С 1 по 4 августа в столице проходил семинар-совещание пресс-служб органов управления образования субъектов федерации, посвящённый общественному продвижению приоритетного национального проекта "Образование". Одним из наиболее значимых мероприятий семинара стала встреча с министром образования РФ Андреем Фурсенко, прошедшая в редакции главного печатного педагогического органа страны - "Учительской газеты". Некоторые фрагменты его интервью мы публикуем сегодня.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
О бюджете образования<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Важно, что сейчас формируется бюджет на следующие годы, бюджет образования, как и обещано, увеличивается, в том числе в рамках национального проекта "Образование". В 2006 году было 24 миллиарда с учётом добавки на классное руководство. На будущий, 2007 год будет немногим менее 58 миллиардов.
О законодательстве и психологии
В активе проекта - продвижение вперёд с точки зрения нормативной базы и организационных мер. В частности, вскоре будет внесён законопроект по Единому государственному экзамену. Достигнута согласованная позиция с союзом ректоров. Система образования и общественность сегодня находятся в состоянии психологической готовности к изменениям.
О нехватке дошкольных образовательных учреждений
Есть инициативы, связанные с поддержкой родителей, которые отправляют детей в детсады. Часть затрат в рамках демографической программы берёт на себя государство.
Сейчас депутатами Государственной думы вносится законопроект об упорядочении нормативной базы по дошкольному и дополнительному образованию, чтобы эти вопросы могли решать регионы. Это касается и оплаты труда в сфере образования.
Есть опыт ряда регионов по организации дошкольного образования, которое не обязательно связано с содержанием детей в детсадах. Существует возможность на конкурсной основе обеспечивать услуги по дошкольному образованию, по подготовке детей к школам не только в детсадах. И очень важно этот опыт продвигать. Проблема дошкольного образования распадается на две части. С одной стороны - традиционная для нашей страны поддержка детских садов. С другой - подготовка ребят в кружках, в предшколе. Не создание нулевых классов, речь не об этом, а создание каких-то форм, при которых ребят могли бы готовить к школьной жизни.
Надо бы потихонечку строить детсады. Вообще детские сады - это прерогатива регионов и муниципалитетов. Что мы рекомендуем? По селу одно из направлений - создание образовательно-культурных центров, в которых школа и детсады могли объединяться. Данные по средней наполняемости школ и классов в сельской местности - мрачноватые. Я думаю, что сохранение сельской школы в значительной степени связано с тем, что мы создаём возможности для воспитания в ней дошкольников.
О начальном и среднем профессиональном образовании
Скорее всего, на следующий год в приоритетном национальном проекте "Образование" появится тема НПО и СПО. Начальное профессиональное и среднее профессиональное образование - необходимая сфера. Наши предложения, которые поддержаны Минфином, заключаются в том, что мы должны найти деньги на создание в течение ближайших трёх лет нескольких ресурсных центров - хотя бы по два-три на регион. Создание центров в сфере НПО и СПО - которые были бы хорошо оборудованы, которые могли бы являться примером для аналогичных центров в регионе и за пределами. По нашим оценкам, объём средств, необходимых чтобы центр был образцом, - 30-40 миллионов на один центр. Если бы нам удалось за три года обеспечить создание, ну, скажем, хотя бы двухсот центров по России, я думаю - это было бы очень существенное приближение.
О конкурсе регионов
Идея проектов заключается в том, чтобы дать регионам, готовым взять на себя ответственность, обязательство существенным образом реструктурировать сферу образования. Это касается и перехода на нормативно-подушевое финансирование по всей вертикали - от региона до школы. Это касается перехода на новую систему оплаты труда. Это касается резкого усиления влияния общественности на школьный процесс. Это касается более жёсткого подхода к проверке качества системы образования. Целый набор требований, достаточно серьёзный. Так вот, таким регионам надо оказать финансовую поддержку, чтобы они могли реализовать свои предложения.
Мы договорились о том, что будет объявлен конкурс, по его итогам в 2007 году будут выявлены первые регионы-победители. Деньги будут выделяться в зависимости от качества предложений, от бюджетной обеспеченности региона, от соотношения городских и сельских школьников, то есть от структуры системы образования. Деньги будут небольшие. Гранты будут выделяться на три года, общая сумма гранта не будет превышать десяти процентов от годового консолидированного бюджета этого региона на образование.
О типовом перечне образовательных учреждений
Мы планируем упорядочить перечень типов образовательных учреждений. Его так наворочали, что начиная с 90-х годов названия школ даже представить себе невозможно. Была полная свобода, и никто не считал, что это хоть на что-то влияет. В результате, как только центры, организации не назывались. А когда возникла необходимость нормативного документа, оказалось, что кто-то туда не попадает. Кто-то надбавок за классное руководство не получил.
Вместе с Минсельхозом мы обсуждаем, что для села надо вводить новый тип образовательно-культурного центра. Мы понимаем, что создание такого типа центров - дело регионов, наша задача - ввести это в типологию.
Об аттестации учителей
Система аттестации требует серьёзных изменений, без этого невозможен переход на новую систему оплаты труда. Там есть принципиальные требования к квалификации.
Критерии, по которым отбирались лучшие учителя, показали, что они работают. Мы теперь должны эти критерии учитывать и в аттестационных процедурах.
О ресурсах и классном руководстве
Мы не оставили начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование в стороне - в прошлом году просто не хватало ресурсов. Что касается ресурсов, речь идёт не только о деньгах. Мы начали с самого простого - с вопросов о дополнительных вознаграждениях за классное руководство. Что может быть проще? Всем известно, что есть классные руководители, есть классы, их численность - какие проблемы? Давайте доплатим столько, сколько прописано в постановлении правительства. Первые три месяца это была огромная проблема. Мы рапортовали о распределении денег каждые два дня. Давали отчёт - как идут выплаты за классное руководство. Оказалось, что каждый регион трактовал вопрос по-своему. Кто-то включал налог, кто-то нет, кто-то включал или не включал районные надбавки, кто-то отказывался платить бюллетени и отпускные. Какие-то регионы платили только если в классе двадцать пять и больше человек, а если меньше - вообще ни копейки не платили. Хотя всё вроде бы было разъяснено. Нам потребовалось время, чтобы наладить эту систему.
О науке, конкурсе вузов и рекламе
Когда идёт речь об инновационной деятельности, мне говорят - как за два года можно добиться реального экономического эффекта от поддержки научных исследований? Я отвечаю - просто. Это правильно, если мы начинаем с нуля. Но вы что-то делали пять-пятнадцать лет назад. Покажите, как вы можете реализовать то, что вы наработали за эти годы, в течение короткого промежутка. Мы часто слышим "плач Ярославны" - вроде бы у нас всё здорово, но нам бы денег, и мы бы показали. Даёшь денег - начинают думать, что же показать.
То, что мы даём инновационным вузам, это не работа с нуля. Деньги даются принципиально тем, кто не просто предложил хорошую программу, но и доказал, что имеет потенциал для её реализации.
По конкурсу вузов мы получили в свои руки двести программ развития. Из них, по крайней мере, половина представляет большой интерес. И хотя из этих двухсот заявителей получили поддержку только семнадцать, я встречался с людьми - они говорят - то, что мы написали программу развития, имеет огромное значение. Мы уже по ней пошли - не будет дополнительных денег, мы по ней пойдём медленнее, будут - быстрее. Но мы уже движемся - путь выбран. Я считаю, что эффект от национальных проектов не только связан с вузами, он определяется тем, что возникают новые критерии.
О чиновниках, СМИ и обратной связи с обществом
Конечно, плохие чиновники есть, как и плохие люди. Например, сохранилось желание у многих чиновников, в том числе региональных, как можно быстрее перевалить на кого-то, на федеральный центр, если у них что-то не получается. Сколько было публикаций по поводу того, что при выплатах за классное руководство не учли то, что в разных классах разное количество школьников, не учли отпускные, хотя всё это разъяснялось не раз.
Время от времени происходит передёргивание того, что есть в национальных проектах. Благодаря тому, что это немедленно озвучивают СМИ, мы имеем обратную связь. Есть пример, когда в одном из СМИ было рассказано, что оборудование, которое предлагается закупать в рамках национальных проектов, стоит втрое дороже закупавшегося раньше. Чтобы такие истории исключить, мы договорились, что на сайте агентства была помещена вся номенклатура закупок, причём в ценах конца прошлого года. Мы обратились ко всем фирмам - если будут необоснованные повышения цен, будем разбираться. Надеюсь, что это подействует, мы подробно оповестили все регионы.
У нас каждые полгода гарантированно происходит встреча руководителей органов управления образования всех регионов страны, 27 сентября будет следующая. Это не инструктивное совещание, а двухдневные семинары, на которых идут круглые столы, люди обмениваются позициями, мнениями.
Все августовские педсоветы в этом году посвящены национальному проекту. Я надеюсь, что эти августовские совещания будут инструментами обмена мнениями.
- 3973 просмотра
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 16 недель назад