Нет наверное в нашей области такого уголка, где бы хоть раз не побывал с концертом вокально-хореографический ансамбль «Белогорье», под управлением заслуженного работника культуры Российской Федерации Натальи Игоревны Чендевой. И никогда не имело значения, где состоится выступление: на большой, «звёздной» сцене ДК «Энергомаш», принимавшей в разные годы самых известных столичных исполнителей, в изысканном зале Белгородского драмтеатра, сельском клубе, на полевом стане или импровизированной заводской площадке - всюду артисты выкладывались так, что зрители заходились от восторга, который продолжает ликовать в их памяти и многие годы спустя. Так было, когда этот коллектив являлся ещё «визитной карточкой» художественной самодеятельности Белгородского витаминного комбината, так продолжается и теперь, когда ансамбль стал филармоническим.
Изменился лишь статус, но не уровень мастерства. Говорю это как давняя поклонница «Белогорья», впервые попавшая на его концерт лет двадцать пять назад. Сколько времени прошло, но до сих пор не могу забыть, как изумлённо переспрашивала, да правда ли перед нами выступали не профессиональные артисты, а люди самых что ни на есть обыденных специальностей: техники, лаборанты, слесари, аппаратчики, инженеры… А возвращаясь домой вдруг поняла, насколько неуместно подобное противопоставление, если речь идёт об искусстве, основанном на фольклорных традициях. Достаточно вспомнить, что несравненная Людмила Зыкина пришла в знаменитый хор имени М.Пятницкого в буквальном смысле от станка, а диплом о музыкальном образовании получила, когда уже была общепризнанной Императрицей русской песни и прославилась на весь мир. Да ведь и сам Митрофан Ефимович Пятницкий искал своих певцов не в училищах и консерваториях, а по деревням и сёлам российской глубинки. Большинство его солистов не то, что нотной грамоты не знали, читать-писать не умели и в ведомостях на получение денег ставили крестики вместо подписи.
Вот и Н.И.Чендеву всегда интересовало и интересует (даже сейчас, когда «Белогорье» давно стало профессиональным коллективом) не столько наличие диплома, сколько наличие самобытного таланта. Я бы сравнила её с ювелиром, который в россыпях необработанных природных алмазов, больше похожих на мутноватые осколки бутылочного стекла, безошибочно определит, какой камень после огранки превратится в бриллиант, а какой - нет. Предполагаю, что кто-то заподозрит меня в чрезмерной пристрастности и непозволительном преувеличении, мол, ну уж загнула! Были бы Чендевские артисты «бриллиантами», сияли бы на московских сценах.
Так они и сияли. Например, на Красной площади, в киноконцертном зале «Россия», где выступали вместе с Людмилой Зыкиной! В своё время были желанными гостями и на Центральном телевидении в программе «Мой адрес - Советский Союз», на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия», которая выпустила диск-гигант с песнями «Белогорья». И сам Игорь Моисеев вручал Наталье Чендевой диплом за участие в Международном фестивале «Радуга», а известный композитор Василий Темнов (чьи песни стали украшением репертуара ансамбля «Берёзка», Л.Зыкиной, О.Воронец, А.Стрельченко, Л.Рюминой…) стал настоящим другом нашего «Белогорья», подарив ему безвозмездно не одну свою композицию.
Как говорится, слух об уникальном коллективе из провинции давно прошёл по всей Руси великой. И не только по Руси. Вместе со столичными «звёздами» ансамбль представлял культурную программу нашей страны на летних Олимпийских играх, проходивших в американском штате Атланта. А уж Европу объездил вдоль и поперёк. Белгородских артистов с восторгом принимали в Италии и Испании, Норвегии, Швеции и Финляндии, в Польше, Венгрии и Югославии, в Англии, Дании и Германии…
Но особая творческая дружба и зрительская любовь связала «Белогорье» с Францией. Совсем недавно коллектив побывал там в седьмой раз. Причём, если первые гастроли состоялись по инициативе и посредничестве Центра Всеволода Мейерхольда (казалось бы, чем уж мог заинтересовать такую элитарную организацию народный ансамбль из российской глубинки? - а ведь заинтересовал!), то на следующий год французы решили обойтись без московских посредников и сами позвонили в Белгород, чтобы пригласить полюбившийся коллектив на Международный фольклорный фестиваль «Мир в наших руках», а потом приглашали снова и снова. В каких только провинциях не довелось выступать нашим артистам за эти семь лет.
