Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Сезон открывшихся надежд

Белгород. Лето. Жара такая, что асфальт плавится под ногами и в шумной суете улиц трудно дышать. Зато в театре кукол - прохладно, тихо и пустынно. Не звенят детские голоса в фойе и зрительном зале, дивный занавес (работы белгородской художницы Ольги Поповой) плотно закрыт, не разыгрываются спектакли, не идут репетиции, и в цехах, где рождаются герои будущих постановок, непривычный покой. Все ушли в отпуск. Все, но не куклы. Мне кажется, именно тогда, когда в театре никого нет, они начинают жить своей собственной жизнью: разговаривать друг с другом о пустяках, признаваться в любви, ссориться или повторять монологи из пьес, в которых были заняты. А может быть, вспоминать прошедший сезон, который был не просто памятным, но и по-особому знаковым. Лично я для себя "окрестила" его сезоном открывшихся надежд. И, конечно же, не ради красного словца. Ведь Белгородский государственный театр кукол будто заново родился. В прямом и переносном смысле.

Вспомним, что после долгих ожиданий он получил новое здание, вернее, обновлённое настолько, что язык не поворачивается назвать его старым. И это не журналистская гипербола, поскольку театр, не знавший многие годы и косметического ремонта, не просто замечательно отремонтировали и провели серьёзную реконструкцию (спасибо правительству области, сумевшему найти на это благое дело немалую сумму из бюджета), но и благодаря Белгородскому отделению Союза художников России принципиально изменили образную концепцию всех залов, как бы разбудив дух сказки. И сегодня здесь всё дышит красотой, уютом, гармонией и волшебными тайнами, поскольку какая же сказка без волшебства и загадок. А они окружают нас, как только мы входим в театр задолго до начала представления.

Да-да, именно задолго, потому что в театр кукол никто не прибегает за пять минут до спектакля. Это, если хотите, настоящий ритуал, к которому маленький зритель готовится с особым пристрастием. Я обожаю наблюдать за детской публикой в театре кукол. Как они ведут себя, едва переступив порог, как общаются между собой, а уж как реагируют на происходящее на сцене - это отдельная песня. И потом, никогда и нигде в будний день не встретишь столько юных принцев и принцесс, разодетых в свои лучшие костюмы. Сразу видно, что дети пришли не на мероприятие, а на праздник. И не только дети. За сорок с лишним лет выросло уже несколько поколений. И теперь бывшие девочки-мальчики, ставшие мамами-папами, дедушками-бабуш-ками, а то и прабабушками (!), приходят сюда на спектакли целями семьями, возвращаясь хоть ненадолго в мир своего детства и попадая в водоворот счастья. А согласитесь, что воспоминания детства (даже если оно не было совсем уж безоблачным) откликаются в душе далёким эхом чего-то светлого, яркого, непредсказуемого. И как прекрасно, что поход в театр кукол хоть иногда даёт нам возможность возвращения в прошлое.

Но как важно при этом, чтобы ощущение счастья и волшебства не растаяло после просмотра спектакля, который, собственно, и является "центром Вселенной" в данном случае. Белгородский же театр кукол в последнее десятилетие переживал, к сожалению, далеко не лучшие времена. Смена главных режиссёров, директоров, потеря любимых артистов, да ещё растянувшийся на несколько лет (!) капитальный ремонт - всё это как бы разбалансировало театральный творческий процесс в его высоком, а не сиюминутноремесленном смысле. Не могу забыть, как на открытии обновлённого храма Сказки в начале сезона, ликуя вместе со всеми от радости и гордости за наш город (где, по словам министра культуры РФ Александра Авдеева, он увидел лучший из вновь отремонтированных театров кукол в нашей стране, и не только нашей!), не могла подавить в себе ощущения, когда "кошки" если и не скребли на душе, то всё-таки поскрёбывали. Отчего? Да от того, что возвести волшебные стены дело, конечно, великое, но ведь их надо наполнить ещё и великим чудом искусства. Только тогда и будет достигнута полная гармония, именуемая истинным искусством. Текущий же репертуар на тот момент оставлял, мягко говоря, желать куда как лучшего. Многие спектакли явно устарели морально и физически и только что не рассыпались на глазах, а некоторые постановки изначально были сделаны и неинтересно, и неталантливо, вне какой-либо художественной эстетики и элементарного вкуса. Трудно было понять, как они вообще оказались допущенными на сцену? К тому же театр в силу разных обстоятельств оказался без главного режиссёра и главного художника. Случай беспрецедентный!

