепроводах и т.п.". Или в книге "Биология. Животные. 7-й класс" "писателей" Латюшкиной В.В. и Шапкина В.А.обнаружишь: "...кальмары длиной до 20 метров", лицезреть которых есть шанс только в фильме ужасов.

Кстати, именно современные учебники "Биология" грешат особенно странными фактами и примерами, которые не понять самим педагогам и невозможно объяснить ученикам. Так, тандем авторов Родионова Е.И. и Белицкая Г.Э. в своей версии школьного курса предусмотрели раздел "Наука о душе", в котором сообщают: "Во сне тело пассивно, а душа продолжает самостоятельную жизнь, и она может быть очень даже напряжённой". Проблему взаимоотношения полов они разрешают с помощью примера: "Приходит муж домой, а на столе записка: "Дорогой, на ужин - рыба, удочки - за дверью!". Резюме этого раздела: "Наша биологическая задача на Земле - оставить потомство". Образность мышления Родионовой - Белицкой иллюстрирует и такой перл: "черепно-мозговые нервы - "фельдъегерская связь" головного мозга, промежуточный мозг - "адъютант его превосходительства".

Весьма интересна встречная версия "Биологии" для девятиклассников от Цузмер А.М. и Петришиной О.Л., где в главе "Выделение" сообщается: "особенно вредно злоупотреблять алкоголем, который поражает почки (!)", а в практикуме "Строение и свойства кости" предлагается согнуть, после чего растянуть кость животного...

По материалам газеты "Труд-7"

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина