Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Один из этапов трудного пути

С каждым годом редеют ряды участников Великой Отечественной войны - творцов Великой Победы советского народа над фашистской Германией. И с каждым годом всё дороже становится нам каждое слово рассказов фронтовиков о трудном пути к Победе.

Предлагаем вниманию читателей фрагменты воспоминаний ветерана войны и давнишнего друга "Белгородских известий" Н.А.Георги, присланные им в редакцию в конце июня с.г.

После тяжёлых боёв в Мозырско-Калинковичской операции наш 79-й гвардейский штурмовой авиаполк, уже удостоенный почётного наименования "Мозырский", остаток зимы и весну 1944 года базировался на полевом аэродроме у села Пересвятое Речицкого района Гомельской области. Отсюда группы "Илов" вылетали на штурм позиций гитлеровцев в их армейском и фронтовом тылу, на поддержку наших наземных войск, на разведку и подавление огневых точек на переднем крае обороны фашистов. В феврале 1944 года штурмовики-мозырцы отличились в боях за освобождение города Рогачёва.

Среди боевых потерь февраля особой болью в сердцах однополчан отозвалась гибель командира звена - гвардии лейтенанта Трофимова. Его самолёт, возвращавшийся с задания и, по свидетельству очевидцев, не горевший и с бесперебойно работавшим мотором, уже над освобождённой территорией из горизонтального полёта неожиданно свалился в крутое пике, врезался в землю, взорвался... По-видимому, машину вёл уже смертельно раненный пилот...

В обстановке как бы застывшего или затаившегося к весне фронта под погромыхивание вялой артиллерийской перестрелки мы с нетерпением ждали со дня на день сигнала к широкомасштабному наступлению на врага. Перед его началом нам в торжественной обстановке зачитали обращение правительства Белоруссии с призывом к скорейшему изгнанию оккупантов и ответ лётного состава 16-й воздушной армии: "... сотни километров прошли мы с жестокими и кровопролитными боями, пока вступили на твою священную землю. Но мы всегда думали о тебе, Беларусь! Эта мысль всегда вдохновляла нас в бою и укрепляла нашу волю к победе.

Мы видели и слышали тебя сквозь густые сталинградские метели, сквозь дым и развалины Курска, Ливен, сквозь руины и пожарища Чернигова... мы клянёмся тебе, родная Беларусь, что не уцелеет броня фашистских "тигров" и "фердинандов" от огня наших пушек и взрывов бомб. Они будут гореть ещё чаще...".

Долгожданное наступление началось 23 июня 1944 года. В первом его порыве полк, действовавший в районе Паричей, потерял три экипажа. Самолёт одного из них, гвардии лейтенанта Арбузова, уже после войны, в 70-х годах нашли и откопали в отложениях ила одного из осушенных болот на Гомельщине местные крестьяне и юные следопыты. Останки лётчика и воздушного стрелка захоронены с воинскими почестями в белорусской земле.

С первых дней операции "Багратион" наши штурмовики активно действовали группами (чаще всего восьмёрками или шестёрками) во главе с командирами эскадрилий - Героем Советского Союза гвардии капитаном Хохлачёвым, Героем Советского Союза гвардии старшим лейтенантом Немтиновым и гвардии старшим лейтенантом Скачковым.

Часто водили группы штурмовиков на боевые задания штурман полка, будущий Герой Советского Союза гвардии майор Борщёв и начальник воздушно-стрелковой службы полка гвардии капитан М.Давыдов.

Штурмовиков встречало ожесточённое противодействие наземных средств противовоздушной обороны фашистов. Самолёты возвращались с боевого задания с множественными пробоинами от осколков зенитных снарядов. Лётчикам, прикрывавшим наших пехотинцев и танкистов, приходилось действовать в сложных метеоусловиях, даже при высоте облачности, едва превышавшей 100 метров, выполнять до 4 боевых вылетов в день. Несмотря на трудности обстановки и неизбежные безвозвратные потери, наступление с участием штурмовой авиации развивалось в стремительном темпе. Вслед за линией фронта быстро перемещались на запад и полевые аэродромы штурмовиков, располагаясь всего в 10-12 километрах от переднего края. Нередко пребывание полка на одном месте не превышало 2-3 дней.

Иногда из близкого к дороге леса по нашим машинам раздавались винтовочные выстрелы, неприятно посвистывали пули... В связи с подобным наземным перемещением остался в памяти необычный эпизод...

Пыльное шоссе в направлении лежащего в руинах Слуцка. Далеко впереди на пути нашей полуторки маячит человеческая фигура. По мере приближения к ней яснее вырисовывается "голосующий" пешеход. Но это не белорусский крестьянин и не советский солдат, а немецкий офицер - обер-лейтенант в форме, только без фуражки и без оружия. Просит подвезти для оформления сдачи в плен, так как пленившие немца советские солдаты приказали ему двигаться до пункта сбора пленных самостоятельно. Не отказали, подвезли необычного попутчика. Даже угостили куском чёрного хлеба с салом...

В обстановке разгрома группы немецких армий "Центр" и деморализации её контингентов в Белоруссии случались и другие необычные происшествия. Как-то восьмёрка штурмовиков во главе с гвардии майором Борщёвым явно запаздывала с возвращением с боевого вылета. Оперативный отдел штаба, инженерная служба, а потом и командир полка гвардии майор Неделько были взволнованы. Невозвращения с боевого задания всего состава группы ещё никогда не случалось. С тревогой смотрели на циферблаты часов и штабные работники, и механики ушедших на задание самолётов. Максимальное время полного израсходования горючего в бензобаках восьмёрки "Илов" Борщёва быстро приближалось к концу и, наконец, истекло... Но ни одна из машин злополучной группы не показалась на темнеющем горизонте. Только на следующий день, когда "пропавшая" восьмёрка в полном составе возвратилась на свой аэродром, ситуация прояснилась... Быстрое продвижение советских наземных войск отбросило немцев далеко на запад. Поиски заданной цели, а затем и штурмовая обработка её в новой местности в условиях изменившегося расположения наших и немецких войск потребовали дополнительного времени и, естественно, дополнительного расхода бензина. Для возвращения на свой аэродром горючего в бензобаках "Илов" уже не хватало. И ведущий посадил свою восьмёрку штурмовиков на территории, недавно освобождённой, но, как оказалось, не очищенной полностью от разгромленного противника. Вскоре Борщёв убедился в последнем, когда к его машине подошла группа немецких офицеров. Представившись, они обратились с просьбой... "принять" их в плен...

В ходе операции "Багратион" полк понёс большие потери - преимущественно от зенитной артиллерии противника. Экипажи сбитых немецкими зенитками "Илов", как правило, погибали. Но были и редкие исключения. Совершенно невероятное случилось с лётчиком лейтенантом Фадеевым. В разгар операции "Багратион" на "Ил-2", подбитом немецкими зенитками и уже еле державшемся в воздухе, Фадеев пошёл на вынужденную посадку, но дотянуть до своей территории не смог. Едва пришёл в себя от удара "Ила" о землю, как на крыле разбитого самолёта в угрожающей позе стоял немецкий автоматчик. Фадеева мгновенно обезоружили и взяли в плен.

Рослого, богатырского сложения лётчика допрашивал хилый, но самоуверенный немецкий офицер. Он надеялся завербовать сбитого советского лётчика во власовскую РОА, поэтому допрашивал без обычной охраны. Фадеев прикинулся простаком, не отказался отвечать на вопросы, представился только что прибывшим на фронт, наигранной податливостью притупил бдительность немца. Улучив момент, придавил врага опрокинутым столом, придушил, бежал из плена. На следующий день Фадеев был в своём полку, а после кратковременной спецпроверки в Москве снова летал на боевые задания.

На втором этапе освобождения Белоруссии, с участием уже всех трёх Белорусских фронтов, начавшемся пятого июля 1944 года, наш полк активно действовал в составе 2-й гвардейской Черниговско-Речицкой штурмовой авиадивизии. О результатах работы штурмовиков "Комсомольская правда" (05.07.44 г.) писала: "Дороги от Днепра до Березины носят следы ударов по врагу с воздуха. Везде валяются сожжённые и разбитые немецкие автомашины, танки, бронетранспортёры. Там, где действовали наши штурмовики, остаются сотни немецких трупов по обочинам дороги и в кустах. Удары с воздуха наносятся непрерывно и стремительно".

7 июля были освобождены города Столин, Слоним и Лунинец, а 8 июля - Барановичи.

После освобождения Барановичей передвижение на запад наших сухопутных войск и поддерживающей их штурмовой авиации ещё более ускорилось. Мы двигались на запад буквально по горячим следам боёв. Когда передовая команда наземного эшелона полка проезжала через освобождённые Барановичи, там ещё горели разрушенные и подожжённые при штурме дома...

20 июля 1944 года части наземных войск Советской Армии при поддержке наших штурмовиков нанесли по оккупантам мощный удар из района города Ковель, форсировали Западный Буг, вступили на территорию Польши, 24 июля с ходу овладели городом Люблин и вышли к правому берегу Вислы.

Начиналась битва за Варшаву, в которой гвардейцы-мозырцы приняли самое активное участие. После нескольких дней боевой работы с польского полевого аэродрома у города Бяла Подляска полк перебазировался 1 августа 1944 года на полевой аэродром у польского фольварка Лясомин. С этого полевого аэродрома полк успешно действовал до конца 1944 года. Здесь мне довелось встретить новый, 1945 год - на посту у готовых к новому перебазированию штурмовиков.

 

Н.ГЕОРГИ,
заместитель
председателя совета
ветеранов 79-го гвардейского
Мозырского Краснознамённого
орденов Суворова
и Александра Невского штурмового авиационного полка 16-й воздушной армии,
г.Грайворон

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина