Часто ли дети жалуются на головную боль?
Наверно, всем родителям приходилось слышать подобные жалобы. Головная боль может быть следствием какого-то заболевания, и тогда необходимо обращаться к врачу, но чаще всего она появляется в результате переутомления.
Повторяющаяся головная боль, раздражительность, капризность, частые слёзы, длительное засыпание и затруднённое пробуждение - неопровержимые признаки умственного переутомления.
Силы человеческого организма в течение дня меняются. Это связано и с естественным ритмом, и с характером деятельности. Кроме того, у детского организма есть ещё и свои особенности: он более хрупок, более раним, быстрее устаёт. Поэтому любая деятельность не должна быть слишком продолжительной.
Обычно для здорового ребёнка, пребывающего в хорошем настроении, достаточно пяти-десятиминутной перемены между уроками, чтобы почувствовать себя отдохнувшим. Иное дело, если ребёнок переживает неудачную отметку, полученную на предыдущем уроке, или волнуется по поводу недоученного задания и пытается на перемене что-то срочно прочитать в учебнике. Такие дети, естественно, полностью не отдыхают. Для них четыре урока в школе будут более утомительны, чем для остальных ребят. Если во второй половине дня, дома, у школьника не будет хорошего полноценного отдыха, то утомление этого дня перейдёт на следующий и сложится с утомлением завтрашнего дня. Такое суммирующееся утомление - это уже переутомление.
Помимо общей слабости, в состоянии утомления очень затруднена умственная деятельность. Подготовка к урокам занимает больше времени, задания выполняются с ошибками, тексты, стихи плохо запоминаются. Поэтому так необходим отдых после занятий в школе. Отдохнувшие дети более эффективно выполняют домашнее задание. Вместе с тем важно, в какие часы дня садится за уроки школьник. Самые продуктивные часы для выполнения домашнего задания - с 16 до 17, и наименее удачное время - вечернее.
Особенно неподходящим для выполнения домашней работы можно назвать вечернее время для учеников первых классов. «Плохая» память, неустойчивое внимание, длительное сидение над задачей - всё вполне объяснимо. В это время ребёнку надо не уроки учить, а отдыхать, заниматься любимым делом, готовиться ко сну. Часто выполнение домашнего задания затягивается на час, а то и на два. Прежде всего потому, что не сформированы навыки самостоятельной работы, а родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать всё в один присест, не давая отвлечься, расслабиться, не учитывая, что максимальная продолжительность работы у младших школьников примерно 30 минут. Пятнадцатиминутные паузы совершенно необходимы для сохранения работоспособности. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных, затем переходить к наиболее сложному.
Особенно важен для ребёнка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 10 часов в сутки. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные гигиенические правила: перед сном не играть в шумные и азартные игры, не заниматься спортом, не смотреть фильмы - ужасы, не устраивать ребёнку перед сном взбучку и т.д. И обязательно соблюдать режим двигательной активности, которая, как ни странно, очень помогает.
Но главным лекарством от переутомления ребёнка является отдых. Отдых полный, продолжительный, чтобы получить настоящее восстановление сил.
- 1092 просмотра
Отправить комментарий