Государственная политика в области охраны здоровья детей в России имеет глубокие исторические корни. Так, в середине XVIII века М.В.Ломоносов в трактате "О сохранении и размножении Российского народа" определил основные пути по охране здоровья детей, а стараниями императрицы Екатерины II был реализован грандиозный проект по основанию Императорского воспитательного дома в Москве и Санкт-Петербурге, который, претерпев ряд реорганизаций, функционирует и ныне, не имея аналогов в мире. Конечно же, образцом успешной государственной политики в области охраны здоровья детей явилось создание в Советской России педиатрической службы, которая доказала свою высокую эффективность и стала примером для создания аналогичных служб во многих странах.
16 февраля 2009 года в Москве организован настоящий национальный форум "Здоровье детей как основа здоровья нации". Форум проведён партией "Единая Россия" и Союзом педиатров России. Это, прежде всего, попытка осмыслить, какой по содержанию, целям и задачам должна быть государственная политика в области охраны здоровья детей в современной России, чтобы, с одной стороны, она была адекватной реалиям сегодняшнего дня, а с другой - отвечала замыслам и целям стратегии "2020", предложенной лидером партии "Единая Россия" В.В.Путиным.
Почему для РФ весьма актуализировался вопрос о проведении активной государственной политики в области охраны здоровья детей, сохранения и развития педиатрической службы здравоохранения?
Отвечая на этот вопрос, организаторы форума выделяют три чрезвычайно важных обстоятельства. Во-первых, в условиях сформировавшегося устойчивого демографического кризиса, депопуляции населения приоритетной задачей стало сохранение жизни и здоровья каждого без исключения ребёнка. Во-вторых, в стране уже не происходит ухудшение основных показателей состояния здоровья детского населения, а отмечается их стагнация. В-третьих, принятие в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребёнка положило начало формированию нового, более высокого уровня ответственности государства и общества за осуществление права детей на жизнь, здоровье и развитие в благоприятных условиях, в том числе медицинского обеспечения в рамках "единого педиатра". Россия присоединилась к этой Хартии прав ребёнка и, следовательно, обязалась законодательно закрепить гарантии на охрану здоровья детей. Наконец, следует учитывать и форс-мажорные обстоятельства, разразившийся экономический кризис, коснувшийся и России.
Здоровье является одним из основополагающих прав человека. Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве. Сформирован своеобразный замкнутый круг: больной ребёнок - больной подросток - больные родители - больной ребёнок. В последние годы по-прежнему вызывает тревогу ситуация с состоянием здоровья детей, и она обозначается так: её ухудшение со стагнацией основных показателей. Тем не менее, нельзя не отметить две положительные тенденции: рост рождаемости и снижение младенческой смертности. Только в рамках семейного врача невозможно решить медицинские проблемы детского возраста.
Общественность России приветствует появление национального проекта "Здоровье". Никогда прежде руководство страны не приступало так радикально к помощи здравоохранению: это и повышение заработной платы, строительство центров высоких технологий, закупка медицинской техники, вакцинопрофилактика, подготовка кадров и др.
В национальный проект "Здоровье" логично вписывается новая идеология планирования целей и задач детского здравоохранения, сформированная на рубеже 1970-х гг. в европейских странах. Идеология (концепция) предотвратимости летальных исходов от заболеваний и травм - это перечень состояний, от которых дети не должны умирать при современном развитии системы охраны здоровья. Европейская классификация предотвратимых причин смерти основана на разных уровнях профилактики, а применительно к педиатрии РФ - это стройная система организации медицинской помощи детям. Первая группа причин, которые могут быть предупреждены первичной профилактикой, т.е. воздействием на риски возникновения заболевания, включает причины, во многом определяемые стилем и условиями жизни населения. Ко второй группе относятся причины, за которые ответственна вторичная профилактика, т.е. своевременное выявление и ранняя диагностика в системе педиатрической службы. К третьей группе относятся причины, определяющие качество лечения и доступность медицинской помощи в рамках педиатрического обслуживания детского населения.
