В Белгородской области на одного зайца приходится два охотника. И это не шутка. Я, честно говоря, сам в шоке. Об этом мне сообщил начальник управления охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Белгородской области Виктор Александрович Галыгин. Вот эти шокирующие цифры: на тридцать пять тысяч охотников в области всего шестнадцать тысяч зайцев. На одного лося приходится двести охотников. На оленя - двадцать восемь. На кабана - шесть с половиной человек с ружьём. На куницу почти двенадцать. И только уток немного больше, чем тех, кто готов эту утку добыть, - на одного охотника приходится 1,3 утки. Однако это преимущество пропадает уже в первый день охоты. По словам В.А.Галыгина, на открытие сезона на пернатую птицу выходит около десяти тысяч охотников.
- В среднем каждый из них делает пять выстрелов по птице. Итого - пятьдесят тысяч выстрелов по пятидесяти пяти тысячам уток. По статистике, половина пернатого поголовья добывается уже в первый день охоты.
- И так каждый год? - ужасаюсь я.
- Да, - пожимает плечами Виктор Александрович. - Одно радует - охотники наши, слава Богу, не чемпионы по стрельбе. Если бы одним выстрелом, скажем, одну утку добывали, то у птицы никакого шанса бы не осталось. А так, опять же по статистике, на десять произведённых выстрелов приходится одна добытая утка.
- Я вот смотрю динамику численности зайцев. По сравнению с 2001 годом их численность уменьшилась почти на треть.
Но почему?
- Факторов много, - начальник управления начинает загибать пальцы, - первое - природные и техногенные факторы. Не только у нас, но и по всему Центрально-Чернозёмному региону. Если до девяностых годов сельское хозяйство велось умеренными темпами, сельскохозяйственная техника допускала определённые потери урожая, то в настоящее время с использованием инновационной сельскохозяйственной техники урожай убирается практически под ноль. Плюс почти все хозяйства используют гербициды и удобрения, что тоже не сказывается положительно на размножении зверя. Второе - хищники. И третье - всё тот же человеческий фактор.
- Это как? - спрашиваю. - чем люди зайцам насолили?
- Пожарами! - отвечает Виктор Александрович. - После зимы подсыхает трава, и в марте-апреле начинаются поджоги. Причём зачастую именно в тех местах, где обитает зверь, что приводит к гибели молодняка. Наши специалисты исследовали динамику численности зайца- русака и пришли к выводу, что есть цикличность в 7-10 лет. И численность зайца-русака в этот период имеет высший и низший пики. Низший пик, по нашим подсчётам, был года два назад. Теперь численность зайца-русака медленно увеличивается.
- Наверное, сильно увеличиться не дадут охотники?
- Мы принимаем все меры к тому, чтобы приумножить численность зайца-русака. В этом году, например, ввели ограничения. Если раньше охота на зайца-русака была с 15 сентября по 28 февраля, то в этом году будет с 4 ноября по 31 декабря.
- Кстати, а когда начнётся утиная охота?
- Предположительно с 15 сентября. Хотели открыть, как всегда, с третьей субботы августа, однако в связи с пожаро-опасной ситуацией решено открытие перенести на сентябрь.
Из разговора с Виктором Александровичем ещё я узнал, что численность лисицы, в отличие от зайцев, с 2001 года возросла вдвое. Интересно - почему?
- А потому, что нет спроса, - ответил В.А.Галыгин. - Если раньше при зарплате 100 рублей одна шкурка добытого животного стоила 150 рублей, то можете представить, какой спрос был на лисицу. А сейчас в моде песец, горностай, мутон. Лисица, получается, вообще никому не нужна. И продать лисью шкурку невозможно. Потому, естественно, многие забросили этот вид охоты, вследствие чего численность лисицы резко увеличилась. Но мы занимаемся регулированием их численности. Например, в этом году охотник или охотничий коллектив, который добудет пятьдесят и более лисиц, будет премирован разрешением на добычу дикого копытного животного. А разрешение такое стоит около десяти тысяч рублей. Это хоть как-то помогает уменьшать численность.
- А зачем её уменьшать?
- Затем, что природа любит равновесие. Сейчас фактическая численность лисицы в несколько раз превышает её оптимальную, что привело к вспышке бешенства. Мало того, были случаи, когда лисица заходила в населённые пункты и нападала на детей!
Что касается браконьерства, то за незаконную добычу животных можно попасть даже под уголовную статью. Один охотник из Корочанского района добыл незаконно лося. Итог - 156 тысяч рублей штрафа и два года исправительных работ. Другого браконьера за незаконную добычу трёх косуль суд приговорил к штрафу в 47 тысяч рублей и шести месяцам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.
Кстати, охотники из Прохоровского района прислали в нашу газету письмо - они жалуются, что их не пускают в Беленихинское охотхозяйство якобы из-за того, что это хозяйство взяла в долгосрочную аренду организация «Белая птица». В.А.Галыгин разъяснил, что после открытия охоты по закону арендатор не имеет права запрещать охоту всем желающим, если, конечно, у них должным образом оформлены все охотничьи документы.
И ещё одна новость для охотников. В Налоговый кодекс внесены дополнения: с этого года за получение разрешения на охоту на территории общедоступных охотничьих угодий надо платить государственную пошлину в размере 400 рублей.
- 1932 просмотра
Отправить комментарий