Про художника, будь у него в руке резец, перо или кисть, говорят, что он заслуживает своего звания лишь тогда, когда вселяет душу в материальные предметы или сообщает форму душевным порывам, когда, одним словом, он идеализирует то, что видит, и реализует то, что чувствует. Человек, о котором пойдёт речь, способен оживить лоскуток ткани, сделать из обычного клубка ниток зимний пейзаж, превратить старый, никому не нужный ботинок в расписанную причудливыми узорами декоративную клумбу… В её руках оживают холсты, из-под её кисти выходят гжель, хохлома, даже простая яичная скорлупа превращается в рабочий материал для мастера. Вот где поистине нет границ и пределов полёту мысли и творчеству. Надежде Николаевне Долговой, мастеру Ездоченского Дома народного творчества Чернянского района, удаётся совмещать две ипостаси - художника и педагога. Не имея профессионального педагогического образования, она всю жизнь посвятила детям, раскрывая в каждом из них талант, зажигала новую звёздочку. Вместе с ней ребята постигали многогранный и завораживающий своей красотой и безграничными возможностями мир искусства. Запах краски, девственно чистый лист бумаги - и широта, простор для воплощения всех замыслов, фантазий, на первый взгляд кажущихся «безумными» и невероятными…
Помню, как сама, будучи ребёнком, записывалась в кружки. Училась вязать и спицами, и крючком, пыталась вышивать, но дальше распущенного маминого шарфа с обещаниями связать новый, более красивый, дело не шло. Я очень быстро утоляла интерес и переключалась на очередное увлечение. И мне казалось, что это уж точно будет «моё». Родители, глядя на все эти метания, наверняка понимали: толку не будет и здесь, но никогда не препятствовали… Со временем и я поняла, что не отношусь к разряду рукодельниц, часами вяжущих перед телевизором или кропотливо вышивающих стежок за стежком котика или бабочку.
Мои искания завершились в тот момент, когда я попала к ней в кабинет. Притягивала и она сама, и её манера объяснять и заражать своим умением других. Макраме - вот то, что связало нас с ней на долгие годы. Когда я увидела, что может Надежда Николаевна сделать своими руками, вдруг в очередной раз «захотелось». И это не стало новым увлечением, закончившимся через месяц-другой, а засело где-то внутри меня, глубоко-глубоко, и настолько крепко, что я с благодарностью вспоминаю её терпение, умение объяснять и, не побоюсь повторить, заражать - идеями, желанием творить и создавать. Моя первая сова с широким размахом крыльев до сих пор висит у меня дома. Тогда мне самой не верилось, что я смогла что-то довести до ума, не бросить, как это было раньше, а влюбиться в каждый узелок, почувствовать структуру нити, продумать композицию. Потом с её лёгкой руки появились закладки, салфетки и панно, но главное - это вера в себя, ощущение и осознание того, что ты можешь…
Художником Надежде Николаевне захотелось быть не сразу. В детстве, с улыбкой вспоминает она, была мечта стать певицей, поступить в музыкальное училище. Но мама оказалась мудрее. Увидев, что девочка всё время что-то рисует, придумывает, она отдала Надю, которая на тот момент училась в пятом классе, в изостудию при Дворце пионеров в Махачкале.
- Когда я зашла в студию и увидела кем-то оставленные на столе натюрморты, то уйти уже не смогла, - говорит Надежда Николаевна. - Хотя песня и музыка сопровождают меня и по сей день повсюду.
И так же, как сейчас она влюбляет в искусство ребятню, в своё время её преподавательница, ленинградка Нина Георгиевна, поражавшая своей интеллигентностью и знаниями, вела девочку к новым открытиям.
- Тогда ведь не было мастер-классов, - вспоминает Надежда Николаевна, - и мы, дети, чтобы узнать, как работает настоящий художник, как он держит кисть, заглядывали в окна мастерских, чтобы приобщиться таким образом к миру высокого, прикоснуться к творчеству и стать частью его.
Потом было поступление в художественное училище, где Н.Н.Долгова сдала все вступительные экзамены на пятёрки. Пять лет студенческой жизни, да-да, в 70-е годы учёба в училище приравнивалась по сроку к обучению в институте. Затем распределение в г.Саранск преподавателем в детскую художественную школу, где она вела ведущие дисциплины - живопись, рисунок, композицию, скульптуру.
