Каждый театральный сезон хоть чем-то да интересен и незабываем по-своему. А для белгородских кукольников нынешний театральный год ещё и начался довольно необычно. Впервые они встречали его не на родной сцене, а в столице Татарстана, куда были приглашены на обменные гастроли. То есть театр (один из старейших в стране) приехал к нам с замечательным музыкальным спектаклем «Али-Баба и сорок разбойников», а наши артисты отправились на берега Волги-матушки «брать» Казань. И «взяли»! Сказка известного детского писателя Бориса Заходера «Отшельник и роза» в постановке режиссёра Бориса Ходырева и художника Андрея Степанова прошла там, что называется, «на ура!». Белгородцы просто купались в зрительской любви. От комплиментов не удержалась даже министр культуры Республики Татарстан и выразила надежду снова увидеть Белгородский театр кукол в Казани, теперь уже на Международном фестивале, который состоится в следующем году.
Приглашение сколь лестное, столь и ответственное. Далеко не каждый театр удостаивается такой чести и значит, надо не уронить «творческую планку», которую подняли так высоко на этих гастролях. С каким спектаклем поедут белгородцы в очередной раз «покорять» Казань, говорить пока рано, ведь театральная жизнь - дело живое, непредсказуемое. Всё течёт - всё изменяется и ничего нельзя гарантировать окончательно. Главное, что театр начал выходить из творческой депрессии, которую переживал (по объективным и субъективным причинам) чуть ли не целое десятилетие. Мы уже рассказывали, как интересно прошёл предыдущий сезон, а нынешний обещает ещё больше радостных открытий и неожиданных встреч.
Художественный руководитель театра Н.М.Репина вполне успешно ведёт переговоры со многими известными деятелями российской культуры. Не будем открывать все тайны, скажем лишь, что уже дал согласие на постановку своего мюзикла «Принц и нищий» (по сказке М.Твена) народный артист России Александр Журбин. Этот композитор не нуждается в особом представлении, поскольку его песни знает вся страна. И не только песни. Достаточно вспомнить, что он автор первой рок-оперы в СССР «Орфей и Эвридика», балета «Женитьба» (по пьесе Н.В.Гоголя), музыки ко многим кинофильмам, последний из которых - «Московская сага» (по роману В.Аксёнова) - имел невероятный успех у телезрителей. Его оперы и мюзиклы были поставлены в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Петрозаводске… и даже на Бродвее в Нью-Йорке. А чем, спрашивается, Белгород хуже? Даст Бог, всё получится. Как получится, наконец, и спектакль для взрослых. Главный режиссёр театра Б.П.Ходырев решил «замахнуться» нет, не «на Вильяма нашего Шекспира», но на «Дон Жуана» Мольера! Такой драматургии в истории Белгородского театра кукол ещё не было.
Однако и юный зритель не останется без внимания. В новогодние праздники он сможет увидеть очень необычную сказку «Маленькая Баба-Яга», а в майские дни - «Петрушку на войне». Эту работу белгородские кукольники посвящают 65-летию Великой Победы. Будут и другие премьерные работы. Одна из них - «Огниво» Г.Х.Андерсена - уже состоялась.
Именно этой волшебной историей великого сказочника открыл театр свой новый 44-й сезон. Поздравить артистов и зрителей (это ведь наш общий праздник) пришли начальник областного управления культуры С.И.Курганский, председатель обкома профсоюзов работников культуры Т.Н.Шаталова, председатель Белгородского отделения Союза художников России С.Ф.Дымов и ответственный секретарь областной организации Союза театральных деятелей Р.С.Ефимова. По традиции, в этот день мы узнали имена лауреатов ежегодной премии имени М.С.Щепкина. Ими стали молодые актёры Оксана Кузина и Павел Роднин. А ещё узнали, что в «полку» белгородских кукольников прибыло как никогда. Из Якутии в наш театр переехали Николай Щебеньков и Светлана Шепель, из уральского города Озёрск - заслуженная артистка России Ольга Кардаш, а из Белгородского института культуры и искусств пришёл Александр Деряев. Можно представить, как волновался Саша, ведь это его первый выход на сцену театра кукол. Когда-то так же вышла в общем поклоне никому неизвестная юная Оля Авилова. Кажется, совсем недавно, будто вчера. А между тем тридцать пять лет пролетело. Тридцать пять лет на одной сцене! Замечательно, что об этом событии не забыли не только коллеги Ольги Николаевны, но и многочисленные поклонники, которые пришли на её бенефис с роскошными букетами роз. Особые слова благодарности прозвучали и в адрес педагога театра Галины Степановны Кисловой, чей общий трудовой стаж составляет… пятьдесят лет. Вот уж, воистину, не стареют душой ветераны и, как прежде, они в строю.