Наталья Игоревна показывает мне пути-дороги ансамбля по старой, изрядно потрепавшейся в поездках карте. Париж и его королевские пригороды - Бургундия, Нормандия, Бретань, Шампань, Гасконь… Согласитесь, даже простое перечисление звучит как песня и складывается впечатление, что и во Франции не осталось уголка, где бы не порадовались зажигательному искусству «Белогорья». А нынешним летом фестиваль проходил во Фландрии. Из Па-де-Кале - прекрасно видна Англия. Знакомое название, не правда ли? Да-да, именно отсюда отплывал Дартаньян с друзьями-мушкетёрами к герцогу Бекингему за бриллиантовыми подвесками несчастной королевы Анны. Понятно, что история эта выдумана Александром Дюма от начала до конца, но легенда живёт и здравствует, а граждане Кале неимоверно ею гордятся. Так же, как величественным памятником работы Огюста Родена, посвящённого жертвам 100-летней войны между Францией и Англией. И в Лилле есть особое памятное для французов место, о котором наслышаны и мы: мемориальный комплекс памяти восставших ткачей. Из Лилля, кстати, до Бельгии рукой подать. Там наше «Белогорье» тоже «отметилось», по пути на фестиваль. В курортном городке Брюгге их уговорили дать концерт для местных жителей и многочисленных гостей, которые съезжаются сюда со всего света. Успех был оглушительный. Благодарные зрители не жалели аплодисментов, вызывая почти каждый номер «на бис!». Дарили цветы, сувениры и даже вынесли на сцену огромные корзины с фруктами. Не менее горячий приём оказали и в Словакии, когда белгородские артисты возвращались домой. Здесь тоже пришлось задержаться и дать незапланированный концерт в городе Бардиёве. Как откажешь, если люди хотят слышать русскую песню, видеть русский танец. И бардиёвцы пришли в такой восторг, что пригласили наших артистов приехать к ним на следующий год. Только уже не с одним концертом, а на гастроли. И кто после этого скажет, что слух о «Белогорье» не пошёл по всей Руси великой и дальше, дальше, дальше за моря и океаны: в Бразилию, Колумбию, Таиланд и Шри-Ланку. Ведь на фестивале «Мир в наших руках» были и посланцы этих стран, которые старались по возможности не пропускать ни одного выступления российских исполнителей. Сделать это было не так-то просто, потому что концерты проходили на разных площадках в промышленных городах и на курортах, растянувшихся цепочкой вдоль побережья Ла-Манша. Райские места: пальмы, экзотическая зелень и совсем не жарко. Ласковый ветер с Северного моря просто не даёт «настояться» жаре. А воздух, музыка волн, бездонная синева неба, фрукты, знаменитые французские вина, впитавшие в себе все самые тонкие, сказочно неповторимые ароматы земли! А средневековая архитектура, так органично вписавшаяся в современный дизайн, а публика, по-детски наивная, непосредственная, восторженная, готовая на руках носить полюбившихся артистов. Известно ведь, что люди на отдыхе ведут себя куда как более эмоционально, нежели в суетной, будничной жизни, когда душа и рада бы вознестись в прекрасное и запеть, да некогда остановиться, оглянуться, уйти в праздник, словно в омут с головой.