В России сформировался так называемый современный тип здоровья, в котором акценты перенесены с длительности жизни (понятия, с которым традиционно идентифицировалось определение здоровья) на продолжительность здоровой жизни, т.е. жизни в отсутствии болезни и инвалидности. Сокращение предотвратимых потерь здоровья, в том числе инвалидности, является приоритетной проблемой в социальной педиатрии, т.е. участковой педиатрической службе.
Большинство стран Европы в целях снижения затрат на здравоохранение идут по пути укрупнения больниц, где специалисты оказывают одновременно экстренную и высокотехнологичную медицинскую помощь и обслуживают значительное количество населения. Внедряются только те технологии, которые доказали свою клиническую эффективность. Тенденция к субспециализации стационарной помощи способствует уменьшению числа и укреплению больниц, а следовательно, снижению затрат на здравоохранение.
С учётом опыта других регионов и в целях рационального использования бюджетных средств педиатрическая служба Белгородской области развивается путём концентрации дорогостоящего оборудования и высокоспециализированных служб в пределах детской областной больницы.
В июле 2009 года в Москве состоялся Четвёртый Европейский конгресс педиатров. Его девизом являлась фраза - "Восток и Запад, Север и Юг: сбалансированное детское здравоохранение". В работе форума приняли участие 1525 иностранных делегатов из 80 стран мира. Европейский конгресс педиатров стал самым масштабным международным научным форумом специалистов, работающих в сфере детского здравоохранения. На конгрессе обсуждались самые актуальные проблемы, существующие в европейской и российской педиатрии: от вопросов состояния здоровья детей и факторов, его формирующих, до демографических и экономических аспектов, влияющих на качество оказания медицинской помощи детям.
Почему именно Москве доверено провести этот форум? В России система педиатрического образования и медицинской помощи детям существенно отличается от западной. У нас первичная медико-санитарная помощь детскому населению осуществляется педиатром, в западных странах - врачом общей практики. А врачи общей практики, как выяснилось в результате исследований, в два раза чаще делают ошибки при диагностике заболеваний у детей. Педиатрическое образование и первичный контакт ребёнка с педиатром - это большая заслуга именно российской системы, внёсшей серьёзный вклад в мировую педиатрическую науку и практику. Выводы конгресса - идеология амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в России намного лучше, эффективнее, чем в западных странах. Другое дело - стационарная помощь...
Говоря о достижениях российского здравоохранения, президент России подчеркнул, что эти показатели нужно закрепить и сделать это можно, только инвестируя дополнительные средства в здравоохранение.
Постановлением правительства области от 29.09.2006 года № 210-пп принята "Концепция развития детской областной больницы до 2010 года". Реализация концепции развития государственным учреждением здравоохранения "Детская областная больница", её высокотехнологичной медицинской помощи детям области основана на следующих принципах:
- социальная справедливость и общедоступность специализированной медицинской помощи детям;
- экономическая эффективность деятельности детской областной больницы;
- расширение и внедрение новых форм и видов специализированной помощи детям. В результате рациональной организации структуры оказания медицинской помощи детскому населению здравоохранение будет адекватно реагировать на потребность населения: обеспечение достижения современных стандартов по оказанию медицинской помощи, приемлемые сроки ожидания плановой помощи и справедливое распределение средств.
Из доклада РАН "К программе социально-экономического развития России 2008-2016 гг." следует, что Россия по основным показателям занимает 127-е место, а по интегральной оценке системы здравоохранения - 130-е место, существенно уступая большинству восточноевропейских и некоторым латиноамериканским странам со сходным уровнем экономического развития.
По состоянию педиатрической службы судят о социальном, экономическом и санитарном благополучии общества, о его ответственности за будущее державы. Для достижения этих целей необходимо обеспечение приоритетного финансирования государственных мер по охране здоровья детей, совершенствование государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи детскому населению.
- 1421 просмотр
Отправить комментарий