Но ветеранские звания можно было бы присвоить и многим зрителям, которые выросли в этом театре, потом стали приводить сюда своих детей, внуков, стараясь не пропустить ни одного спектакля. Тем более, открытия сезона. А уж в этом году желающих оказалось столько, что руководитель театра Н.М.Репина приняла решение дать не одно представление, а… четыре! Три - на большой сцене и моноспектакль «Гуси-лебеди» в исполнении Татьяны Литвиновой - на малой.
Кстати, сама Татьяна (в образе своей героини - доброй, озорной Рассказчицы) первой встречала зрителей, как только те переступали порог театра:
- Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим в наше сказочное царство-государство…
И «дорогие гости», с удовольствием принимая правила игры, вступали в это волшебное царство, где запросто можно было пообщаться с папой Карло (артист Борис Егоров), посидеть у него в «каморке», сфотографироваться на память. А, поднявшись по лестнице в большое фойе, попасть на «ярмарочное» представление, разыгранное Петрушкой, Чипполино и другими сказочными персонажами, принять участие в конкурсах и викторинах или, заглянув в музей, перенестись в зазеркалье праздника. Туда, где живут куклы из старых спектаклей, узнать, как они рождались, побывать за кулисами импровизированного передвижного театрика или в актёрской гримуборной…
Казалось, не осталось уголка, где бы не витал дух сказки. Такого открытия сезона в Белгородском театре кукол я, пожалуй, и не припомню. Однако всё это было яркой, весёлой, искромётной, но тем не менее - прелюдией к главному событию дня - премьере.
Что это такое? Любой, хоть сколько-нибудь грамотный человек ответит, не задумываясь: «Премьера - это первое представление нового спектакля. Начало его сценической «биографии». Всё так и не совсем так. Ведь это только для нас, зрителей, премьера - начало. А для театра премьера - окончание, завершение огромной, напряжённой работы многих людей, долгих раздумий, поисков и споров. Недаром говорят, спектакль рождается. Рождается в творческих муках. И никто не может предсказать, какая судьба ему выпадет. Даже обращение к самой высокой драматургии не гарантирует высокого восторга публики.
А в театре кукол не спасают от провала и старые добрые сказки. Например, в нашем театре в разные годы дважды ставили «Золушку» (куда уж, кажется, беспроигрышный вариант), и дважды спектакли не имели особого успеха ни у зрителей, ни у критиков. Последний вариант и вовсе подвергся «разгрому» во время фестивального обсуждения. Не спасла и гениальная музыка Сергея Прокофьева, поскольку она была сама по себе, а замыслы режиссёра и художника существовали даже отдельно друг от друга. Один пытался говорить о высоком, другой облекал все персонажи в уродливо-карикатурные образы. Не самая счастливая судьба складывалась и у спектаклей, поставленных по мотивам сказок Ганса Христина Андерсена. Безусловное исключение составляет лишь «Гадкий утёнок» («Дикий») в постановке Ирины Лебедевой. Его по праву можно назвать спектаклем-долгожителем и одним из лучших в истории Белгородского театра кукол.
Будем надеяться, что и «Огниво» найдёт своего зрителя на долгие годы. Лично я его (несмотря на некоторые претензии к автору инсценировки) уже полюбила. Постановщик спектакля Борис Ходырев сумел найти неожиданное режиссёрское решение, где тонкая ирония и сочный юмор не разрушают музыкально-поэтического замысла, где сугубо реальное, земное органично сосуществует с волшебным, а пластический рисунок не менее метафоричен, чем слова, где нет места готовым схемам, но есть место для полёта фантазии… И всё это в тесном единомыслии с художником Андреем Степановым, который в очередной раз удивил и поразил своей работой. Что ни кукла, то - живой характер! С такими марионетками можно работать и в пантомиме, когда без слов понятно, кто есть кто. И, конечно, порадовали актёры. Таких острохарактерных, заразительно смешных на сцене Ольги Авиловой и Светланы Левицкой я ещё не видела. Не разочаровало и первое знакомство с Николаем Щебеньковым. Если учесть, что он ввёлся в спектакль за три дня (!) до премьеры, то нашему театру, несомненно, повезло, у нас появился ещё один талантливый артист с редким сценическим обаянием.
Хотелось бы ещё много сказать и о других исполнителях, и о самом спектакле, но оставляю это для отдельной рецензии, поскольку боюсь утонуть в потоке эмоций. Первые впечатления лучше немного остудить и посмотреть «Огниво» хотя бы ещё раз. А пока советую всем, кто его не видел, найти время и обязательно пойти с ребёнком в театр. Уверяю, будет интересно.
- 1616 просмотров
Отправить комментарий