Так что было отчего тревожиться и печалиться о будущей творческой жизни в храме Искусства, подаренном с такой щедростью детям и Сказке. Но, как оказалось, тревоги и печали были напрасными. В обновлённых волшебных стенах театра появились новые действующие лица и исполнители. Назовём в первую очередь художественного руководителя Н.М.Репину, которая пригласила в Белгород замечательного режиссёра Б.П.Ходырева, а он, в свою очередь, не менее замечательного художника А.М.Степанова, приехавшего вслед за ним из небольшого уральского городка Озёрска, названия которого не найдёшь ни на одной карте, ни в одном справочнике. Он и Озёрском-то стал относительно недавно, а до этого именовался как Челябинск-65. Сколько таких закрытых, по сути, безымянных городов разбросано по России к востоку от Москвы! В Озёрске, то бишь Челябинске-65, работал некогда академик Курчатов со своей командой. И этим сказано об особенностях города и его закрытом характере если не всё, то самое главное. Недаром и Б.П.Ходырев, проживший в нём более 30 лет, имеет медаль ветерана атомной промышленности. Но, естественно, не заслугами перед "оборонкой" известен он в российском мире кукольников. После того, как его спектакль "Маленькая Баба-Яга" "прогремел" на знаменитом региональном Уральском фестивале (где собирались самые прославленные "мэтры" театров кукол) и был приглашён в Москву на сцену легендарного театра имени С.В.Образцова, Бориса Ходырева начали с удовольствием приглашать на постановки в разные города страны и ни разу об этом не пожалели. Его спектакли (с неизменной сценографией и куклами А.М.Степанова) шли в Красноярске, Нижнем Тагиле, Тамбове, Челябинске с большим успехом. Что само по себе в который раз доказывало и доказывает: когда речь заходит об искусстве, то понятие провинции и столицы не существует.

Новый художественный руководитель Белгородского театра кукол Наталья Мефодьевна Репина тоже переехала к нам не из Петербурга или Москвы, а из крошечного городка Нерюнгри, затерявшегося в снегах Якутии. Казалось бы, окраина империи, ссыльный край, а между тем театр, который она возглавляла там 12 лет, дважды был номинирован на премию "Золотая маска" - самого престижного российского театрального фестиваля-конкурса. А, кроме того, был и Гран-при на Рождественском параде в Санкт-Петербурге, творческие победы на международных фестивалях в Петрозаводске, Пскове, Хакасии, Чите...

Стоит ли удивляться, что такие мастера сцены, собравшись вместе, резко подняли репертуарную планку в Белгородском театре кукол. Впервые, например, на новогодние праздники мы увидели не какую-нибудь заигранную зимнюю сказку или интермедию-однодневку, а спектакль "Щелкунчик" по произведениям Гофмана и в сопровождении божественной музыки Петра Ильича Чайковского. Слух о неожиданном "чуде" мигом разнёсся по городу, и зрители, которые не успели насладиться "Щелкунчиком" во время зимних каникул, упросили играть его и дальше.