- Судьба меня баловала не раз, - с уверенностью говорит Н.Н.Долгова, - на моём творческом и жизненном пути встречались замечательные, талантливые люди. Таковыми являлись директор художественной школы г.Саранска, заслуженный деятель культуры РФ Пётр Фёдорович Рябов и заслуженный учитель РФ Николай Михайлович Рухленко, тогда ещё директор Орликовской средней школы Чернянского района, куда я приехала работать в 1993 году. Они были для меня путеводной звездой на уготованном мне творческом поприще.
В Саранске Надежда Николаевна создала семью, а через три года переехала в родной город Махачкалу. Там, в художественной школе, она проработала около 20 лет. Это были годы молодости, вихря идей, эмоций, воплощения различных задуманных проектов, первые достижения и победы. Надежда Николаевна принимала активное участие в выставках педагогов-художников, её иллюстрации по мотивам сказок печатались в детском журнале «Соколёнок», который был создан известным дагестанским поэтом Расулом Гамзатовым.
В начале 90-х ей, как и многим соотечественникам, из-за неблагоприятно сложившейся обстановки в регионе пришлось покинуть отчий край. Так Надежда Николаевна волею судьбы оказалась на Белгородчине.
И опять именно искусство и творчество, по её мнению, помогли ей адаптироваться к новым условиям, подарили много новых знакомств, встреч с интересными и не менее талантливыми людьми. В Орликовской средней школе Надежда Николаевна вела кружки «Лепка из солёного теста», «Бумагопластика», «Декоративно-прикладное искусство», руководила школьным объединением учителей эстетического цикла.
И здесь были победы, достижения не только на всероссийском уровне, но и за рубежом. Надежда Николаевна награждена знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации», имеет высшую квалификационную категорию.
Так уж получилось, что в жизни этого человека случился ещё один переезд. И начинать пришлось снова с нуля, завоёвывать авторитет среди учеников, коллег, продолжать работать над собой, осуществлять творческий рост. И ей опять всё удалось. С 2002 года Надежда Николаевна работает в Ездоченском Доме народного творчества (ДНТ) руководителем студии «Блик», по её эскизам создаются сувениры Холковского монастыря. Н.Н.Долгова оказывает постоянную методическую помощь руководителям кружков, созданных на базе сельских учреждений культуры, ведёт одно из направлений школы декоративно-прикладного творчества при Ездоченском ДНТ, в которой занимаются работники культуры района.
Надежда Николаевна - постоянный участник различных выставок: «Живёт в народе красота», «Хотмыжская осень», «Лето красное», «Забытая старина», «Древо-2004» и других. В 2007 году Н.Н.Долгова стала лауреатом III степени областного конкурса «Белгородский сувенир», а в этом году получила звание «Народный мастер Белгородчины».
На мой вопрос: «Что для вас значит это звание?» - Надежда Николаевна отвечает: «В этом звании вся моя жизнь».
Сейчас в студии «Блик» Надежда Николаевна занимается аппликацией из соломки. По её мнению, в этом материале заключены блеск и теплота, тем, наверное, соломка и привлекает как малышей, так и взрослых.
- Хотя, - говорит Н.Н.Долгова, - чем богаче материал, тем скрупулёзнее работа мастера. Сам материал заставляет человека работать, творить, созидать.
У Надежды Николаевны ещё много нереализованных творческих задумок и идей, требующих своего воплощения. В перспективе хочет разработать направление работы с яичной скорлупой. Как это будет называться, пока не придумала, быть может, «Живопись из яичной скорлупы».
- А вообще Господь одарил меня творческой молодостью, - считает Надежда Николаевна. - Я художник всегда и везде, где бы ни находилась. Я ем - я художник, иду по улице - я художник, на грядках в огороде - я тоже художник.
Когда я спросила, так что же такое творчество, помимо того, что это ежедневный кропотливый труд, у Надежды Николаевны родился экспромт:
Прекрасное творенье - вот оно!
Тебя коснулась и Его десница.
И я, как молодая мастерица,
В который раз боюсь ослушаться Его,
В который раз молю благословенья
На творческий и благодатный труд,
В который раз волнуюсь -
Я в смятенье!
А может, это дело Его рук?!
- 1082 просмотра
Отправить комментарий