Ростовская финифть - самый удивительный экспонат Белгородского государственного художественного музея.
Финифть - древнерусское название эмали. Эмалями называют непрозрачную цветную стекловидную массу, которой покрывается поверхность металлических изделий. В Древней Руси они считались одним из самых дорогих и красивых материалов, техника изготовления которых была заимствована из Византии. Но со временем искусство цветной эмали приобрело чисто национальные черты, изменилось на русский лад и само название этой техники из греческого «фингитис» (белый камень) превратилось сначала в «финипт», а затем в «финифть».
В восемнадцатом столетии основным центром миниатюрной росписи по эмали становится Ростов Великий - город, который издавна славился богатой художественной культурой. Многие поколения мастеров сохранили древние традиции и донесли это истинно народное искусство до наших дней. С тех далёких времён и до сей поры оно известно как ростовская финифть.
Сначала изделия расписной эмали-финифти в Ростове имела исключительно церковное назначение. Финифтевые миниатюры украшали предметы церковного обихода и одеяния священников. Однако со временем, утрачивая прикладной характер, финифтевые миниатюры приобрели самостоятельное назначение в виде икон. К концу XIX века в России возник огромный спрос на мелкие финифтевые образки, производство которых достигало двух и более миллионов в год.
После длительного периода упадка на рубеже XIX-XX веков, с 20-х годов прошлого столетия, ростовская финифть начинает возрождаться. Новое поколение художников нашло новую форму назначения своих изделий, новый изобразительный язык, новые темы. С 50-х годов финифтевые миниатюры стали изготавливаться в сочетании с ювелирной техникой - сканью. Появляются изделия самого широкого назначения - кольца, серьги, браслеты, кулоны, подвески с декоративной цветочной росписью. Вместе с тем художники разрабатывали такие темы, как пейзаж, в том числе архитектурный, портрет, сказочные мотивы, бытовые сцены, сюжетные композиции.
За развитием этого удивительного промысла сотрудники нашего музея следили давно. Но возможности приобрести такие изделия долгое время не было. Первые из них, ставшие отправной точкой для комплектования коллекции ростовской финифти, появились после выставки «Возрождение», которая проходила на Белгородчине в 2005 году. Тогда и были закуплены произведения ростовской финифти, выполненные известными художниками Ларисой Самоновой, Натальей Серовой, Лидией Матаковой. А в этом году к ним добавились новые работы: шкатулки, флакон для духов, органайзер, украшенные цветочными росписями и сюжетными композициями. Все произведения удивляют богатой красочной гаммой и тонкой филигранью из посеребрённой меди, напоминающей по виду плетёное кружево. Особо ценным произведением среди новых поступлений стала икона «Четырёхчастная».
Музыка ростовской финифти зазвучала новым многоголосьем в музейной коллекции изделий декоративно-прикладного и народного искусства. Теперь у белгородцев и гостей города появилась возможность ближе познакомиться с этим древним промыслом, посетив постоянную экспозицию Белгородского государственного художественного музея.
- 2077 просмотров
Отправить комментарий