Ещё больший резонанс вызвал другой спектакль в постановке Б.Ходырева и А.Степанова - "Отшельник и роза" по сказке классика детской литературы Б.Заходера. Интересно, что сам писатель доверил режиссёру написать пьесу на основе этого произведения. Доверил и не ошибся. Не припомню, когда в последний раз видела такое волшебное действие на сцене театра кукол. Спектакль этот можно назвать и фантастическим, и реальным, и условным. А ещё лирическим, интимным и эпическим одновременно. И, конечно же, философским. Как гармонично слилось всё воедино! А какую фантазию проявил художник! - что ни кукла, то такой неожиданный, прекрасный образ. И у каждого персонажа свой неповторимый характер, который чувствуется даже тогда, когда куклы ещё не попали в руки актёров, не заговорили их голосами, не запылали их чувствами.

Надо ли говорить, с каким трепетом работали в этом спектакле сами артисты. Нет, не работали - жили! За что, опять же, низкий поклон режиссёру, сумевшему так тонко и педагогически мудро раскрыть талант исполнителей. Прежде всего молодых. Ещё в начале сезона я бы ни за что не поверила, что Дмитрий Борзенко, только-только пришедший со студенческой скамьи, сумеет так поразить и порадовать нас. И не только он. В "Щелкунчике", например, я была безмерно счастлива за Ирину Соловьёву, а в "Отшельнике и розе" - за Оксану Кузину. Даст Бог, все они (так же, как и другие молодые) ещё удивят нас, и не раз.

Однако театр жив преемственностью актёрских поколений. И невозможно представить себе белгородскую сцену без "старшей гвардии": заслуженных артистов России Татьяны Семейкиной, Татьяны Литвиновой, Данголи Карповой, Вячеслава Семейкина, артисток Ольги Авиловой, Ирины Веретновой... Простите, если кого-то забыла назвать. Главное, что зрители не забывают никого из своих любимцев. И с удовольствием приходят на моноспектакли "Сказки нянюшки Арины" и "Гуси-лебеди" в исполнении Т.Семейкиной и Т.Литвиновой. Обе эти постановки тоже стали достоянием прошедшего сезона. Так же как и восстановленный "Гадкий утёнок" ("Дикий") Андерсена-Синакевича в постановке И.Лебедевой из Ярославля, отдавшей в своё время 16 лет жизни Белгородскому театру кукол на посту главного режиссёра. С каким теплом вспоминают зрители её спектакли: "Ваня Датский", "Журавлиные перья", "Соловей и император", "Майская ночь"... Как хочется верить, что хоть какие-то из них вернутся на белгородскую сцену, как вернулся "Дикий" к всеобщей радости публики.

А вот ещё одна премьера прошедшего сезона - "Цирк Шардам" по пьесе Д.Хармса в постановке режиссёра из Минска Г.Карбовничей - вызвала немало споров. Дело в том, что спектакль этот задумывал изначально Николай Одинцов (безвременно ушедший из жизни год назад), и, наверное, он был бы совсем другим. Но сам факт, что театр не "списал" эту работу, почтив тем самым память бывшего главного режиссёра, дорогого стоит. Так же как и само обращение к драматургии Д.Хармса - автора по природе своей очень непростого и в чём-то парадоксального. Что же до споров, то редкий театр обходится без них. Сколько зрителей, столько мнений. Так было во все времена и так будет.

А если говорить о прошедшем сезоне, то больше всего радует, что в театре началась по-настоящему интересная, творческая жизнь. И зритель это почувствовал и принял. Ведь раньше вопроса "Нет ли лишнего билетика?" просто не возникало. Сейчас он звучит чуть ли не перед каждым премьерным спектаклем, и многие родители стараются позаботиться об этом заранее. Мне рассказывали, что один папа закупил билеты сразу на несколько суббот вперёд для всей семьи, аж... на две тысячи рублей! Когда б такое было? А то ли будет впереди! Но о планах на будущий театральный сезон мы поговорим чуть позже. Поверьте, и маленьких, и взрослых зрителей ждёт немало волшебных встреч в белгородском храме Сказки.

 

Ольга ИСТОМИНА

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина