Песни в исполнении народных ансамблей сёл Белгородской области вошли в новый диск «За речкою огни горят (традиционные песни Южной России)», изданный музыкальным издательством IZBA records. Этот фольклорный альбом содержит архивные записи 1979-1982 годов ансамблей из сёл Доброе Грайворонского района, Купино Шебекинского района, Фощеватово Волоконовского и Подсереднее Алексеевского районов.
Диск с песнями белгородского края - один из серии подобных музыкальных изданий, составленных из записей сельских фольклорных коллективов страны во время их традиционных концертов в Москве. В конце 1980-90 годов прошлого века ежегодные этнографические концерты, проходившие в московском Доме композиторов, собирали лучших сельских исполнителей, приглашённых фольклорной комиссией Союза композиторов России по рекомендации учёных-фольклористов, и проходили с полным аншлагом. Приглашались, как правило, исполнители и ансамбли из отдалённых сёл и деревень, где ещё сохранились старинные песни и инструментальные наигрыши в их подлинном виде.
Как пишут авторы проекта на сайте музыкального издательства (http://www.izba-rec.com), ансамбль из села Доброе Грайворонского района представляет малоизвестную традицию юго-западных территорий, расположенных по течению реки Ворсклы. Местная музыкально-фольклорная традиция отличается хорошей сохранностью зимних календарно-обрядовых песен: колядок, щедровок-виноградий, а также гадальных песен, звучавших в Васильевский вечер, под старый Новый год. Свадебный обряд представлен песнями, звучавшими во время выпекания каравая. Три родственницы невесты замешивали тесто в деже. Если у девушки не было кого-то из родителей, она голoсила - причитала над дежой под песню каравайниц. Как только каравай сажали в печь, все присутствующие начинали «скакать» - плясать на лавках под весёлую песню.
Ансамбль из села Купино Шебекинского района знакомит с традицией верховьев Северского Донца, близкой к песенной культуре курского края. В программу диска вошли две песни календарного цикла: колядка, с которой местные жители обходили дворы вечером под Рождество, желая хозяевам хорошего урожая, а также одна из медленных круговых песен, звучавших весной, когда разливался Донец. Свадебные песни в Купино многочисленны и разнообразны, они сопровождали все обрядовые действия: от прощания невесты с подругами в «вечере» накануне венчального дня до приезда свадебного поезда, выкупа косы, «повивания» - центрального эпизода свадьбы, когда на невесту надевали женский головной убор - «сороку», и свадебного пира.
Песенная традиция Приосколья представлена песнями одного из самых известных белгородских сёл - Фощеватово. В приоскольских сёлах сохранились легенды о татарских набегах, нашедшие отражение в текстах колыбельных песен. Основу традиции составляют карагодные и свадебные песни, которые отличаются сложностью многоголосной фактуры. Среди них - прощальные песни в сопровождении причитаний невесты и уникальные «двуххорные» песни, исполняемые двумя группами певиц, делящими между собой напев: одни «приказывают», то есть пропевают основные слова, а другие - «лелёкают». В календарный цикл приоскольской традиции помимо зимних поздравительных песен входят песни, сопровождавшие весенне-летние ритуалы кумления и «крещения кукушки», а также летние полевые припевки, которые поются молодожёнам во время покоса.
Завершают программу диска песни с восточной окраины Белгородской области, ранее входившей в состав Воронежской губернии. Именно здесь, в междуречье Оскола и Дона, находится один из ярчайших очагов народной музыкальной культуры. В сёлах, расположенных на этой территории, старинные песни сохранялись в быту вплоть до конца ХХ столетия. Село Подсереднее - подлинный заповедник местной фольклорной традиции, основу которой составляют протяжные лирические песни со сложными распевами, требующими высочайшего исполнительского мастерства.
- 1998 просмотров
Отправить комментарий