В выставочном зале Белгородского государственного художественного музея открыта персональная выставка заслуженного художника России Владимира Кизилова. Здесь представлено 100 графических работ, которые отражают 30-летний срез творческих исканий художника. Выставочный зал музея стал настоящим царством офорта, а этот вид графики требует от зрителя особой подготовки. Более того, это один из самых «затратных» видов изобразительного искусства. Материалы и техника стоят очень дорого, потому офорт сейчас не очень популярен среди художников. В.Кизилов подтверждает: «Это правда. Многих офортистов жизнь вынудила уйти в полиграфию, дизайн и другие смежные этому искусству ремесленнические отрасли. Офорт - древнейшая техника с колоссальным количеством возможностей. Причём невероятно сложная. Офортистом нельзя стать завтра. Нужно 5-6 лет, чтобы эту технику постичь. И я продолжаю этим заниматься. Это моя стихия».
На пресс-конференции, предшествующей открытию выставки, художник признался, что рисует в первую очередь «для себя»: «Есть определённое состояние, которое я пытаюсь передать. Именно состояние, а не какой-то конкретный ландшафт. Вот к примеру, когда вы попадаете в какое-нибудь прекрасное место, вы ощущаете его не только зрением, но всеми чувствами, испытываете множество эмоций. И задача художника - постараться передать это сложное состояние. И насколько хорошо у меня это получается - не мне, наверное, судить».
Перед посетителями выставки представлена часть того многообразия и богатства печатной техники офорта, которые накопились за 500 лет его существования в мировом изобразительном искусстве. Впервые в музее белгородцы имеют возможность познакомиться с офортом на коже, полюбоваться масштабными метровыми листами модульного офорта, когда при оттиске одновременно используется две и более досок. Совершенно непривычным на выставке становится офорт, выполненный белыми красками на чёрной бумаге, а также оттиски с техникой «шинкале», когда печать осуществляется одновременно на нескольких фрагментах бумаги разного цвета и фактуры. Также представлены офорты, выполненные в технике, которой пользовался великий художник Рембрандт Харменс ван Рейн.
Конечно, простому зрителю, да и людям, занимающимся теорией и историей изобразительного искусства, достаточно сложно оценить всю тонкость печатного офорта, если они сами не пробовали работать в этой технике или не наблюдали, как происходит этот процесс, что называется, «от и до». Проникнуть в тайны этого действа позволяет работа В.Кизилова «Исповедь в полнолуние», где под самим графическим листом художник расположил фрагмент цинковой доски. У зрителя есть редкая возможность рассмотреть тончайший рельефный рисунок на гладкой твёрдой металлической доске, выполненный мастером с помощью специальных инструментов. И вот, переводя взгляд от доски к рисунку, мы можем наблюдать отдельные стадии сложной работы художника, представить, каким образом в руках мастера холодный твёрдый металл становится способным передать тонкость, изящество и лёгкость пёрышка птицы, фактуру тонкой травы.
Владимир Кизилов представил на выставке не только офорт, но и рисунок в непривычном масштабе. Сразу при входе в выставочный зал перед посетителем предстаёт триптих, форматы листов которого выходят за пределы общепринятых и распространённых размеров рисунка. Тем самым они превращаются в самостоятельные картины. В прошедшем ХХ веке офорт был очень распространён в отечественном искусстве, в этой технике работали многие известные мастера, у всех на слуху имена С.Никиреева, В.Фаворского, Г.Верейского, не стоит забывать и знаменитого белгородского художника С.Косенкова, с которым был знаком Владимир Кизилов. На данный момент офорт как вид изобразительного искусства в России заслуживает особенно пристального к себе внимания и очень важно, что есть в широкой русской провинции художники, чьи офорты мы можем видеть не только на столичных выставках, но и которые представляют нашу страну за рубежом на международных биеннале (выставках, проходящих дважды в год, от лат. «bis» - дважды и «annus» - год - ред.) графики. Работы Владимира Кизилова хранятся в коллекциях многих музеев Европы, в частных собраниях в России и за рубежом.
Сам художник отмечает, что белгородский художественный музей замечательно подходит для демонстрации разных экспозиций: есть подвижные перегородки, большой выставочный зал, хороший свет. Эта выставка стала первой в своём роде большой экспозицией графики в музее и значительным образовательным и познавательным мероприятием для жителей и гостей Белгородчины.
- 2354 просмотра
Отправить комментарий