В прошлом году на территории Губкинского городского округа был организован эксперимент "Формирование физической культуры личности на основе народных, подвижных и спортивных игр". О первых результатах и достижениях, насколько чётко и слаженно работает "заведённый механизм", мы и решили узнать, побывав на губкинской земле. Совместно с представителем департамента образования, культуры и молодёжной политики области В.М.Щербининой распланировали маршрут поездки, в котором основными пунктами значились: детский сад № 35 "Родничок", две городские школы - № 7 и № 1 с углублённым изучением отдельных предметов и одна сельская школа - Троицкая, и отправились в гости.
Дни здоровья стали нормой
Для начала хотелось бы вкратце познакомить наших читателей с теми новшествами, которые внедряют губкинцы. Прежде всего это количество уроков физкультуры - в расписании учащихся 5-8-х классов обозначены четыре урока, кроме того, занятия физической культурой проводятся на базе мощных спортивных сооружений города - спортивного комплекса "Горняк", дворца спорта "Кристалл", плавательного бассейна "Дельфин", предоставляющих гораздо большие возможности для развития ребёнка нежели самый лучший, хорошо оборудованный школьный спортивный зал.
Уроки на их базе проходят спаренно и в соревновательной форме. При этих комплексах созданы межведомственные физкультурно-оздоровительные центры, руководителями которых являются лучшие учителя физкультуры. Каждую четверть подводятся итоги соревнований, определяются лучший класс, лучший спортсмен. Нынешний учебный спортивный год завершился праздником "Да здравствует радость спортивных побед", который прошёл в рамках областного семинара. В нём принимали участие лучшие классы межведомственных оздоровительных центров города.
В практику работы школ введены также дни здоровья - это и массовые катания на коньках, и занятия в легкоатлетическом манеже, и соревнования по футболу, волейболу, гимнастике, туристические походы совместно с родителями.
В школах организованы подвижные и музыкальные перемены, в начальных классах проводится зрительная гимнастика с использованием тренажёров Базарного, а также дыхательная гимнастика. Оборудованы площадки для лапты, городков, катания на роликах и скейтбордах. Регулярно проходит масса всевозможных внеклассных мероприятий "Папа, мама, я - здоровая семья", "Будущее Губкина - здоровые дети", "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" и другие. Обо всех этих мероприятиях, анкетированиях, акциях, новшествах рассказала начальник управления образования и науки г.Губкина О.В.Башкатова.
Работа, действительно, проводится систематически, продуманы многие мелочи и детали (например, регулярный подвоз сельских школьников в районный центр для занятий физкультурой), задействованы не только учителя, но и психологи, специалисты Центра диагностики и консультирования, социальные педагоги, повара, ведь от здорового, витаминизированного питания во многом зависит успех проводимого эксперимента. Подключены преподаватели БелГУ - заведующий научно-исследовательской лабораторией факультета физической культуры Ф.И.Собянин, доктор педагогических наук, профессор В.Н.Ирхин. После всего рассказанного захотелось посмотреть, как обстоят дела непосредственно в тех общеобразовательных учебных заведениях, которые мы запланировали посмотреть.
Весёлые пузырьки
На пороге столовой нас встречают малыши, у каждого в чашке прозрачные пузырьки, которые они поедают с большим аппетитом, ловко орудуя ложкой.
- Что это у вас такое интересное? - интересуюсь у рядом стоящей девочки.
- Кислородный коктейль, - охотно отвечает моя маленькая собеседница. - Хотите попробовать? Я и вам сейчас принесу.
Пробую. Действительно, вкусно - сладенько! Да и не менее интересно (набранные в ложку пузырьки весело потрескивают, вызывая смех у детворы). Оказалось, в чашке - корень солодки для профилактики бронхо-лёгочных заболеваний.
Дальше идём в бассейн. Весело барахтаясь на кругах, создавая большущую гусеницу, малыши радостно размахивают руками, приветствуя пришедших гостей. Сегодня они отрабатывают очередное упражнение в воде.
В целом, как потом делятся с воспитателями родители, занятия в бассейне помогают детям не бояться воды - и на море с мамами и папами, и на речке в деревне у бабушек. Как правило, практически все ребята по окончанию детского сада умеют плавать.
В "Родничке" разработана система лечебно-оздоровительной работы, которая реализуется в программе "Крепыш". Все ребята получают фиточай (причём с учётом заболеваний каждого конкретного ребёнка).
Заведующая детским садом Любовь Леонидовна Муханова рассказывает, что малыши быстро запоминают и даже порой напоминают воспитателям, чтобы те случайно не забыли, какой сегодня им нужно пить чай. Разновидностей много - с шиповником, который, кстати, выращивают на территории детского сада, успокаивающий, противоаллергический или улучшающий работу органов пищеварения.
В детском саду есть и сауна, и собственная галокамера (солевая комната), где ребятишки с заболеваниями органов дыхания два раза в год проходят курс оздоровления. А ещё специально для своих маленьких подопечных воспитатели разработали "тропу здоровья" (камешки, шишки, песок), по которой летом ребятишки ходят босиком - и интересно, и полезно.
Работает в детском саду и кабинет физиотерапии, особое внимание уделяется систематической коррекционной работе. Занятия лечебной физкультурой (ЛФК) проводятся два раза в неделю малыми группами детей. Каждый месяц организуются совместные занятия с родителями - "Малые олимпийские игры", "Весёлые старты", "Богатырский ринг" и другие.
