20 марта - Международный день кукольника. И значит, в Белгородском государственном театре кукол - праздник, который театр, как всегда, разделит со своими зрителями, пригласив их на настоящий сказочный пир. Вниманию публики будет предложен не один, а три (!) спектакля: «Ряба, репа, колобок», «Шляпа с приключениями» и для самых маленьких - «Гуси-лебеди». И, конечно, главными героями дня, как всегда, будут куклы. Артисты же останутся в тени своих героев, выйдя на авансцену лишь в финальном поклоне.
Однако мы решили нарушить эту традицию и, заглянув за ширму, познакомиться поближе с одной из актрис - Клавдией Одинцовой, которая совсем недавно отметила свой юбилей.
С детства её называли «капитанской дочкой», поскольку отец был военным и семья «кочевала» по всему Советскому Союзу. А с пятого по десятый класс Клава училась в Валуйках. И все эти годы занималась во Дворце пионеров, где посещала все кружки, кроме шахматного: пела, танцевала, читала стихи, играла в самодеятельных драматических и, кукольных спектаклях… На сцене чувствовала себя как рыба в воде и, когда её спрашивали: «Кем ты хочешь быть?», отвечала, не задумываясь: «Артисткой!». Проблема заключалась только в том, что она не знала, где «на артистов учат». Это сейчас к услугам выпускников и многочисленные справочники, и Интернет, а лет сорок назад всё было не так-то просто для школьницы из сельской глубинки. Тем не менее, услышав от кого-то об институте кинематографии (ВГИКе), отважилась ехать в Москву. Актёрский курс набирал Борис Бабочкин - легендарный «Чапаев». Девочка чуть в обморок не упала от волнения. Но ещё больше разволновалась, узнав, что творческие туры уже начались. Слёзы так и закипели на глазах. Но ассистентка великого артиста успокоила:
- Ничего страшного, детка, приедешь на следующий год. Будет время подготовиться.
С тем и вернулась домой. А чтобы не терять этот год, решила поступать в Белгородское училище культуры, где сразу стала «звездой» и о ВГИКе больше не вспоминала. Вместе со своей лучшей подругой Татьяной Литвиновой (нынешней заслуженной артисткой России) вела все концерты, «капустники», творческие вечера. А 5 августа 1973 года ей выпала честь стать соведущей самого Юрия Левитана, которого пригласили в Белгород на 40-летний юбилей Победы в Курском сражении.
- Помню, как я удивилась, впервые увидев его на репетиции, - рассказывает Клавдия Ивановна, - мне почему-то казалось, что он обязательно должен быть богатырского телосложения, как Фёдор Шаляпин, например. А меня подвели к невысокому и совсем не представительному на вид мужчине. Но как только он заговорил, сердце зашлось от восторга. Такой голос невозможно забыть. А ещё я никогда не смогу забыть его интеллигентность, то, как он меня, 18-летнюю девчонку, подбадривал, как деликатно давал профессиональные советы. Позже мне довелось общаться со многими известными деятелями культуры (Сергеем Владимировичем Образцовым, Михаилом Михайловичем Королёвым, Валерием Аркадьевичем Вольховским, Валентином Григорьевичем Распутиным…), и я убедилась: чем талантливее человек, тем меньше в нём спеси и высокомерия.
А в Белгородский театр кукол они с Татьяной Литвиновой попали совершенно случайно. Гуляли по городу и увидели на каком-то заборе объявление: требуются актёры. Сегодня в такое и поверить невозможно, а 30 лет назад было в порядке вещей. Труппу набирали, в прямом смысле слова, с улицы. На тот момент, пожалуй, только у них и было специальное образование, пусть не театральное, но имеющее отношение к сцене, хоть и самодеятельной.
- И вы сразу «зазвездились»? - спрашиваю я у Клавдии и слышу в ответ:
- Да Бог с вами, нет, конечно. Это только кажется, что встал за ширму, надел куклу на руку, и она сама будет двигаться, говорить, смеяться или плакать. Всему этому надо учиться, учиться и учиться, причём годами, от спектакля к спектаклю. Куклы же бывают не только перчаточные, но и тростевые, паркетные, марионетки, маски… И к каждой нужен специальный подход. А, кроме того, кукольник должен обладать ещё и особым даром голосового перевоплощения, поскольку иногда приходится играть по две-три роли в одной постановке. И мне такое испытание выпало уже на первом спектакле «Кот в чемодане», в котором я была фокусником, мышонком и ещё работала в живом плане. Зрители принимали очень хорошо, но я сама чувствовала себя не в «своей тарелке».
- Поэтому и решила поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино, где в своё время открыли первое в мире отделение: актёр театра кукол? Насколько мне известно, от иностранцев не было отбоя?
- Их и сейчас очень много. Питерская школа считается лучшей среди кукольников. Но в одно время с нами учились и будущие «звёзды» кино и эстрады: Лариса Гузеева, Светлана Смирнова, Илона Броневицкая, Юрий Гальцев, Геннадий Ветров… Вместе мы проводили много времени. Но я, если честно, вряд ли бы сама отважилась поступать в такой престижный вуз.
- Это как же понимать? Сразу после школы из Валуек во ВГИК решилась, а тут после двух лет работы в государственном театре кукол - нет?
- Ой, ну разве можно сравнивать! Во ВГИК ехала провинциальная девочка, ничего не знающая, ничего не умеющая, но уверенная, что весь мир ахнет от её таланта.
- Так что же подвигло Клавдию Одинцову, вернее, тогда ещё Гридневу, на такой решительный шаг?
- Любовь! В Белгороде я встретилась со студентом ЛГИТМиКа, бывшим актёром нашего театра Николаем Одинцовым, и он убедил меня, что мы должны быть вместе. И я, бросив всё, помчалась за ним в Питер, а позже - в Тамбов, куда его назначили главным режиссёром театра кукол, и ещё дальше - в Иркутск, где ему предложили место заведующего кафедрой в знаменитом Иркутском театральном училище.
В Иркутске Николай и Клавдия воспитали целую плеяду учеников, которые работают в театрах Москвы, Петербурга, Челябинска, Комсомольска-на-Амуре… И не только в театрах. Например, Олег Яковлев, солист популярной музыкальной группы «Иванушки International» (самый маленький и самый голосистый в поющей троице), тоже был их студентом и гордится своим театральным образованием. Но в Иркутске помнят Одинцовых не только как талантливых педагогов, но и как талантливых телевизионщиков. Много лет они вели там детскую программу, которая получила Гран-при на Международном фестивале. Естественно, возникает вопрос: «Если в Иркутске всё было так хорошо, почему решили переехать в Белгород? Не жалко было покидать город, с которым не просто сроднились, кровно срослись за 17 лет?».
- Жалко - не то слово. Иркутск - замечательный, удивительный город. А природа! Представьте, мы не просто бывали, жили в доме на берегу Байкала, где Александр Вампилов писал свои лучшие пьесы. Ощущения непередаваемые. Кстати, в этом доме гостили и Владимир Высоцкий, и Виктор Астафьев, и, конечно, Валентин Распутин. Валентин Григорьевич очень часто приходил к нам и в училище, присутствовал на студенческих репетициях, спектаклях. Даже обещал специально для нас написать сказку. Но потом началась перестройка, и он с головой ушёл в политику…
Знаете, есть такая песня: «В каждом краю оставляем мы сердца частицу...». Так вот, частица нашего сердца навсегда осталась с Иркутском. Но белгородская земля - наша родина. И мы не переехали сюда, а вернулись домой.
К сожалению, Николай Михайлович проработал главным режиссёром Белгородского театра кукол всего несколько лет. Два года назад он скончался от сердечного приступа. Но остались его спектакли: «Все мыши любят сыр», «Легенды Байкала», «Дюймовочка», «Два жадных медвежонка»… В память о своём отце Герман Одинцов (талантливый программист, живущий в Москве) учредил премию, которая вручается лучшему актёру, занятому в одном из спектаклей, поставленных Николаем Михайловичем. А Клавдия? Клавдия продолжает служить сцене и зрителям, радуя нас своим талантом. Жизнь продолжается…
- 1737 просмотров
Отправить комментарий