Почему для учителя из вейделевской школы важно доверие
«Такая хорошая девочка, такой славный парень», - то и дело говорит Любовь Корощуп, рассказывая о своих учениках. Способность всегда видеть в детях хорошее - неформальный, но очень важный критерий в оценке любого педагога. Хотя и профессиональным сообществом труд сельского учителя русского языка и литературы средней школы вейделевского села Зенино отмечен очень высоко: в этом году Любовь Александровну в числе 10 белгородских учителей удостоили премии за достижения в педагогической деятельности. Но пусть её «методологические» навыки оценивают коллеги, нам же хотелось понять, как она находит путь к сердцу детей, какими принципами руководствуется в их воспитании и какие открытия делает, ежедневно общаясь с самыми разными ребятишками.
Нить судьбы
Она родилась и выросла в сельской семье, где было семь детей, родители - простые труженики колхоза. Красавица, комсомолка, спортсменка - всё по классике. Особенно любила спорт, хотя и к литературе, и русскому языку относилась трепетно благодаря урокам учителя Никитинской школы Марии Михайловне Евтушенко. Уж она умела заразить учеников любовью к русской литературе, личным примером показывала, насколько интересным и цельным может быть образованный и увлечённый человек. При выборе профессии Любовь Александровна всё-таки склонялась к спорту, поэтому и пошла после школы подавать документы на спортфак в белгородский пединститут, а вышла из приёмной комиссии… абитуриентом факультета филологии. Секретарь за несколько минут сумела убедить девушку и в перспективах будущей профессии, и в том, что ей, любящей и знающей литературу и русский язык, учиться по этому профилю будет куда интереснее. Да и вдохновенные уроки Марии Михайловны в последний момент вспомнились очень кстати.
- И, знаете, ни одной минуты я не пожалела об этой неожиданной рокировке, которая со мной случилась. Вся атмосфера института, высочайший уровень педагогов нашей кафедры, их особое отношение к нам, студентам, влюбили меня и в мою будущую профессию, и в предмет, сделали годы учёбы незабываемыми, - делится Любовь Александровна.
Она настолько благоговела перед своими преподавателями (и до сих пор вспоминает их с особой теплотой), что даже мысли не возникало, что может пропустить лекцию, лишить себя драгоценных минут общения с ними.
- Помню, даже со свадьбы сестры я уехала раньше всех гостей: на следующий день у меня была лекция по литературе, которую читала Дина Фёдоровна Уварова, и мне нужно было попасть в Белгород. Я мысли не допускала, что могу на неё не пойти, - вспоминает педагог.
С таким возвышенным и ответственным отношением к своей будущей профессии она и пришла к ректору вуза просить распределения в строящуюся школу в Зенино, которая была недалеко от родной Никитовки и дома родителей. Было это в 1988 году.
Мечты и роли
Любовь Александровна показывает нам школьную территорию, которая с тех пор изменилась до неузнаваемости. Впечатлённые добавим, что о такой красоте, осмысленности в её устройстве без преувеличения может мечтать любое столичное учреждение. Разные по эстетике и наполнению ландшафтные зоны созданы и поддерживаются коллективом школы, частично - неравнодушными родителями. Экологические, этнографические, ботанические и многие другие утопающие в зелени уголки задействованы в учебном процессе и могут стать темой отдельной публикации, но наш интерес, повторим, - личностная педагогика. Что является главным ключиком в построении отношений учителя и ученика, спрашиваем у Любови Александровны.
- Доверие, - лишь на долю секунды задумывается учитель. - Без него постичь душу ребёнка невозможно. Учителю мало просто сдержать своё слово, нужно понимать, что беспокоит ребёнка, знать причины, которые его побудили к тому или иному проступку. Нотациями тут не поможешь.
Поэтому она всегда выбирает разговор по душам - самое действенное, что может исправить ситуацию.
- Я ориентируюсь на личность, индивидуальность ребёнка, стараюсь найти такие слова, чтобы он видел во мне друга, мог поделиться и своими мечтами, и переживаниями, - рассказывает Любовь Корощуп.
Вместе — дружная семья
К слову, мечты являются важным инструментом в работе педагога. Любовь Александровна сама большой любитель походов, она и ребят вовлекает в активные путешествия по родным местам. И мечта о каждом новом походе сближает классного руководителя (в этом году у Любови Корощуп в подопечных девятый класс) с учениками.
— С осени мы почти каждый день начинаем планировать походы будущего года, обсуждаем, куда пойдём, что возьмём с собой и будем готовить. Дети так привыкли к этому обсуждению, что, если я закручусь и забуду, напоминают: а про поход сегодня поговорим? Ходим мы в однодневные и раз в году обязательно с ночёвкой. И знаете, дети в походах по-новому открываются, это прекрасная возможность увидеть в них новые чёрточки и умения. Признаюсь, что зачастую ребята меня просто поражают своей ответственностью, готовностью быть частью команды. Так что и я у них чему-то учусь, — Любовь Александровна не скрывает гордости за своих учеников.
Хотя сегодня поход от школы сопряжён с соблюдением множества формальностей, в том числе бумажных, она не хочет исключать эту часть из внешкольной жизни, которая дарит ей самой и её ученикам радость воплощённой мечты.
Из этих же соображений три года назад она повезла ребят на экскурсию в Санкт-Петербург и с удовольствием наблюдала, как семиклассники, словно губка, впитывали рассказы экскурсовода, буквально глазами ели красоту культурной столицы. И одновременно заботились о своей учительнице в пути: «Любовь Александровна, вам надо поесть хорошо, отдохните, не волнуйтесь». Надо ли говорить, насколько сплотило это событие учителя и учеников.
Про «сплотило» стоит привести отдельный пример. С некоторых пор участие детей в общественно-полезном труде требует разрешения родителей. Зенинские, как правило, не возражают, за редким исключением (речь не о медицинских противопоказаниях). Поначалу «освобождённые» родительской опекой радовались возможности пораньше сбежать домой, но учитель им её на вполне законных основаниях не предоставила: школьные занятия не окончены, так что оставайтесь в классе и занимайтесь, вместо того чтобы деревья белить. Смотреть за дружной командой одноклассников в окно оказалось настолько непривлекательно, что дети вскоре договорились с родителями, чтобы позволили им трудиться наравне со всеми. И теперь, представьте, они первые помощники учителя.
Театральная «кухня»
Ещё один важный «участок» в работе филолога: театральный кружок. Чтобы вести его профессионально, педагог регулярно учится на мастер-классах артистов из Москвы, белгородского драмтеатра, педагогов института культуры.
— Мы и детей на репетиции возим, чтобы они видели театральную «кухню», — уточняет Любовь Александровна. — К тому же театр наравне с литературой помогает в воспитании нравственных качеств, а эту задачу я считаю для себя тоже очень важной.
Эта самая нравственность, разносторонность развития, переданные ученикам мудрым учителем, напрямую влияют на их жизненный путь и успехи. Многие из них выбирают творческие и гуманитарные профессии, выходят из школы уверенными в себе и своих силах, умеют общаться и добиваться целей. И когда Любовь Александровна говорит, что для неё школа — больше, чем школа, это же можно перенести и на её воспитанников. Для них она была и останется не просто источником знаний, но тем местом, где их умеют выслушать, поддержать, а если нужно — и направить в нужное русло.
- Комментировать
- 1058 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад