Учителем она хотела стать с детства. И не потому, что любила поучать окружающих или командовать сверстниками. Просто на жизненном пути попался ей удивительный человек - первая учительница Нина Николаевна Николаенко, в которую все первоклашки были просто влюблены, а потому влюбились и в профессию учителя.
На родине, в Казахстане, она закончила Акмолинский педагогический институт. Проработав несколько лет учителем физики и информатики в школе казахстанского города Степногорск, а потом - в степногорском управлении образования заместителем начальника управления, не мысля себя ни в какой другой профессии (даже работая в управлении образования, она по субботам вела в школе любимую информатику), Надежда Коновалова в 2008-м вдруг решила переехать в Белгородскую область. По семейным обстоятельствам - сын Дмитрий поступил на юридический факультет БелГУ. И спустя четыре года стала победителем областного конкурса «Учитель года». Нынешней осенью именно учитель информатики школы № 3 с углублённым изучением отдельных предметов города Строитель Яковлевского района Надежда Коновалова будет представлять наш регион на всероссийском конкурсе.
- Надежда Владимировна, ваш предмет не назовёшь лёгким хотя бы потому, что информационные технологии развиваются очень быстро и учителю надо самому постоянно учиться…
- Да, в том, что касается компьютера и информационных технологий, ученики порой знают больше, чем учителя. А информатика и физика у меня и в школе были любимыми предметами. Информатика, может быть, ещё и потому, что когда я училась в старших классах, её только начинали вводить в школьную программу. А всё новое мне было очень интересно. То, что буду учителем, я решила для себя ещё в младших классах, а новый предмет стал для меня своего рода ориентиром, чем я хотела бы заниматься и что донести до своих учеников. Так что в институте я получила специальность учителя физики и информатики. К слову, в пединституте я познакомилась и с будущим мужем. Сейчас Станислав Анатольевич Коновалов преподаёт физкультуру в школе номер 2 города Строитель…
- Вы работаете в школе с углублённым изучением отдельных предметов. Думаю, не ошибусь, что эти предметы - именно физика и информатика?
- Да, у нас созданы два профильных класса - физико-математический и информационно-технологический. Ещё несколько лет назад выпускники практически не выбирали информатику для сдачи единого государственного экзамена. А сейчас наши дети показывают результаты по ЕГЭ выше среднеобластного уровня. Дело ещё и в том, что наша школа стала экспериментальной площадкой для реализации проекта «Эффективность использования электронных учебных пособий в образовательном процессе». В соответствии с этой темой я определила для себя тему саморазвития «Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании информатики и ИКТ для повышения качества обучения». Четыре года работала в этом направлении. Результат: повышение качества знаний по предмету, увлечённость детей информатикой и информационными технологиями. Причём увлечённость такая, что они и на каникулах приходят в школу и мы с ними разрабатываем какие-то проекты. Вот один из наших лучших учеников - Богдан Демченко, он просто влюблён в физику и информатику. Почти все каникулы просидел в школе. Он у нас вообще парень уникальный: стал призёром областной олимпиады школьников по информатике и математике и победителем олимпиады по физике. Занял первое место в открытой олимпиаде школьников «Информационные технологии». Успешно участвовал и в других интеллектуальных состязаниях. А вообще у моих учеников - 54 призовых места во всероссийских заочных конкурсах и интернет-олимпиадах. От таких учеников нельзя отставать и учителю, поэтому я сама постоянно участвую в конкурсах. Это к тому же очень хорошая площадка для обмена опытом педагогов.
- Победа в областном конкурсе «Учитель года» - бесспорный успех и признание вашей педагогической деятельности. Легко ли давалось вам выполнение конкурсных заданий?