Между прочим, слово «фестиваль» в переводе с греческого и означает праздник. Ещё точнее: пиршество. И именно пиршество чувств и зрелищ подарили зрителям участники фестиваля «Мир в наших руках». Наши артисты - в первую очередь. «Белогорье» - единственный коллектив, который приглашали на этот Всемирный фольклорный форум столько раз. Организаторы давно поняли, если «Белогорье» будет на фестивале - значит, и успех фестиваля будет обеспечен. Не найдётся такого зала, где бы его спектакли не приняли «на ура!».
Нет-нет, я не оговорилась, сказав спектакли. Ведь «Белогорье» - не просто ансамбль, а, по сути, театр-студия. Студия, потому что за 38 лет школу Н.И.Чендевой прошли сотни исполнителей. А театр? Театр, потому что каждая программа - это не набор концертных номеров, случайно нанизанных друг на друга, а настоящий спектакль с чётко выверенным режиссёрским решением. Как в поэтическом венке сонетов, где одно стихотворение обязательно проистекает из предыдущего, являя нам не прелестный крохотный этюд, а полновесную «жанровую картину» с общим замыслом сочинителя. Но в отличие от поэтов режиссёры не творят в одиночку. Н.И.Чендева тоже сочиняет свои произведения в союзе с единомышленниками, поскольку в «труппе» «Белогорья» не только хоровой коллектив, но и танцевальный, инструментальный. В последние годы ими руководят талантливый хореограф, прекрасный артист-исполнитель Василий Башлаков и блистательный баянист, оранжировщик, композитор, дирижёр Сергей Кужанов. Однако Наталья Игоревна никогда не замыкается в «ближнем круге». Задумала, например, к 50-летию образования Белгородской области поставить фольклорный мюзикл по поэме белгородского поэта, не побоюсь этого слова, нашего классика Игоря Чернухина и пригласила в помощь одного из лучших хореографов области Евгения Лагейко. Результат превзошёл все ожидания и не только на Белгородчине, но и во Франции, где зрители не то что не имели представления об истории «какого-то» Белого города, но и по-русски не знали ни слова. Не знали, но поняли всё что надо и как надо: с восхищением и признательностью. Вот уж, воистину волшебная сила искусства!
А что касается музыки, то она и вовсе «не знает границ. Её Отечество - вся Вселенная». Это ещё вечный скиталец Фридерик Шопен заметил. И, конечно, был абсолютно прав. Фестивальная публика (в том числе и музыканты - посланцы разных стран) не могла прийти в себя от игры оркестра народных инструментов под управлением С.Кужанова, который по праву считается душой «Белогорья». Без него и песня - не песня, и танец - не танец. Для многих иностранцев и баян - в диковинку, а уж балалайка!.. Некоторые после концертов подходили за сцену, чтобы получше рассмотреть её и, увидев всего три струны, никак не могли поверить, что такому «примитивному» инструменту подвластна и мировая классика. И как подвластна! Романс М.Глинки на стихи Ф.Тютчева в сольном исполнении Михаила Гламазды почти на каждом концерте просили «на бис!» не по одному разу. Казалось, сама любовь России, вся её нерастраченная нежность поёт в этих струнах. И души сливались в едином волнении, слёзы наворачивались на глаза и можно было не стесняться «предательской» сентиментальности, поскольку «сердце - не камень», какой бы национальности ты ни был.
Но порывы светлой грусти ненадолго осеняли залы, где проходили концерты «Белогорья». Лирические композиции сменяли зажигательные, искромётные «Барыня», «Матаня», «Улица широкая», «Русская кадриль»… Какая может быть печаль, если ноги сами собой просятся в пляс?! И ни одна встреча (по настоятельным, нет, не просьбам, требованиям (!) публики) не обходилась без «Подмосковных вечеров». Солнце уходило за горизонт, звёзды проклёвывались на темнеющем небе, и морской прибой поднимал голос, а песни всё звучали, и зрители никак не хотели прощаться с белгородскими артистами, которые открыли им красоту русского характера, гармонию народного творчества, уходящего в седую глубь веков.
- 2035 просмотров
Отправить комментарий