На первый взгляд может показаться, что перед нами специализированный детский сад, основной упор в работе которого сделан именно на физическую культуру. Однако нет, жизненная ситуация подтолкнула коллектив детского сада "Родничок" к тщательному подбору методов оздоровления детей.
Любовь Леонидовна стала замечать, что с каждым годом в детский сад приходит всё большее количество ребят с ослабленным здоровьем. Ситуацию проанализировали и оказалось, что в прошлом году из 17 детей восемь имели вторую группу здоровья, а в нынешнем из 20 ребят у 14 были проблемы со здоровьем. Именно эти факторы и показатели, а также желание воспитателей, чтобы детсадовцы болели как можно реже, повлияли на столь обширную оздоровительную работу.
- Теперь, зная о комплексе мер для улучшения здоровья наших воспитанников, многие родители стремятся именно по этим соображениям направить своего малыша к нам, - говорит Л.Л.Муханова.
И как результат продуманной системы - уменьшается число заболеваний, особенно в период ОРЗ, малыши легче переносят период адаптации в детском саду, практически безболезненно переживают кризис семи лет и всё тот же адаптационный период при переходе в первый класс.
Энтузиасты и фанаты
В каждой из школ, где нам удалось побывать, есть своя изюминка, помимо общего эксперимента. Так, например, Троицкая школа может похвастаться использованием на уроках физкультуры русских народных игр - "Дядя Ваня", "Гуси-лебеди" и других. Правда, идею удалось реализовать не сразу. Школьники в подобного рода игры вообще никогда не играли, они сейчас специалисты всё больше по компьютерным "стрелялкам", да и педагоги подзабыли правила игр своего детства. Однако выход нашли - обратились в областной музей народной культуры, сотрудница которого А.А.Басаргина и помогла с решением вопроса, предложила целый сборник для изучения и последующего возрождения позабытых традиций русской культуры. Ребята с удовольствием включились в этот процесс и с большой охотой проводят массу времени на открытом воздухе.
Кроме того, налажена в Троицкой школе работа и с детской поликлиникой, библиотекой и Домом культуры, так что многие запланированные мероприятия по оздоровлению учащихся выполняются сообща. Есть здесь и свой бассейн.
- Отдушина для наших сельских ребят, - как говорит про него учитель физической культуры С.Н.Лихачёв. - У нас ведь водоёма своего в селе нет.
В школе № 1 урокам физкультуры отводится большая роль, помимо спаренных уроков на базе ДЮСШ, введён четвёртый час за счёт дополнительного образования, с ребятами занимаются во второй половине дня во внеурочное время.
Для каждого класса разработана своя система упражнений - эстафеты со скакалками, мячами, различного рода подвижные игры: "Охотники и утка", "Перестрелка", "Блуждающий мяч" и т.д. В тематическое планирование учащихся 9-11-х классов включены элементы спортивных игр (баскетбол, волейбол), силовые и акробатические упражнения и многое другое.
Уроки проводятся в соревновательной форме между классами двух школ (первой и второй), между командами одного класса или параллелями.
Ежедневно на переменах проходят различного рода игры, на уроках - физкультминутки, в группах продлённого дня запланированы спортивные часы.
А в школе № 7 проходит собственный эксперимент, заключающийся в рациональном чередовании учёбы и отдыха школьников на протяжении учебного года. В 2004-2005 гг. школа перешла на новый режим работы, предусматривающий шесть учебных четвертей и пять каникул для учащихся (без учёта летних). При этом продолжительность учебного года - число каникулярных дней и продолжительность летних каникул не изменилось. Преимущество нового календаря школьных каникул стало видно по истечению небольшого промежутка времени. Под руководством профессора БелГУ В.Н.Ирхина ведётся обучение школьников основам здорового образа жизни посредством содержания предметов специального и общеобразовательного цикла, разнообразных методических здоровьесохраняющих приёмов.
По словам директора школы О.И.Павловой, у учащихся увеличилась работоспособность на протяжении всего учебного года, уменьшилась частота случаев сильного и ярко выраженного утомления, приходящаяся в основном на середину года, снизилась заболеваемость и в связи с этим увеличилась посещаемость уроков.
Работает туристический клуб "Азимут", есть комната тяжёлой атлетики, функционирует клуб восточных единоборств, хорошей традицией в школе стало проведение "Зарницы" - рядом со школой лес.
Глядя на работу педагогов Губкинского района, понимаю, что эксперимент - не просто задумка попробовать нечто новое, а скорее верная форма воплощения существующей долгие годы систематической, грамотной работы, направленной на оздоровление молодого поколения. И ещё для себя я отметила тот факт, что учителя - энтузиасты своего дела. Куда бы не приехал, краеугольным камнем становится вопрос финансирования. Здесь на это не жалуются, а просто работают, извлекая из всего пользу. Нужно осуществлять профилактику плоскостопия, не кидаются покупать новомодные тренажёры, а используют... каштаны (малозатратно - нужно лишь пошить тканевые чехлы и аккуратно уложить в несколько рядов каштаны, зато сколько пользы). Пришла пора играть в лапту? Педагоги не разводят руками, где же взять биту... Подключают педагогов трудового обучения и школьников. Так, сделанные с любовью для самих себя, появляются новенькие, пахнущие деревом биты. Вот и получается, что выход из положения можно при желании найти всегда. А выигрывают от этого дети.
- 1458 просмотров
Отправить комментарий