В Белгородском художественном музее открылась выставка лучших советских художников.
Конец апреля и май выдались в Белгороде богатыми на крупные социальные и культурные мероприятия, приуроченные к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Незаурядное место в этом списке занимает межрегиональная художественная выставка «На страже Родины», открывшаяся в Белгородском государственном художественном музее. Посвящена она Советской Армии.
Представлены произведения из фондов Центрального музея Вооружённых сил (г.Москва). В экспозицию вошли 18 монументальных станковых работ лучших советских художников: П.Шухмина, П.Мальцева, Ф.Богородского, Г.Нисского, С.Рянгиной, М.Самсонова, И.Бродского, М.Грекова и других. Полотна ведущих живописцев 1920-1960-х годов поражают зрителя своей масштабностью, эмоциональной выразительностью.
Трёхметровые полотна расположены в широком светлом пространстве зала - ничто не мешает посетителю с необходимого расстояния рассматривать многофигурные батальные и тематические композиции. Сквозная архитектура зала, которую музейные сотрудники специально сделали под эту выставку, передаёт ощущение большого поля, широкого пространства, где проходят события, запечатлённые на полотнах.
Первое произведение по ходу экспозиции - «Штурм Сапун-горы» П.Мальцева - своим композиционным напором, эмоциональной выразительностью настраивает зрителя на восприятие сложной темы войны и человека в ней. Но в то же время, увидев полотно, испытываешь те же чувства, что и при неожиданной встрече старого знакомого. Это живописное панно знакомо всем и каждому. Одни видели его на репродукциях в советских настенных календарях, другие в детских школьных учебниках, некоторые - в юбилейных советских художественных альбомах. Но здесь перед зрителем не репродукция, а большое полотно во всей его художественной красоте, динамике батальной сцены, сложной цветовой палитре и мелких эмоционально-выразительных деталях. Картина погружает зрителя в советскую эпоху, которая пока ещё так близка одним поколениям и совсем уже не знакома другим.
Помимо батальных сцен гражданской и Великой Оте-чественной войны, на выставке есть произведения, которые художники посвятили первым техническим достижениям вооружений Советской Армии 1930-х годов.
В картинах П.Мальцева «Изучают мотор», П.Шухмина «Танкисты», Г.Нисского «Подводная лодка» смысловым центром становятся военная техника и люди, работающие с ней.
Совершенно особое место в экспозиции занимает хрестоматийная картина уроженца Курска - известного советского художника А.Дейнеки «Оборона Петрограда».
Экспонирование такого произведения - это большое событие не только для художественного музея, но и для всей Белгородчины. Это эпохальное произведение, созданное в 1928 году, стало символом, знаковой работой, без репродуцирования которой не обходился ни один альбом о советском искусстве. Трагедия и тяготы гражданской войны переданы здесь через лаконизм, острую выразительность линий, чёткость силуэтов фигур и оружия. Такой художественный приём позволил «Обороне Петрограда» стать не просто иллюстрацией событий гражданской войны, а скорее собирательным образом войны и героизма человека.
Немаловажным дополнением к пониманию сути войны, атмосферы военных лет стали графические листы А.Кокорина и эскизы плакатов М.Черемных. Одиннадцать листов с набросками А.Кокорина - это документальный рассказ очевидца о пяти годах, прожитых в Великую
Отечественную войну. Быстрые небольшие зарисовки на листах формата А3 показывают человека в условиях войны, его каждодневный подвиг выживания в суровых условиях. Сцены полевой жизни солдат переданы с жизнеутверждающим юмором, они иллюстрируют находчивость, изобретательность участников войны в быту.
В витринах же располагаются небольшие оригинальные листы «Окна РОСТА» выдающегося графика М.Черемных на тему социальной жизни и гражданской войны. Они дополняют представление о роли художников-плакатистов и особенностях военного плаката в гражданскую и Великую Отечественную войну.
В книге отзывов об этой выставке одна из юных посетительниц, подписавшаяся ученицей лицея № 32, написала: «Спасибо большое за выставку. Мне кажется, что именно такими картинами можно рассказать о войне детям, которые её не знают». Эти слова очень правильно формулируют цель этой выставки и её особенность. Большинство из представленных в экспозиции авторов были участниками или живыми свидетелями войны. Каждое их произведение, будь то монументальная батальная сцена или набросок на небольшом листе бумаги, дышит атмосферой причастности. Все картины и графические листы - это отдельный эмоциональный исторический рассказ о Советской Армии и о войне. Каждый из этих рассказов стал ещё и значительным изобразительным произведением, хрестоматией советского искусства, уникальным примером художественной культуры народа.
- 1496 просмотров
Отправить комментарий