Мы уже стали привыкать к тому, что в Белгородском художественном музее проводятся не только традиционные выставки живописцев и графиков, но и выставки неожиданные. Ничего страшного в этом нет. Известно ведь, сколько зрителей, столько и мнений. Гораздо хуже, если спорить не о чем. Вот и известие об открытии выставки «Кружева. Валентин Юдашкин: 20 лет творчества в мире моды» некоторые восприняли с нескрываемой долей сомнения.
Но и в «житейском быту» есть место творческому поиску, высоким проявлениям таланта.
Художник тем и отличается от ремесленника, что преобразует любой «прозаический» материал в поэтическое произведение, даруя нам настоящее наслаждение, удивление и восторг. А именно такие чувства и рождает выставка Юдашкина. Перед нами не просто образцы одежды, а действительно - произведения искусства, которые можно рассматривать часами.
Валентин Юдашкин - не просто «кутюрье». Он - народный художник России, заслуженный деятель искусств, почётный академик Российской академии художеств, член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, кавалер ордена Французской республики «За заслуги в области литературы и искусства». Первым из российских дизайнеров он был принят в Синдикат высокой моды Парижа. А костюмы В.Юдашкина хранятся во многих музеях мира. В Лувре, в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, в Калифорнийском музее моды, в Государственном историческом музее в Москве, в Международном музее Олимпийских игр в Лозанне…
К Олимпийским играм Дом моды «Валентин Юдашкин» имеет самое непосредственное отношение. В его стенах были разработаны и сшиты костюмы для российских сборных команд, представлявших нашу страну на многих спортивных состязаниях. В форменной одежде «от Юдашкина» представляют Россию и служащие за рубежом. Так что модельер успешно работает не только в мире высокой моды, но и в моде промышленной ориентации. Оба эти направления представлены на выставке в Белгороде.
Но большая часть экспозиции отдана вечерним и концертным костюмам. Скажем, в одном из них блистала Людмила Гурченко. Невозможно было понять, из чего же сделано её «блистательное» платье. Теперь есть возможность рассмотреть всё не по телевизору, а воочию. Интересно, что некоторые женщины приходят в музей с блокнотами, чтобы хоть приблизительно зарисовать понравившиеся детали. Ну а студенты Белгородского института культуры и искусств - будущие дизайнеры одежды и вовсе приходят сюда как на мастер-классы. Ведь это тот самый счастливый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Своими художественными композициями мастер обращает нашу память к страницам русской истории, литературы, к шедеврам русской живописи, архитектуры, балета, культуре других народов. Ведь платья, костюмы, сумочки, обувь, ювелирные украшения представлены на выставке на просто так, а собраны в единые фрагменты из коллекций разных лет: «Анна Каренина», «Чёрно-белое кино», «Елизавета», «Тадж-Махал», «Кабаре», «Русский авангард», «Король-Солнце», «Вечный город», «Путешествие из Петербурга в Москву»…
Согласитесь, даже простое перечисление названий даёт представление об интересах художника.
А уж когда попадаешь в мир его фантазий - удивлению и восторгу нет предела. Автор как бы намеренно разрушает привычные стереотипы, показывая, что гармония возможна и в сочетании, казалось бы, совсем несочетаемого. Ну, например, кожи и воздушного шёлка, грубой джинсовой ткани и изысканного кружева!
Кстати, мотивы русского кружева, русской вышивки золотыми и серебряными нитями, бисером и стеклярусом давно стали «визитной карточкой» в творчестве Валентина Юдашкина. Так или иначе они проходят через все его коллекции. Недаром и в названии своей он вынес на первое место слово «кружева». А первым городом, где развернулась эта передвижная выставка, сразу после Москвы стала Вологда - родина знаменитых по всему миру русских кружев. И, как приятно, что следующим местом юбилейной, ретроспективной экспозиции был выбран Белгород. Слух о нашем новом художественном музее - настоящем произведении архитектурного искусства и дизайнерской мысли, оборудованном по последнему слову техники, «прошёл по всей Руси великой». Проводить здесь вернисажи стало престижным и для столичных мастеров. Даст Бог, может быть, дождёмся встреч и с передвижными выставками, составленными из музейных сокровищ Эрмитажа или Третьяковки.
- 1253 просмотра
Отправить комментарий