- Конкурс проходил в три тура. В первом каждый участник должен был представить свой инновационный педагогический опыт. С этим затруднений не возникло. На втором этапе мы проводили открытые занятия и беседы с учениками белгородской школы № 2. Я давала урок в десятом классе, а разговор с учащимися проходил в шестом классе. Причём темы урока и классного часа мы узнали за день до их проведения, так что на подготовку было совсем мало времени. Признаюсь: когда узнала, какая мне выпала тема, очень обрадовалась: «Успешный человек, какой он?». Мне было очень легко с детьми разговаривать на эту тему. И было очень приятно, что среди успешных людей дети называли директора школы, учителей, своих родителей. Школьники сами пришли к выводу, что успешность - это не только и не столько богатство и слава, а, прежде всего, реализация себя, своих знаний и умений. И что успешным можно быть в любой деятельности. Даже если ты домохозяйка. Третий тур - мастер-класс и дискуссионный «круглый стол» с членами жюри. А во всероссийском конкурсе, который пройдёт в конце сентября в Липецке, добавлены ещё два конкурсных задания - беседа с родителями и презентация личного сайта участника. На моём сайте (http://konovalova.yarono.ru) можно найти не только информацию о моих личных достижениях и успехах моих учеников, я с удовольствием делюсь с коллегами своими педагогическими наработками, учебными программами и всем тем, что может помочь любому учителю в педагогической деятельности, а родителям - в общении и с детьми, и с учителями.
- И наверняка вы имеете непосредственное отношение к работе школьного сайта?
- Более того, я руковожу его работой. Адрес сайта - http://school3.strlan.ru, стараемся вместе с учениками постоянно обновлять информацию. Кроме того, являюсь активным участником педагогического сообщества «Педагогический мир», моя страничка наполнена разнообразным методическим и познавательным материалом (http://pedmir.ru/).
- А в каких конкурсах ещё принимали участие?
- В 2010 и 2011 годах я стала победителем областного конкурса свободного программного обеспечения в школе и призёром областных олимпиады учителей информатики и конкурса рабочих программ. Занимала призовые места и в других муниципальных и региональных конкурсах. По итогам конкурса на лучшие перспективные модели измерительных материалов для оценки качества образования, который проводил Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) в 2012 году, со мной заключён договор подряда на разработку моделей заданий для проведения апробации представленных материалов. А ещё я являюсь муниципальным координатором всероссийских конкурсов «КИТ - компьютер, информатика, технология», «Инфознайка» и «Найди свой ответ в WWW-2012»...
- Вернусь к своему первому вопросу: информационные технологии развиваются стремительно, и, наверное, ваши педагогические инновации направлены как раз на использование всех возможностей цифровых технологий в педагогическом процессе?
- Конечно. Цифровые ресурсы я использую в определённой системе. Не только при объяснении или закреплении материала, но и при дистанционной форме обучения (скайп, электронная почта). Мы с детьми разрабатываем проекты: симуляторы, трансформеры и другие. У нас все кабинеты оснащены компьютерами и мультимедийным оборудованием. 80 процентов учителей прошли подготовку по применению мультимедийных учебно-методических комплексов. И ученики самостоятельно разрабатывают цифровые образовательные ресурсы в помощь учителям-предметникам. Дети к этой работе относятся очень ответственно - разрабатывают презентации, лабиринты знаний, кроссворды, проекты по программированию и т.д. Свободный доступ к информации, использование интернет-ресурсов позволяет школьникам создавать телекоммуникационные проекты. Я уверена, что компьютерные технологии способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся и их социализации в современном информационном обществе. Творчество - это высшая форма деятельности ученика. Поэтому для меня очень важно научить детей создавать что-то своё, свои программные продукты, авторские разработки презентаций, схем заданий. И, конечно, творческие работы: доклады, рефераты, тематические газеты.
- Ваши принципы общения с учениками…
- Я всегда с ними разговариваю на «вы». Я по-другому даже не представляю общение с детьми. И они по-другому воспринимают учителя, уже не могут себе позволить какой-то грубости, вольности. Никогда не ставлю себя выше учеников. Мы с ними на равных, мы - сотрудники. Считаю, что можно найти подход к любому ребёнку. И такие взаимоотношения настраивают на волну творчества, содружества.
- Комментировать
- 2771 просмотр
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад