Сказка учит творить добрые дела.
В последнее время мне всё чаще хочется приходить в Белгородский государственный театр кукол. И потому, что после капитального ремонта и реконструкции он превратился в настоящий храм Сказки, и потому, что творческая жизнь в этом храме, наконец-то, забила не ключом, а фонтаном. «Отшельник и Роза», «Гуси-лебеди», «Огниво»…
- один спектакль лучше другого. Мне кажется, театр определил для себя, вероятно, самую главную линию в искусстве для детей (и их родителей)
- он изумляет воспитывая или, если хотите, воспитывает изумляя. Изменилось даже отношение к новогодним представлениям.
- Что я имею в виду? А то, что долгие годы интермедии у ёлки в большом фойе с играми, хороводами, подарками и, конечно, встречей со сказочными персонажами и Дедом Морозом со Снегурочкой были главным событием праздника. А спектакль на сцене лишь прелюдией к нему. Для зрителей - прелюдией, а для самих кукольников скорее неизбежной данностью, к которой они относились с философским пониманием: закончатся зимние каникулы, и «датская» постановка благополучно уйдёт в небытие. Никто и не вспомнит, что это было. Но уже в прошлом году новый главный режиссёр театра Б.П.Ходырев попытался изменить сложившуюся традицию, предложив вниманию публики не «одноразовый» спектакль «на тему дня» (новогоднего, естественно), а свой вариант классической сказки Гофмана «Щелкунчик» с божественной музыкой Петра Ильича Чайковского. Предложил и выиграл! Спектакль так понравился зрителям, что они попросили оставить его в репертуаре театра.
- Вот и нынешняя новогодняя премьера «Маленькой Бабы-Яги» по сказке немецкого писателя-антифашиста Отфрида Пройслера (автор пьесы Юрий Коренец) вызвала неподдельный интерес публики. Как детской, так и взрослой. Тысячи белгородцев уже посмотрели эту постановку в прошедшие две недели (по три представления в день!), а сколько посмотрит ещё?! Будем надеяться, что и за пределами нашей области тоже. ведь это как раз тот случай, когда высокопарных слов не стоит опасаться!
- Я не случайно обратила внимание на возрастную категорию зрителей, сказав, что всем было (и, несомненно, будет) интересно. Дети видят на сцене волшебную сказку о приключениях маленькой Бабы-Яги, которая добрыми делами побеждает всех злых Ведьм на свете, а взрослые… Взрослые, возможно, сумеют прочесть «между строк» и то, что не лежит на поверхности. Ведь в этой сказке Отфрид Пройслер «зашифровал» один из своих политических памфлетов.
- Кстати, собираясь на спектакль, я всё думала: «А не будет ли детям слишком страшно в сцене шабаша Ведьм, когда слушается дело маленькой Бабы-Яги?». Оказалось, совсем нет. Ведьмы, как и полагается, уродины, каких поискать, но скорее смешные, чем страшные. И у каждой свой характер. Самая активная, конечно, тётка Румпумпель в исполнении заслуженной артистки России Ольги Кардаш. Она прямо как хамелеон мимикрирует на наших глазах. И всё это читается в какой-то особой пластике: кукла-то ведь всё время одна и та же, а кажется, что даже выражение лица у неё меняется в той или иной ситуации.
- Очень порадовал своей игрой и молодой актёр Павел Роднин. Он предстал перед нами и в роли главной ведьмы Страхолюндии - огромной великанши, и в маленьком злобном Лесничем. И если в первом случае мы видим настоящего оратора, Верховного судью, то во втором - жалкого обывателя, раздувшегося от маленькой, но всё-таки власти. А Ирину Веретневу я просто не узнала, такой она была разной в этом спектакле: несчастной старушкой, собирающей хворост, замученной лошадёнкой и стремительной, воздушной Ветряной ведьмой. Такое возможно, наверное, только в театре кукол. Вот и юный Дима Борзенко блистал один в трёх или четырёх лицах, находя какие-то отличительные краски для своих героев. И, конечно, нельзя не отметить работу Ирины Соловьёвой - главной виновницы данного театрального торжества - маленькой Бабы-Яги, которой «всего-навсего» 127 лет. По колдовским меркам - сущий пустяк, самое время сидеть за партой и зубрить школьные задания. Она это и делает, постигая тайны магии и в конце концов понимая, что добрые дела творить куда как интереснее и веселей, нежели злые.
- В «Щелкунчике» мы запомнили Ирину как лирическую героиню, а в этом спектакле она органично сочетает лиризм с характерностью. Её маленькая Баба-Яга поначалу непослушна, взбалмошна, категорична. И если бы не мудрый ворон Абрахас (артист Николай Щебеньков), который стал её учителем, ещё неизвестно, в какую «Румпумпель» она могла бы превратиться лет этак в пятьсот.
- Ах, как хотелось бы мне назвать всех артистов, занятых в этом спектакле, всех мастеров, которые сделали таких замечательных кукол, сшили костюмы, сделали декорации… Всех-всех, кто работал над «Маленькой Бабой-Ягой» в Белгородском театре кукол. Но газетная площадь, к сожалению, слишком ограничена. А потому - идите, идите в театр всей семьёй, не забыв о бабушках и дедушках, и получайте волшебные впечатления от волшебного представления. Никакие «мультики», даже самые лучшие, не заменят живого зрительского соучастия в Сказке, которая рождается на ваших глазах.
- 1933 просмотра
Отправить комментарий