- Сейчас мы с вами будем выявлять "чужаков", - сказала учительница. И восьмиклассники, похоже, ничуть не удивившись, с энтузиазмом принялись за дело.
- Кто первым пойдёт "под обстрел"? - спросила учительница, когда ученики справились с предыдущим заданием.
- Так, молодцы! А теперь поставим диагноз...
Сидя на задней парте, я, честно признаюсь, мало что понимал в происходящем. С той далёкой поры, когда сам учился в восьмом классе, прошло ровно сорок лет. Предполагал, конечно, что методика преподавания русского языка в школе не стояла на месте все эти годы, а развивалась и совершенствовалась. Но чтобы настолько... И хотя быть вызванным к доске мне сегодня не грозило, невольно пытался укрыться за спинами сидящих впереди: а вдруг я и есть тот самый "чужак", которого сейчас "выявят" и поставят "под обстрел" с последующей постановкой печального диагноза...
Восьмилетку Галя заканчивала в Афоньевке, а в девятый класс пошла в Староивановскую сельскую среднюю школу. Училась хорошо, любимыми предметами были биология, русский язык и литература. Любовь к биологии привила ей Лидия Павловна Зыбцева, а к русской литературе - Нина Ивановна Павленко. И поступая в Белгородский пединститут, девушка долго колебалась, какой выбрать факультет - биологический или филологический. Предпочтение в итоге было отдано филфаку.
В 1982 году молодой специалист Г.П.Митусова получила распределение в родную Афоньевку. Учителя тепло встретили бывшую ученицу. Особенно радостной была встреча с Лидией Павловной, ставшей к тому времени директором школы. К ней потом Галина Петровна не раз обращалась за советом и помощью и всегда их получала.
В Волоконовку семья Митусовых перебралась в 1994-м. Предприятие, на котором работал муж, выделило ему квартиру. Вакантная должность учителя русского языка и литературы нашлась в средней школе № 2, её предложили Галине Петровне. В "мамину" школу пошли учиться и дочь Алла, и сын Сергей.
С инновационной методикой преподавания русского языка Ю.А.Поташкиной, учительницы из Старого Оскола, Галина Петровна познакомилась в 1999-м, побывав с группой коллег на её открытом уроке. Тогда же решила взять её "на вооружение". Но слепо копировать чужие идеи не стала. К тому времени за плечами был уже многолетний опыт преподавания по классической методике, собственные педагогические "ноу-хау" и наработки. Ни от чего отказываться Галина Петровна не собиралась. Творчески использовала всё, что "работало" на результат. Какой бы замечательной ни была методика преподавания, считает она, у учащихся должно быть желание получать знания. И родители, в идеале, должны прививать детям тягу к ним. Но не секрет, некоторым родителям безразлично, как учатся их дети. Поэтому на своих уроках Галина Петровна старается расшевелить, растормошить каждого ученика. Даже если дома он не откроет учебник, что-то всё равно останется у него в памяти от урока.
Проверять эффективность "своей" методики Галина Петровна начала с пятого класса, в котором была классным руководителем. Действовала методом проб и ошибок, от чего-то со временем отказывалась, привносила что-то новое, постоянно совершенствуя свой творческий метод. И так - на протяжении семи лет. Бывшие пятиклассники в этом году заканчивают школу. Уровень их знаний Галина Петровна неоднократно демонстрировала на открытых уроках коллегам из других школ и чиновникам из отдела образования. Она ведёт мониторинг успеваемости каждого своего ученика. Сколько ошибок он допустил в диктанте три года назад? Сколько в прошлом году? Какую отметку получил за последнюю контрольную работу? Данные мониторинга свидетельствуют: успеваемость из года в год неуклонно растёт. За своих выпускников Галина Петровна спокойна: единый государственный экзамен по русскому языку и литературе все сдадут успешно.
Лучший способ оценить мастерство учителя - это побывать у него на уроке, а желательно - на нескольких. Пользуясь случаем, напросился на урок к Галине Петровне. Ближайший по расписанию был у восьмиклассников, он начинался через пять минут. Так что к присутствию прессы заранее не были готовы ни учитель, ни ученики. Но если какое-то волнение по данному поводу и было заметно, то лишь в первые пять минут.
Начали с проверки домашнего задания.
- Кто у нас сегодня дежурный? Таня? Иди к доске. Все согласны с её разбором? Хорошо. Вопросы есть по домашнему заданию? Нет... Идём дальше...
Галина Петровна объявляет тему нового урока: "Решение орфографических задач" и проводит традиционную разминку, в ходе которой ученики выполняют физические упражнения и хором скандируют основные правила правописания.
После чего следует так смутившее меня предложение желающим выйти "под обстрел". Оказалось, ничего страшного. Кто-то из учеников выходит к доске - остальные с места называют слова, которые тот должен произнести по буквам и объяснить, почему пишется так, а не иначе. "Обстреляв" таким образом троих или четверых, восьмиклассники переходят к следующему упражнению. Учительница называет словосочетание и просит поставить диагноз: что это? Деепричастный оборот? Однородные члены предложения? Затем Галина Петровна называет страницу в учебнике и номера упражнений, которые следует выполнить самостоятельно. Вновь все хором произносят соответствующее правило про "чужака" и приступают к его поискам. До конца урока успевают построить схемы предложений, повторить пройденные ранее орфограммы и много чего ещё.
В классе всего пятнадцать человек. За урок каждого поднимают с места по несколько раз. Отсидеться, отмолчаться, спрятаться за спинами других никому не удаётся. Двое ребят на первой парте Серёжа и Миша не столь активны, как другие. Оба - новички, в этом учебном году перевелись из других школ, где русский язык им преподавали по традиционной методике. К ним Галина Петровна подходит чаще. За неправильные ответы "двойки" не ставит. Поправит, объяснит, как правильно, подбодрит, дополнительно занимается с ними после уроков. За несколько минут до звонка объявляются отметки: Аня, Полина и Серёжа получают "пятёрки". Галина Петровна благодарит восьмиклассников за урок и прощается до следующего.
Разговор с ней мы продолжаем в кабинете директора школы В.С.Ерзова. В нынешнем году у Галины Петровны юбилей - 25 лет преподавательской деятельности. Подарок сама себе к юбилею она уже сделала - в рамках приоритетного национального проекта "Образование" завоевала президентский грант в 100 тысяч рублей. На эти средства решила приобрести компьютер и сделать какой-нибудь подарок школе. Что останется - пойдёт на обучение сына. Он учится в сельхозакадемии на четвёртом курсе. Дочь уже закончила институт, работает бухгалтером. По маминым стопам дети идти не пожелали. Учителей в семье до Галины Петровны не было. Из всей родни - одна невестка, жена брата, работает директором школы!
Как встретимся, все разговоры только о работе, - признаётся Галина Петровна. За четверть века она ни разу ни на минуту не пожалела об избранной профессии, не представляет себя ни в какой другой. И новый компьютер ей нужен для того, чтобы по вечерам можно было заниматься любимым делом дома.
Сергей владимиров, пос.Волоконовка
- 2096 просмотров
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад